Героический архетип в годы Великой Отечественной войны и в постсоветский период

Героический архетип в годы Великой Отечественной войны и в постсоветский период

Автор:  Маргарита Ивановна Саврушева — кандидат философских наук, доцент (Омский государственный аграрный университет), зав. сектором Омской государственной областной научной библиотеки им. А.С.Пушкина. Профессиональные интересы: философия культуры, архетипические образы, которые свойственны различным культурам.

Опубликовано в сборнике материалов V Всероссийской научной конференции "Сибирь: вклад в победу в Великой Отечественной войне" (Омск, 5–6 мая 2011 г.).

Феномен архетипов является атрибутом любой культуры, которая возникает, растет и выстраивается в ходе коллективного освоения материального мира. Одним из архетипов, которые оказали влияние на развитие многих национальных культур, является образ героя, воина, стоика, который призван защитить сообщество от угрожающих ему изменений. Герой — это человек (или группа людей), выполняющий свои обязанности ради своей страны, организации, сообщества или семьи, причем при выполнении этих обязанностей он ищет нестандартные пути и готов при этом рисковать своей жизнью.

Выполняя свою функцию посредством мужественных и сложных действий, герой использует свою силу и опыт, храбрость и мужество для того, чтобы противостоять негативному внешнему воздействию или что-то изменить. Этот архетип широко распространен и в русской культурной традиции. Особенно много образцов героического архетипа в истории Великой Отечественной войны. Тема защитника Отечества всегда была одной из основных в русской культуре, потому что помогала понять суть человека, оказавшегося в экстремальных обстоятельствах, выявить содержащийся в нем баланс сил добра и зла, степень патриотизма.

Особое место среди героев войны занимают такие реальные личности, как генерал Д.М.Карбышев, рядовой А.Матросов, летчик Н.Гастелло, много героинь — партизанок, подпольщиц, летчиц, которые во время (и после) войны были удостоены звания Героя Советского Союза, причем в основном посмертно: из 27 партизанок и подпольщиц 22 награждены посмертно, из 16 представительниц сухопутных войск — 13 посмертно. По словам А.С.Панарина, Великая Отечественная война стабилизировала новый, советский, строй как строй патриотического большинства, мыслящего категориями реального, жизненного мира.

Реальные личности приобрели обобщенные черты архетипического героя. О них складываются легенды, песни, которые становятся народными. Вот один из примеров:

  • Летел на битву капитан Гастелло,
    Как гордый сокол, выше облаков.
    На крыльях сокола гроза летела,
    Чтоб град стальной обрушить на врагов.
    («Баллада о капитане Гастелло», музыка В.Белого, слова В.Винникова)

Или, например, подвиг пяти черноморцев — защитников Севастополя (1942 г.), который был отражен в «Песне о пяти героях» (1943 г.), музыка В.Белого, слова И.Френкеля:

  • Пять отважных сыновей,
    Дети русских матерей,
    Как братья родные,
    Друзья фронтовые,
    Сражались за счастье Отчизны своей.

Героический архетип ассоциировался с беззаветной храбростью и волей к победе. С этим архетипом в мифологическом сознании было связано понятие нравственности, неразрывно связанное с понятием правды. «Всегда побеждает правда» — лозунг этого архетипа (вспомните: «Наше дело правое, враг будет побежден»).

Глубинный архетип воина побуждает ставить личность превыше общества. Мифологема идеального воителя, архетипически соотносимая со стихией огня, вырабатывала идею самораскрытия личности: воли Я, связанной с внутренней активностью души, которую в свое время уловил Ф.М.Достоевский: «Высочайшее употребление, которое может сделать человек из своей личности, из полноты развития своего Я, — это как бы уничтожить это Я, отдать его всем и каждому безраздельно и беззаветно».

Когда наступила трудная военная година, необходимость защиты Отечества стала для русского народа толчком к пробуждению национального самосознания, ибо сохранение единого Отечества означало и сохранение самого народа. Возрождался важнейший для русского сознания идеал — идеал свободной, нравственно ответственной личности.

В русском понимании человек — это Божие создание, а значит, несет огромнейшую, почти Божественную ответственность за себя и за весь мир.

Яркость проявления архетипического образа героя в годы Великой Отечественной войны в национальном менталитете свидетельствовала о том, что для него данный образ являлся глубоко укорененной жизненной опорой и таким образом помогал нации выжить, сохраниться и развиваться в сложные времена. Образ Героя-победителя позволил русскому народу вести за собой другие нации. Идея выхода личности за свои пределы, ее космичность — одна из таких жизненно важных идей русского менталитета.

Источник

***

"Летел на битву капитан Гастелло, как гордый сокол, выше облаков. На крыльях сокола гроза летела, Чтоб град стальной обрушить на врагов..." Музыка: В. Белый Слова: В.Винников 1941 г. Исполняет: Александр Пирогов. Исполнение 1943 г.

"Пять отважных сыновей, Дети русских матерей, Как братья родные, Друзья фронтовые, Сражались за счастье Отчизны своей..."Музыка: В.Белый Слова: И.Френкель 1943 г. Исполняет: Г.Виноградов, Е.Флакс


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
3546
14804
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика