Митрополит Иона: день независимости

Митрополит Иона: день независимости

Автор: Михаил Боков

При святителе Ионе греков перестали допускать к управлению Русской церковью. И было за что.

13 апреля Русская церковь чтит память святителя Ионы, митрополита Московского. Он вышел на историческую сцену, когда греки приняли унию. В ответ на это с подачи Ионы избирать митрополитов на Руси стали из русских, а греков перестали допускать к кафедре. Это стало толчком к обретению независимости Русской церкви.


УНИЯ

С 14 века кафедру киевского митрополита перенесли сначала во Владимир-на-Клязьме, а затем и в Москву. Сам Киев находился в руках Литовского княжества — это привело к ситуации, когда Литва и Москва пытались одновременно поставить на место киевского митрополита своих кандидатов (хотя были и попытки разделения митрополии).

Митрополита нужно было утверждать в Константинополе у греков — а у тех в первой половине 15 века дела шли из рук вон плохо. Эпоха Византии заканчивалась, наступали турки-османы, и греки в итоге пошли на унию с католиками — известную более как Флорентийская уния 1439 года. Через нее греки усваивали католические догматы (в том числе меняли Символ Веры и принимали «филиокве» — латинское убеждение, отвергнутое православным преданием, о том, что Святой дух исходит «и от Сына») и фактически подчиняли себя папе. Такова вкратце была историческая обстановка, которая предшествовала наречению в митрополиты святителя Ионы.

Принявший постриг уже в 12 лет, Иона был насельником Московского Симонова монастыря. Здесь, видя его не по годам сильное благочестие, прочили ему будущее великого святителя и митрополита — что позже и произошло. В 1433 году великий князь московский Василий II и собор епископов нарекли святого Иону митрополитом, но нужно было ехать подтверждать посвящение у греков. Когда же Иона прибыл в Константинополь, его встретили известием, что в Россию уже поставлен другой митрополит — Исидор, и что он уже уехал в Москву.

«Исидор был орудием императора и патриарха, замысливших унию с Римом, — пишет историк церкви Петр Знаменский. — Потому едва явился в Россию, как начал собираться на Флорентийский собор». На соборе этом Исидор всячески поддержал папу и унию — а на обратном пути еще с дороги разослал по России окружное послание, где призывал христиан обоих исповеданий безразлично ходить и в православные, и в латинские храмы и приобщаться одинаково и в тех и в других.

«На первой же литургии в Москве Исидор явился с латинским крестом, поминал вместо патриархов папу, а после литургии велел читать акт унии, — пишет Знаменский. — Великий князь тут же назвал его латинским прелестником, волком, и велел посадить под стражу».

Исидор был последним митрополитом-греком в России. Смута, которую он произвел, привела в итоге к отделению Русской церкви от греческой, поправшей каноны.


МИТРОПОЛИТ

После свержения Исидора великий князь по традиции послал в Грецию послов с прошением о поставлении Ионы. Посольство было уже в дороге, когда Василий II узнал, что в Константинополе приняли унию — и поспешил вернуть посольство назад.

15 декабря 1448 году Собор русских епископов — без участия греков — поставил Иону в митрополиты. Грекам послали только грамоту, где дипломатично объяснили, что отношений с ними не разрывают, а поставили митрополита сами по «неудобству сношений» и «великой нужде от турок». Спустя пять лет турки окончательно взяли Константинополь: на века (а в какой-то степени и до сегодняшнего дня) греческая церковь оказалась под властью мусульман. На Руси на это событие позже отреагируют концепцией «Москва-Третий Рим».

Согласно ей, за уход от истинной веры в унию Константинополь — Второй Рим был наказан Богом. Третий Рим — последний в истории, хранящий чистоту веры и собирающий под свой покров христиан — воплотится в Москве, столице русских земель.

В 1459 году в Москве усилиями святого Ионы соберется еще один Собор епископов. Он определит на будущее избирать митрополитов в Москве, без участия греков. Это станет новым шагом к независимости Русской церкви от Константинополя. Окончательно она будет обретена в 1589 году, когда в Москве изберут первого русского патриарха.

Святитель Иона отойдет ко Господу в 1461 году. Спустя 11 лет при перестройке Успенского Собора в Кремле обретут его мощи, которые окажутся не подверженными тлению. Тогда же свидетели заговорят о случаях чудесных исцелений у его гроба. В 1547 году Иона будет прославлен в лике святых.

Источник


ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

Подлинная Россия — это потаенная страна

Технологии «мягкой силы» ордена иезуитов на славянских землях

Византия и Россия: духовное и историческое наследие

Священство, власть и политический миф

Куликовская битва и современность: перекличка эпох и противостояний

Иван Великий. Он вел русских, как Моисей

Преподобный Сергий Радонежский: развитие и осмысление иконописного образа

Иоанн Грозный. Реабилитация русского Царя

Патриарх Гермоген. Словом и верой спасший Россию

Благороднейший архонт, российский Мономах

Империя-донор: нравственный подвиг как основа российской цивилизации

Россия — империя справедливости: XVI–XVIII века

Евроинтеграция: как это было



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
5845
23135
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика