В Москве ученые представили «Российский мировой проект»

В Москве ученые представили «Российский мировой проект»

В Центральном доме журналистов прошла научно-экспертная сессия «Россия и мир. Российский мировой проект». Представители научного сообщества, историки, политологи, философы, социологи обсудили особенности факторов успешности России в мире, ее миссию и проблематику внешней политики перед лицом глобальных вызовов современности. Подробностями поделился журнал «Роснаука».


Организатором сессии выступил Центр научной политической мысли и идеологии, руководитель которого д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор Степан Сулакшин в ходе сессии также презентовал собравшимся недавно вышедший в свет двухтомник — исследование коллектива авторов с аналогичным сессии названием —  «Россия и мир. Российский мировой проект». В обсуждении приняли участие: декан факультета истории, политологии и права МГОУ, д.и.н., профессор, соавтора двухтомника Вардан Багдасарян, президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов, экономист, публицист, общественный деятель, член «Изборского клуба», также соавтор исследования Андрей Кабиков, генеральный директор Центра изучения кризисного общества Максим Вилисов, д.техн.наук, профессор МАТИ им. К.Э. Циолковского Петр Белов и другие эксперты.

Выступавшие сошлись во мнении, что сегодня мир, находящейся в системном тупике, нуждается в субъекте выдвижения идеологии альтернативного развития. По мнению профессора В.Багдасаряна, именно Россия всегда была способна помимо военной силы выдвинуть идеологическую альтернативу. «Запад в качестве универсальной модели развития предлагал путь глобальной конкуренции. Конкурируют между собой люди, конкурируют социальные институты и хозяйствующие субъекты, конкурируют нации и государства. Одни в результате конкуренции выигрывают и являются успешными, другие проигрывают и являются отверженными,—  утверждает профессор. — Успешные — лучшие предназначены по логике глобальной борьбы к господству над неуспешными — худшими. Фашизм в этом смысле не был культурным сбоем Запада, а логическим завершением западного проекта. И то, что сегодня фиксируется наступление волны новой фашизации мира, подтверждает этот вывод».

Докладчик видит принципиальную заслугу России перед человечеством в демонстрации идеи развития на неконкурентной основе. «Выдвигаемая ею альтернатива являлась альтернативой глобального солидаризационного развития. И идеологические доктрины, выстраиваемые на основе православия, и идеология советского коммунизма, и общинная самоорганизация народа — все указывало на один и тот же цивилизационный ориентир — не конкуренция, а солидаризация. Не просто солидаризация как форма общественного бытия, чем жили и другие цивилизационные общности, а солидаризация как опора развития. Под это знамя предлагалось встать всему человечеству, подавляющему большинству, отвергаемому в рамках западной модели развития в разряд неуспешных. Потому-то и существует исторически западная россиефобия. Запад боится Россию не только как военную силу, но как, и прежде всего, конкурента в проектировании эволюционного развития. Развилка эволюции состоит сегодня в том, что либо человечество в качестве единого вида распадается на сверхлюдей и недолюдей — фашистская перспектива, либо находит силы для единения — солидаризационная перспектива», — заключил профессор Багдасарян.

Все это выносит в повестку проектирования будущей России вопрос о ее мировой позиции и собственном российском мировом проекте. «Существует «Пакс Американа»,  Китайский глобальный проект, миру известны идеи «Великого халифата», другие паннациональные мировые проекты. Собственно американо-центричная глобализация  показывает куда направился мир в отсутствие российской роли в мировой повестке», — рассуждает генеральный директор Центра научной политической мысли и идеологии Степан Сулакшин.«Но в стране есть понимание этого вызова, есть творческие и общественные силы, чтобы сформулировать ее новый современный мировой проект. Он безусловно увязан с внутренней повесткой освобождения страны от либерально космополитического периода с вызовом переустроения и оздоровления, прежде всего, внутри самой страны. Получить моральное право на призывы к миру Россия может только после излечения от асоциальной, либеральной, по существу социальной расистской модели. И это вполне реально, ибо крах либерализма прогнозируется уже  в самой недалекой перспективе», — убежден ученый.

Соавтор исследования кандидат социологических наук Надежда Хвыля-Олинтер уверена, что российская ментальность является уникальным феноменом, существенно отличающим российское население от населения других стран. «Быть может указанные отличия как раз и не позволяют российскому обществу прогрессировать, а оглядка на Запад является для нас спасением?, — задается вопросом исследователь. И сама себе отвечает: «Попытка замены традиционных российских ценностей на противоречащие сути русской культуры западные массовые заменители влечет за собой реальную опасность. Ключ к успеху России – в возрождении и отстаивании ее уникальных цивилизационных особенностей, а не в копировании тех, которые возникают в опыте других стран», — заключила Н. Хвыля-Олинтер.

По итогам обсуждения организаторы планируют выпустить и распространить сборник докладов и материалов сессии.



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
1846
8261
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика