Эксперт центра об установлении мер ответственности для политических партий за невыполнение предвыборных обещаний

Эксперт центра об установлении мер ответственности для политических партий за невыполнение предвыборных обещаний Эксперт Центра научной политической мысли и идеологии, к.ю.н., Гаганов Александр Андреевич отвечает на вопросы журналиста "Портала региональных новостей".

На сайте Государственного Совета Республики Коми появилась информация о том, что республиканские депутаты разработали проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» в части установления мер ответственности для политических партий за невыполнение предвыборных обещаний. Эту инициативу рассмотрел Президиум Государственного Совета Республики Коми.

Однако для направления законодательной инициативы в Государственную Думу от регионального парламента требуется соответствующее постановление Государственного Совета Республики Коми. По-видимому, пока такого документа нет, и законодательная инициатива не направлялась в Государственную Думу.

Вопрос о введении ответственности депутатов за свои предвыборные обещания неоднократно поднимался на уровне законодательных органов субъектов РФ. В некоторых субъектах РФ были попытки ввести отзыв депутата избирателями за те или иные нарушения (неявка на заседания, невыполнение наказов избирателей), но в целом эта практика не прижилась. На федеральном уровне институт императивного мандата не предусмотрен: по существу ни депутаты, ни партии не несут ответственности за то, как они работают в парламенте и чьи интересы защищают на самом деле. Однако такая ответственность необходима.

Считается, что если депутат себя дискредитирует во время своей работы в парламенте, то его не переизберут на следующих выборах, а это и есть политическая ответственность, своеобразное политическое наказание для парламентария. Но, во-первых, это не всегда работает (особенно если выборы производятся по партийным спискам), а во-вторых, избиратели не всегда имеют возможность узнать, что именно сделал для них депутат.

В связи с этим возникает несколько предложений: наказы избирателей должны быть зафиксированы, их исполнение должно отслеживаться, а информация о деятельности депутата должна быть прозрачной и общедоступной. Также необходимо предусмотреть ежегодные отчеты депутатов перед своими избирателями, в которых депутаты ответили бы на вопросы: что планировалось сделать для граждан по их просьбам и что сделано.

Ответственность политических партий – предмет еще более специфичный. Если партия представлена в парламенте, то она может что-то сделать для своих избирателей. Если партия не имеет большинства в парламенте, то ее возможности сильно ограничены. А если партия фактически не может повлиять на продвижение своих инициатив в парламенте, то как она может нести за это ответственность? Тогда речь идет об ответственности без вины, что не соответствует принципам права.

Не имея перед глазами текста проекта федерального закона, который разработали депутаты парламента Республики Коми, нельзя ничего сказать о конкретных механизмах ответственности, предложенных депутатами. Также нельзя оценить качество законопроекта с точки зрения законодательной техники, которое, в свою очередь, также может сильно повлиять на то, будет ли принят предлагаемый закон.

Логично предположить, что законопроект депутатов парламента Республики Коми затрагивает интересы всех политических сил, представленных в федеральном парламенте, и создает угрозу ответственности для действующих политических партий и депутатов. Поэтому можно ожидать, что законопроект встретит большое сопротивление со стороны депутатов Государственной Думы, и они найдут возможность отклонить его. Если же механизм ответственности закладывается такой, что его будет очень сложно реализовать на практике, то федеральный парламент может принять такой закон «для видимости» (однако и это маловероятно).

Источник


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
1452
7103
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика