Чудо крещения Руси. Святой князь Владимир

Чудо крещения Руси. Святой князь Владимир

В эти дни празднуется 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира — крестителя Руси. Великого киевского русского князя. Возможно, впервые это знаменательное общее торжество нашего разделенного народа не может быть достойно чествовано в Киеве, на берегах Днепра — именно, как общерусский юбилей.

Ниже о подвиге и значении в судьбах России св. равноапостольного князя Владимира мы приводим главу из книги "Святая Русь: время собирать камни" (Москва, 2005) ученого и общественного деятеля Бориса Николаевича Кузыка — доктора экономических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации, члена-корреспондента РАН, директора Института экономических стратегий, генерал-майора запаса.

Фото: Картина художника Алексея Кившенко «Крещение киевлян князем Владимиром», 1880 год.


«Дух всюду сущий и единый» (Г.Державин)

Я давно перестал считать, сколько раз был там то и там то. Давно перестали втыкать в карту флажки мои родные. Многие места мне стали так хорошо знакомы и близки, что поездка туда не восприни мается как нечто особое...

В Киев я приезжал школьником и курсантом, офицером Минобороны и советником Президента РФ. Я приезжал на экскурсии, на совещания, на научные конференции, на деловые переговоры. Мне довелось побывать в Киеве с моими родными. Мне доводилось жить здесь, дышать его воздухом, бродить по улицам, забывать о времени в его музеях, библиотеках, храмах. Казалось бы, я знаю его вдоль и поперек, не заблужусь и не потеряюсь, я здесь — свой, я вникаю в историю, помню даты и имена. Но все же, читая труды по истории, не перестаешь удивляться и делать для себя открытия.

Путешествуя по Днепру на теплоходе, как будто заново видишь раскрывающий объятия величественный город.

Киев — мать городов русских. Хотя на Руси были города и до Киева, но именно здесь во времена князя Владимира сформировалось устойчивое понятие «земля Русская». Не «народ русский», летописи не знают такого выражения, а именно так — «земля Русская».

Именно здесь были начертаны строки Повести временных лет: «...откуда есть пошла Русская земля...» Именно отсюда шагнула русская письменность, великий и могучий русский язык. Именно здесь было сказано: мы все — братья.

В конце Х в. вошли в купель святого крещения племена полян, древлян, кривичей, вятичей, радимичей, и чудесным образом вышел из купели русский народ. Именно так воспринимает русская история те далекие события. Именно здесь православное христианство превратилось в русском сознании в традиционную национальную религию. Признаком национальной принадлежности стало понятие «православные люди».

Клавдий Лебедев. «Крещение киевлян»

Надо понять ранние верования наших предков, чтобы оценить переворот в сознании. Для древних славян мир представлял собой арену борьбы между добром и злом, а вся история — историю борьбы добра и зла. Язычество основывает ся на постулате, что добро и зло есть два самостоятельных, равнозначных начала бытия мира. И те и другие божества требовали жертв. Принимаемая язычником самостоятельность злого начала служила оправданием его неизбежности, рождала культовые формы.

Воспринимая добро и зло равноправными и естественными, воспринимается естественным и то, что зло сидит в нас. И вот уже дурные порывы и наклонности «объяснимы», грехи обретают «законные» права на существование. В язычестве зло достойно почитается не менее добра, и формы этого почитания — неотъемлемая часть любого языческого культа. Кстати сказать, рассматривая под этим углом современную продукцию массмедиа, мы легко угадаем попытки навязать молодежи представления, ведущие к возврату язычества.

Беспощадны были и семейные обычаи наших предков: межродовые распри, кровная месть, увод (кража) невест. Погребальные ритуалы знали захоронение рядом с умершим вождем его жены, слуг, коня. Известны случаи принесения в жертву пленных врагов при обряде погребения павших воинов.

Взять хотя бы известный историкам факт мести княгини Ольги за смерть мужа — мести скорой, мести многократной — чтобы даже головы не поднять! Это было до принятия княгиней Ольгой христианства, в языческие времена...

Русь находилась на стыке разных цивилизаций, наша территория была полем борьбы интересов мусульманского Юга, православного Востока, католического Запада и иудейского Хазарского каганата.

Казалось, что ради спасения целостности наши предки должны были оберегать свою религиозную самобытность. И действительно, накануне крещения Руси и образования единой Киевской державы славянское язычество достигло наивысшей точки своего развития. Язычество стало государственной религией Руси. Древняя Русь изначально была полиэтничным государством. Князь Владимир попытался объединить державу государственной религией, но с язычеством это не получилось: у каждого племени были свои боги, свои обряды. Возвеличив что то одно, наносишь ущерб другим племенным союзам. Искусственно созданная решением Владимира иерархия богов в Киевской Руси не прижилась, разноэтничное по своим корням славянское язычество оказалось неспособным исполнять функцию единой государственной религии.

Вот здесь, на высоком берегу Днепра, стояли идолы, официальные символы государственной религии. Остатки того самого Перунова холма найдены и изучены киевскими археологами в 1975 г.

Остатки фундамента, на котором стояли языческие идолы, свергнутые князем Владимиром

Я стою, может быть, на том самом месте, где их сбросили с крутизны в воду. О чем думал князь Владимир? Как решился? Почему принятие им самим христианства не осталось сугубо личным делом, как у его бабушки, княгини Ольги?

Уступки соседям должны были бы привести к неминуемому разделу Руси на «зоны влияния» мусульманства, иудаизма и христианства с последующей утерей государственного, религиозного и национального единства. История южных славян подтверждает это — когда то единый народ разделился на православных сербов, католиков хорватов и славянских мусульман, враждующих между собой.

Поучителен и пример Золотой Орды, два века являвшейся самым мощным государством мира. Внутреннее единство поддерживалось религиозной самобытностью, основывавшейся на совокупности многочисленных племенных культов. Это позволило покорить огромные территории и благополучно пережить серию гражданских войн. Но в 1313 г. хан Узбек объявил ислам государственной религией, и этот фактор, наряду с другими, стоил Орде существования. Ее распад показывает, какова могла бы быть судьба России. Оснований для сравнения предостаточно: новая вера распространяется верховной властью; религия единобожия призвана заменить древние языческие обряды; обращение завершает период междоусобиц; воинственный народ, отсутствие жесткого государственного единства... Совпадений множество. Но история демонстрирует прямо противоположный результат изменения веры.

Хан Узбек свою родину погубил: вспыхнувшая религиозная междоусобица стала для Орды роковой, положила начало ее окончательному распаду и уходу с исторической сцены навсегда.

Князь Владимир проигрывал отдельные сражения. Но он не проигрывал войн и всегда достигал поставленных целей.

Монумент в честь крещения великого князя Владимира и его дружины в Севастополе

Князь Владимир возвеличил свою родину, приняв христианство. Религия мира, со всей полнотой свидетельствующая об абсолютности добра, блага и любви, объединила племена в единое целое. Христианство провозгласило принцип «ни эллина, ни иудея», то есть принципиально отказалось быть узкоплеменной религией.

Христианство смогло опереться на присущие населению Руси лучшие черты и обычаи. Путешественники того времени отмечали привлекательные черты славян. Они не знали ни хитрости, ни обмана, хранили древнее простодушие и простоту нравов. С пленными обходились дружелюбно, назначая определенный срок их плена, по истечении которого пленник мог покинуть своих бывших хозяев либо остаться с ними жить как вольный человек.

Обычай гостеприимства делал славянские земли безопасными для путешественников, и хозяин головой отвечал обществу за безопасность гостя чужеземца. Купцы охотно посещали славян, отмечая, что среди них не было ни воров, ни разбойников.

Славянское язычество имело своеобразные отличительные черты: божества были напрямую связаны с природными объектами, находящимися в сфере деятельности славян. Поиск гармоничного существования в природе и с природой – вот важнейший смысл славянского язычества. Не борьба с природой, не покорение или преобразование, а гармония, равновесие! Славянская мифология была призвана гармонизировать отношения людей с природой и отношения между различными народами, обеспечить мирное сосуществование различных этносов в рамках одного социума.

Владимирский собор в Херсонесе заложен в 1861 г., восстановлен в 2001–2002 гг. Внутри и возле собора — остатки древней базилики. В храме три придела: во имя Святого князя Владимира, Святого князя Александра Невского, Апостола Андрея Первозванного

Историки отмечают факты существования христианских общин на Руси задолго до святого Владимира.

Кроме сведений о проповеди и крещении славян апостолом Андреем имеются данные о существовании христианской общины в Крыму времен пребывания святого Климента, святителя Римского, в Херсонесе в конце I в. от Р.Х. Следы святого Климента в Крыму известны, его мощи были перевезены в Киев князем Владимиром и покоятся ныне в Киево-Печерской лавре.

Имеются письменные византийские источники — документы соборов, подписанные в числе других епископами, представлявшими христианские общины территории Северного Причерноморья.

В различных письменных источниках упоминается крещение князей Аскольда и Дира во время их похода на Константинополь. Предание указывало на существование «аскольдовой могилы» на крутом киевском холме возле Лавры.

Памятник в честь основания Киева

Почти одновременно с походом киевских князей на Царьград в южных русских областях святой Кирилл, просветитель славян, крестил двести семейств. К 957 г. относится крещение княгини Ольги, приехавшей для этого в Константинополь. Крестил ее сам патриарх, благословивший Ольгу по совершении таинства дарственным крестом с надписью: «Земля Русская воздвигнута для жизни в Боге крещением блаженной Ольги».

Но именно крещение Руси святым Владимиром, государственный акт одного из крупнейших государств Европы того времени, является общепризнанным рубежом истории. Истории Европы!

Даты Скифской миссии апостола Андрея и крещения Руси при святом Владимире являются узловыми точками истории России. Они прекрасно укладываются в данные многофакторного моделирования Института экономических стратегий и многое объясняют специалистам. «Русская история поражает необыкновенной сознательностью и логическим ходом явлений», писал К.С.Аксаков более 120 лет назад. Мы часто забываем об этой осознанности, возводя напраслину на предков, подверстывая их высокую духовность под наше нынешнее убожество. Между тем история донесла до нас многочисленные свидетельства их гармоничного мировоззрения и глубокого понимания ценностей русской цивилизации. Сегодня мы в состоянии оценить исторические следствия принятия новой государственной религии, проследить развитие событий.

В Киеве по приказу князя Владимира были разрушены языческие капища, идолы сожжены или сброшены в реку. Разосланы проповедники по городам Руси просвещать и крестить население. Начато строительство православных храмов, переписываются богослужебные книги. Появляются первые письменные пастырские поучения, на века определившие самосознание народа.

В первые же годы были подготовлены сотни русских священников, в частности на Афоне. В архивах русского Афонского Пантелеимонова монастыря есть указания на это.

Крещение в корне изменило жизнь, поскольку человек стал задаваться вопросами о новых христианских обязанностях, о том, в какое положение поставлен он по отношению к окружающему миру, к Богу, к себе самому.

С 988 г. совершенно изменилась нравственная жизнь князя Владимира. Крещение отозвалось благодатной переменой и среди людей, его окружавших.

Софийский собор в Киеве. 1037–1040 гг.

Начались важнейшие процессы, давшие плоды уже во времена правления сына Владимира — Ярослава Мудрого.

Учрежден справедливый суд и написан свод законов государства «Русская Правда». Приведена в порядок и записана система сбора налогов, заменившая ранние формы, подчас носившие характер грабительских набегов.

К этому же времени относится начало летописания и ранние формы денежного обращения. Если до Владимира имели хождение слитки серебра и рубленные части слитков, иностранные монеты, то в правление сына святого Владимира был налажен выпуск золотых и серебряных монет с изображением святого Георгия, то есть своей отечественной валюты. Начался процесс формирования русских монастырей, церковь становится организационной силой в упорядочении экономических, социальных, культурных процессов. При монастырях открываются школы, создаются книгохранилища, вырастает и оформляется единый для всей Руси литературный древнерусский язык. Особо следует остановиться на «Русской Правде», внимательное прочтение которой дает возможность полнее оценить результаты устройства общества святым князем Владимиром.

Свод древнерусского права, получивший название «Русская Правда» (XI в.), вобрал в себя более древние русские установления, существовавшие в Х в., в частности отдельные нормы «Закона русского», Правду Ярослава Мудрого («Древнейшая Правда»), Правду Ярославичей. «Русская Правда» посвящена защите жизни и имущества княжеских дружинников, слуг, свободных сельских общинников и горожан; она регламентировала положение зависимых людей; излагала нормы наследственного права.

Софийский собор поставлен на фундаменте еще более древнего храма – это доказывают находки археологов

«Русская Правда» сложилась на основе народных традиций и обычаев. Ее содержание свидетельствует о высоком уровне развития экономических отношений, богатых хозяйственных связей, регулируемых законом. «Правда», — писал историк В.О.Ключевский, — строго отличает отдачу имущества на хранение — «поклажу» от «займа», простой заем, одолжение по дружбе, от отдачи денег в рост из определенного условленного процента, процентный заем краткосрочный от долгосрочного и, наконец, заем — от торговой комиссии и вклада в торговое компанейское предприятие из неопределенного барыша или дивиденда. «Правда» дает далее определенный порядок взыскания долгов с несостоятельного должника при ликвидации его дел, умеет различать несостоятельность злостную от несчастной. Что такое торговый кредит и операции в кредит — хорошо известно «Русской Правде». Гости, иногородние или иноземные купцы, «запускали товар» за купцов туземных, то есть продавали им в долг. Купец давал гостю, купцу земляку, торговавшему с другими городами или землями, «куны в куплю», на комиссию для закупки ему товара на стороне; капиталист вверял купцу «куны и гостьбу», для оборота из барыша».

Вместе с тем, как видно из прочтения экономических статей «Русской Правды», нажива, погоня за прибылью не являются целью древнерусского общества. Главная экономическая мысль «Русской Правды» — стремление к обеспечению справедливой компенсации, вознаграждения за нанесенный ущерб в условиях самоуправляемых коллективов. Сама правда понимается как справедливость, а ее осуществление гарантируется общиной и другими самоуправляемыми коллективами. Главная функция «Русской Правды» — обеспечить справедливое с точки зрения народной традиции решение проблем, возникавших в жизни, обеспечить баланс между общинами и государством, осуществить регулирование организации и оплаты труда по выполнению общественных функций (сбор виры, строительство укреплений, дорог и мостов).

Не менее ярко раскрывает заслуги в области государственного строительства святого князя Владимира древнейший памятник русского права «Закон судный людям». Он сохранился в рукописях русского происхождения («Кормчая летопись»), датируемых концом IX — началом Х вв.

Гробница Ярослава Мудрого в Софийском соборе

«Закон судный людям» и «Русская Правда» имели огромное значение в дальнейшем развитии русского права. Они легли в основу многих норм международного договора Новгорода и Смоленска (XII–XIII вв.), Новгородской и Псковской судных грамот, Судебника 1497 г. и др.

Государственное устройство Руси сочетало традиции сильной центральной власти и местного самоуправления.

Древняя Русь изначально была многоэтничным государством, на ее территории встретились и начали взаимодействовать народы с разной формой организации общины. При кровно родственной общине происходит расслоение внутри родов и между ними. И внутри родов и между родами устанавливается жесткая иерархия и подчиненность сверху вниз: старшие главенствуют над младшими, знатные роды — над менее знатными. Государство у народов с кровно родственной общиной возникало как результат установления господства одного рода племени над другими. На землях территориальной общины, бывшей у славян, государство возникало и строилось снизу вверх, в зависимости от действительных потребностей. Значительным было влияние выборных должностных лиц, а само управление в территориальной общине было связано с хозяйственными задачами.

Территория славянских княжений складывалась вокруг городов и обычно называлась «землей». Земская власть — это исторически возникшая наиболее экономически целесообразная форма организации для славян.

Именно благодаря территориальной форме общины и демократическим формам организации славяне оказались способны быстро ассимилировать другие народы. Иногда ассимиляция происходила всего за несколько поколений, история знает тому немало примеров. Результаты ассимиляции — усвоение славянского языка, нового образа жизни, а главное — новых ценностей.

В кровно родственной общине обязательно присутствует культ генеалогии, чужеземца принимают лишь на правах раба, и даже самый талантливый выходец из незнатного рода не может стать во главе племени. Все предопределено от рождения, у таких племен судьба воспринималась как неотвратимый злой рок, и волю богов нельзя было изменить.

В территориальной общине славян, изначально образовавшейся из смешения части родов разных племен, генеалогии не придают большого значения. В состав общины легко принимались чужеземцы, даже рабы военнопленные. Старейшин выбирали всей общиной, существовала общая собственность на землю. В территориальной общине славян жили малыми домами, семьями. А в кровно родственной общине — большими домами, объединявшими род.

Освоение новых территорий происходило мирным путем, мирный характер носили отношения между славянскими племенами и другими народами: сельские поселения славян не укреплялись, и даже в центре городов укреплялся только детинец, а посады оставались неукрепленными. Каменных замков, как на Западе, на Руси не было и не будет.

Территориальная община славян повлияла на особую восприимчивость славянами культуры, спокойному заимствованию традиций, обычаев. Именно славянская территориальная община породила исключительную жизнеспособность славянских народов.

Интерьеры Софийского собора. Роспись XI в.

Во времена князя Владимира христианство усиливало территориальный характер общины, и это стало опорой государственности. Кстати сказать, многие современные проблемы России объясняются фактом культивирования до сих пор отдельными нациями ценностей кровнородственных общин, многие руководствуются прежде всего интересами кровно родственными, оставляя в стороне территориальные, государственные. Этническое самосознание славян изначально было ослаблено на фоне племен с кровнородственной общиной.

Территориальная форма организации общины и стала основой государственности. Эта система победила, например, по трансконтинентальным транспортным артериям, всему Волго-Балтийскому пути, и по всему пути не видно следов межэтнических конфликтов. Вече избирало, призывало и изгоняло князя, князь в общем случае был наемной исполнительной властью с сильно ограниченными функциями. Вече избирало посадника, тысяцкого, архиепископа. Вече было небезопасно для князя и его дружины: известны случаи убиения князя (Киев), повешения князей (Галич), избрания на княжение боярина, приглашения на княжение сразу двоих из враждующих династий (Киев).

Крестьянская община с ее самоуправлением срастается с церковным приходом. Традиционные общинные праздники увязываются с церковными праздниками, а трудовой сезонный крестьянский календарь — с именами православных святых. Крестьянская община становится организацией православных земледельцев, отношения в общине и нравы подвергаются благодатному направляющему влиянию христианства. Новая религия освятила практику взаимопомощи при освоении и обработке земель, строительстве домов, защите от врагов, заботе о престарелых и сиротах. Новая человечная христианская религия пришла на смену языческому копированию жесткой животной борьбы за выживание. Индивидуализм сменяется коллективным сознанием. Это отражается как в духовной практике, так и в быту.

В летописях Х в. упоминаются «старейшины древодельские» — руководители артелей плотников. Артельная форма организации труда была основной при строительстве крепостей, церквей, княжеских теремов и прочих зданий. Самоуправляемые, самостоятельные хозяйственные коллективы артелей состояли из прихожан одной церкви, получали благословение от своего приходского священника, а преуспев — заказывали свои особые иконы и даже ставили свои церкви. Эти обычаи зафиксированы в истории многих древнерусских городов, например Новгорода.

Историкам известно с XII–XIII вв. широкое распространение в селах, деревнях, на городских посадах артельных форм хозяйствования. Плотники, кузнецы, литейщики, кожевенники объединялись в «братии». Община и артель сплачивали: так формировался присущий русским людям коллективизм. Ценности русской цивилизации выражались в духовно нравственных отношениях общины и артели. Человек не был одинок, он чувствовал постоянную поддержку общины, артели.

А центром общественной жизни была церковь. Пиры, свадьбы и похороны совершались обычно в прирубе церкви, трапезной. В церкви оглашали указы, принимали почетных гостей общины, обсуждали крестьянские нужды, судили и рядили, решали общие дела. Именно такое общинное житие стало основой русского коллективистского миросозерцания.

Главный иконостас Софийского собора

С принятием христианства в качестве государственной религии Русь вошла в число крупнейших и влиятельных держав Европы, став полноправным участником дипломатических процессов. Летописи фиксируют династические браки русского великокняжеского дома со шведской, французской, венгерской, норвежской, польской, германской, византийской династиями. Летописи описывают дипломатические миссии, интенсивную дипломатическую переписку, специальные поездки с целью изучения нравов и обычаев, торговые соглашения. В последних находят свое оформление специфические атрибуты международной торговли: беспошлинная торговля, статус заморских купцов, статус охраны торговых караванов, представительства на иностранной территории.

Русь этого времени иностранцы называли страной городов. В летописях X в. упоминается 24 города, в XI в. — уже 88, в XII в. было основано 119 новых городов, а за первую треть XIII в. — еще 32 города! Русские города поражали крупными архитектурными сооружениями, каких еще не было в Европе: Софийскими соборами в Киеве и Новгороде, Золотыми воротами в Киеве... По свидетельству иностранных послов, в Киеве было свыше 400 церквей и восемь рынков. Недаром дочери Ярослава Мудрого, вышедшей замуж за французского короля, Париж показался большой деревней.

Киев и сегодня — один из красивейших городов Европы!

Киевские святыни на берегу Днепра

Русь поддерживала отношения с Чехией, Польшей, Венгрией, Болгарией, Византией, Германией, Норвегией, Швецией, Францией и Англией. В Киев приезжали купцы из разных стран Европы и Азии. Для защиты территории при князе Владимире построена система крепостей на рубежах по Десне, Осетру, Суле, Стугне. На границе со степью находились «заставы богатырей».

Развитие Руси было по историческим меркам стремительным. Немногие из государств мира могут похвастаться такой же глубиной социально экономических и политических преобразований, свершившихся за 100–150 лет после крещения Руси. И вот уже Русская Церковь при сыне святого Владимира выделилась в отдельную метрополию. Духовное созревание русской цивилизации оформилось, получило признание. Во главе Русской Церкви появились русские люди, среди иерархов тех лет мы видим выдающихся мыслителей, церковных писателей, организаторов жизни общества. Митрополит Иларион в «Слове о законе и благодати» формулирует духовно нравственную суть Святой Руси — поклонение Богу не в формальном следовании церковному закону, а в постоянном стремлении к добру, к высшему Благу. При Иларионе же была создана и первая в России библиотека.

Да, история и до святого князя Владимира знала попытки объединения русских земель силою меча. Олег, Игорь, Святослав и Ольга сбивали отдельные племена в обширное государство.

Остатки фундамента и стен древнейшего храма — Десятинной церкви Святого князя Владимира. Киев

Накануне крещения Руси на ее территории находилось полтора десятка племенных союзов, в каждый из которых входило по 120–150 отдельных племен. Каждое племя занимало территорию примерно в 40–60 км в поперечнике.

Но подлинное слияние всех племен произошло только с созданием общего для всей Руси древнерусского литературного языка и общей культуры. А их к жизни вызвали принятие и распространение христианства, последующая просветительская работа Русской Церкви.

Пришедшее на Русь при святом князе Владимире византийское христианство быстро «обрусело» и стало неотъемлемой частью культурного существования Руси, ее высшим звеном, могучим средством создания и укрепления единства Русского государства. От Владимира святого Русь делается национально монолитной, и эта монолитность проявляет исключительную силу и крепость. Духовная цельность и твердая вера человека Святой Руси позволили ему выдержать чудовищную агрессию монголо татар и в течение трехсот лет иноземного владычества сохранить свою цивилизацию. Перед нашествием на Руси уже были известны более ста русских святых, построены тысячи церквей, более 80 монастырей. К этому времени известны свыше 40 чудотворных икон Божией Матери. Православное сознание стало основой всей жизни русского народа.

Исключительное значение имел тот факт, что государственной религией было выбрано христианство в его конкретной традиции.

Мозаичное изображение Пресвятой Богородицы «Оранта» в апсиде Софийского собора

Римско-католическая церковь, ориентируясь на традиции западных народов, была организована на жестких иерархических началах, с полным подчинением и строгой централизацией. Это больше соответствовало принципам кровно родственной общины. Существование военно монашеских орденов, обоснование догматов веры с помощью философии, церковные службы исключительно на латинском языке — многое не стыковалось с бытом Киевской Руси. В римской традиции отрицалась возможность национального прочтения христианского вероучения, а сами новокрещеные народы включались в жесткую систему.

Восточная церковь по многим аспектам была ближе Руси, христианство вообще понималось как практический образ жизни, соответствующий этическим нормам Евангелия. Но и здесь были отдельные черты, которые на ранней стадии не способствовали распространению христианства в новой среде, — это аскетизм, сильная мистическая сторона учения.

На начальной стадии славяне приняли православное учение более светлым и оптимистичным, чем оно было на Востоке. В таком виде оно, получившее название кирилло мефодиевской традиции, наилучшим образом соответствовало коренным устоям славянского восприятия мира. В начале деятельности братьев — просветителей славян Кирилла и Мефодия — византийским патриархом была поставлена задача распространения основ веры в полиэтничной среде. Кирилло-мефодиевская традиция ориентирована на раннее, единое христианство как идеальную форму церкви и веры вообще. Организационные принципы были созвучны традициям территориальной славянской общины: епископы, согласно древнеапостольским принципам, избирались, центрами церковной жизни почитались церкви и монастыри, а служба велась на местном, то есть древнерусском языке.

Рим. Святой Константин Философ, первоучитель славянских народов, похоронен в базилике Святого Климента, мощи которого были обретены им в Крыму

Кирилло-мефодиевская традиция позволяла князю Владимиру сохранять достаточную степень внутренней и внешней свободы. Веротерпимость, столь характерная для кирилло мефодиевской традиции, стала условием ненасильственной христианизации Руси.

Известно, что Кирилл основал церковную общину в Корсуни — именно там, где крестился князь Владимир и откуда он вывез церковную утварь — иконы, кресты, сосуды. И первым священником в построенной им Десятинной церкви был Анастас Корсунянин. Известно, что в Киеве было много переселенцев и выходцев из Моравии, воспринявших христианство именно в кирилло мефодиевской традиции и вытесненных впоследствии из родных мест католиками. Православие в кирилло мефодиевской традиции способствовало ускоренному усвоению славянами достижений разных культур. С Запада в русский церковный лексикон вошло понятие «десятина», института десятины не знали в Византии, но оно было известно в Чехии и Моравии. Из Ирландии на Русь занесены колокола; в Византии их также не знали.

Прошлое не исчезает, а продолжает жить — в опыте, накопленном цивилизацией, в науке и культуре, в языке, в вере и самосознании. Жива и память о святом Владимире, о его 35 летнем правлении. В редком храме нет иконы святого князя Владимира — крестителя Руси.

Икона «Святой князь Владимир с сыновьями святыми князьями Борисом и Глебом» в храме Успения Пресвятой Богородицы в Александровке

Народ создал богатейший былинный эпос, который воспевал князя Владимира, описывал его пиры, рассказывал о его доброте, справедливости, заботе о народе. Главными действующими лицами былин этого цикла являются богатыри воины, защищающие Святую Русь от посягательств иноверцев. Установлено, что в основе сказаний лежат воспоминания о реальных исторических событиях и личностях.

Действительно, князь Владимир часто организовывал встречи наиболее влиятельных людей из разных племен. Церковные торжества служили предлогом для таких встреч. Обмен мнениями о нуждах и задачах государства способствовал укреплению Руси. Говоря на одном языке, исповедуя общую веру, люди из разных концов страны осознавали единство всей Руси.

Примечателен факт: спустя столетия былины киевского цикла сохранились на Русском Севере и были полностью забыты в непосредственно прилегающих к Киеву землях, хотя события, о которых они рассказывают, происходили именно в Киеве. На Украине народный эпос ныне составляют «казацкие думы», а событий до образования казачества, то есть до начала XVI в., практически не вспоминают. Записано несколько вариантов былин об Илье Муромце, где он предстает казаком, но, как показывает научный анализ текста, эти былины относятся к более позднему времени, они являются вариантами оригинальных русских северных сюжетов. Это объясняется тем, что южные земли были полностью опустошены монголо татарским нашествием, уцелевшая часть населения спаслась, уйдя на севери унеся с собою память об исторических событиях в виде былин. Кстати, в летописях того времени земли севернее Оки называли Залесской Украйной в отличие от земель вокруг Киева.

В летописях упоминается, что южнорусские земли пустовали многие годы и потом заселялись практически заново, причем наиболее энергичными, сильными, предприимчивыми людьми.

Что двигало переселенцами? Ведь зачастую и города возрождались неподалеку от пожарищ, но всегда на новом месте. На могилах русские люди города не ставили, а развалины городов были сплошь братскими могилами защитников земли Русской.

Возрождались святыни, монастыри, храмы. Приходили монахи подвижники, трудились не покладая рук. Возле стен монастыря селились крестьяне, ремесленники, вырастали слободы...

Князь Владимир,Владимирская горка, Киев. Архивное фото, 1890-е годы

Многое вынесла земля, но каждый раз возрождались славянская цивилизация, культура, духовность.

Чему учит нас история? Некоторые выводы лежат на поверхности. Коренное изменение жизни такого огромного государства, как Россия, не может занимать менее 100–150 лет. В начале XX в. была сделана попытка коренного изменения жизни России. Но несерьезно было заявлять через 20 лет об окончательной победе новых форм, а через 50 лет — о возникновении нового, «советского» народа. Святой князь Владимир начал с духовной сферы, а не с изменения экономических отношений. Реформы законодательная, налоговая, государственного устройства, изменения в отношениях к собственности — все это было позднее. Если проецировать время реформ святого Владимира на наше время и сравнивать, то выводы о наших ошибках напрашиваются сами собой.

Кстати, спустя некоторое время князь Владимир провел реформу государственного устройства, заменив в регионах высшее руководство, происходившее из племенных вождей, на своих доверенных людей — наиболее опытных и уважаемых воинов своей дружины.

И еще: при реформировании государственного устройства никаких уступок представителям соседних государств, иноземным богатеям не делалось. Хотя, казалось бы, Византия должна была получить реальные выгоды от принятия нашими предками византийского православия. Но эти выгоды были только выгодами от политического союза, от налаживания равноправных взаимовыгодных отношений — например, нормального функционирования и эксплуатации трансконтинентального коридора «из варяг в греки».

Владимирский собор в Херсонесе

Интересен и тот факт, что в те времена на Руси серьезная собственность могла переходить из рук в руки только в пределах государства. Крупные территории, город, крепость, земля могли переходить от собственника к собственнику лишь в пределах общины. Иначе говоря, право частной собственности имело ограничение: оно не должно было противоречить интересам общества. Продажа собственности иноземцу строго контролировалась. И такой порядок был на Руси долгие века. Вспомним хотя бы времена Ивана Грозного. Целые уделы переходили из княжества Московского в княжество Литовское и обратно, переходили «под руку» другого князя вместе со своими родовыми уделами, землями. Вместе с землями и посадами переходили монастыри. Так вот именно этот факт перехода с землей был криминален с точки зрения законодательства того времени, именно за это и карали. Именно это объясняли войску, когда шли в поход восстанавливать статус земель. Все это хорошо прослеживается по переписке Ивана Грозного. Именно такое право собственности укрепилось в народе буквально на генетическом уровне. Именно потому так негативно была воспринята продажа Александром III Аляски, хотя большинство этой Аляски в глаза не видело. А переход без земли под руку другого великого князя был в обычаях того времени, да и более позднего. Переходивший законно лишался всех земель и собственности, а от нового государя получал другой надел, другую собственность.

Именно такое положение дел в области земельного права имело в виду Российское государство, предлагавшее восставшему украинскому казачеству перейти под руку Москвы, но перейти без земли, переехать и поселиться на свободных землях в пределах государства Московского. Переход вместе с землей означал войну, которую надо было выиграть и непременно завершить мирным договором, в котором оговаривался переход земельной собственности от Польши к Москве. Никаких других вариантов развития событий правовое сознание тех веков не допускало — кроме, пожалуй, официального Акта о независимости, на который Богдан Хмельницкий реально не мог пойти, трезво оценивая геополитическую ситуацию.

В.О.Ключевский писал: «Не цветы виноваты в том, что слепой их не видит. История учит даже тех, кто у нее не учится: она проучивает их за невежество и пренебрежение».

Свежий пример — события 2005 г. Патриарх Иерусалимский сдал в аренду некоторые земельные участки в городе представителям другой конфессии. Общественное мнение сочло это грубым нарушением древнейшего неписаного закона территориальной общины и сложившейся в течение веков ситуации. И патриарх ушел в отставку.

Как современники оценивали деятельность князя Владимира? В выдающемся памятнике древнерусской литературы «Слове о Законе и Благодати» митрополит Иларион складывает похвальное слово Владимиру, сравнивая его с императором Константином, который в IV в. первым признал христианство государственной религией могучей империи. Оценка говорит сама за себя.

Борис Николаевич Кузык 


ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

Крым в духовном пространстве России

Византия и Россия: духовное и историческое наследие

В.Э.Багдасарян: Как князь Владимир стал украинцем: о конструировании исторического сознания

Демонтаж нашего массового сознания продолжается

Что делает русского человека русским?

События в Киеве — попытка антикрещения Руси

"Мы сегодня хотим целым народом отказаться от своих прародителей"

Художественные требования русского духа. Картина Иванова

Главные события истории России

Российский вектор в крымской истории

Обращение Владимира Путина к нации по ситуации на Украине и по присоединению Крыма к Российской Федерации

Почему мы празднуем 1025-летие Крещения Руси

Россия как страна-цивилизация и будущее российского народа



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
3496
14515
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика