Молитва в русской поэзии

Молитва в русской поэзии

Автор Ольга Викторовна  Юртаева — учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №34» (п. Краснобродский Кемеровской области).

Опубликовано в научном журнале Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. 2010. №10. С . 115–122.

Фото: Рисунок Н.К.Рериха "Странник Светлого Града". 1933 г.


Самое удивительное свойство лирического произведения — проникать в душу читателя, пробуждать в ней самые разные сильные, глубокие чувства. Одно из таких чувств — ощущение бытия Бога, упование на Него.

В процессе изучения стихотворных произведений в средней школе принято выделять такие виды лирики, как пейзажная, любовная, философская и совсем обходить стороной, не замечать молитвенную лирику, в которой отражена духовная жизнь ее авторов. Опытом духовной жизни, запечатленным в стихах, могут воспользоваться и сегодняшние читатели, «томимые духовной жаждой» и стремящиеся к самопознанию и духовному совершенствованию.

Почти у каждого русского поэта, за редким исключением, есть стихотворения-молитвы, которые можно назвать жемчужинами духовной поэзии, потому что именно они обладают живительной силой исцелять измученные житейскими невзгодами человеческие души.

Набожность — отличительная черта русского человека прошлых столетий. Об этом свидетельствуют народные пословицы:

  • Без Бога ни до порога.
  • С верой нигде не пропадешь.
  • Не торопись — сперва Богу помолись.

Через молитву человек соединялся с Богом, укреплялся духом, и легче ему было преодолевать выпавшие на его долю невзгоды и трудности. О постоянном обращении наших предков через молитву к Богу говорят следующие пословицы:

  • Молитва место не ищет.
  • Не хлебом живы — молитвою.

За семь десятилетий воинствующего атеизма не удалось убить в русском народе память о молитве. Она сохранилась в языке, в речевом этикете. Например, вежливый человек благодарность выражает словом спасибо, совершенно не осознавая, что это кратчайшая просительная молитва за ближнего, совершившего благодеяние. Если обратиться к этимологии этого слова, то можно узнать, что спасибо образовалось путем слияния двух слов: спаси, Бог. На вопрос «Как идут дела?» до сих пор можно услышать: «Слава Богу» — что означает: все идет хорошо, ничего плохого в жизни не случилось. И, наоборот, когда заходит речь о какой-либо беде, используются выражения: «Не дай, Бог», «Не приведи, Господи».

Молитва — это беседа человека с Богом. Они бывают разные: хвалебные и благодарственные, просительные и покаянные, обращеные к Спасителю (Иисусу Христу), Божией Матери, Ангелу-Хранителю, святым угодникам.

Первые глубокие поэтические и религиозные переживания А.С.Пушкина были связаны с бабушкой Марией Алексеевной Ганнибал. В пору младенчества он называл ее «мамушкой» и был очень привязан к ней. Об этом рассказано в стихотворении «Сон», написанном в Лицее в 1816 году.

  • ...детских лет люблю воспоминанье.
    Ах! Умолчу ль о мамушке моей,
    О прелести таинственных ночей,
    Когда в чепце, в старинном одеянье,
    Она, духов молитвой уклоня,
    С усердием перекрестит меня
    И шепотом рассказывать мне станет
    О мертвецах, подвигах Бовы...
    От ужаса не шелохнусь, бывало,
    Едва дыша, прижмусь под одеяло,
    Под образом простой ночник из глины
    Чуть освещал глубокие морщины,
    Драгой антик, прабабушкин чепец
    ........................ и тихо наконец
    Томленье сна на очи упадало [5, с. 126–127].

Итак, в памяти юноши Пушкина осталась усердная вечерняя молитва бабушки, крестное знамение, которым она его осеняла в кроватке перед сном, икона с засвеченной перед ней лампадой. В годы молодости поэт будет испытывать мучительное состояние безверия, но в зрелые годы он обретет в душе своей Бога. Этому способствовала Михайловская ссылка. Там, вдали от светских развлечений, у него было время глубже заглянуть в себя, в душу русского народа, заняться своим самообразованием и задуматься над самосовершенствованием.

Впервые войдя в живое, непосредственное общение с Церковью посредством братии Святогорского монастыря и окрестного духовенства, наблюдая тесную нравственную связь народа с монастырем, читая Карамзина и древние летописи, Пушкин начинает осознавать то великое духовное влияние, которое оказывала Церковь на русский народ. Углубленно и внимательно читает он в это время жития святых, Евангелие, которое глубоко входит в его душу. «Книга сия называется Евангелие, — пишет А.С.Пушкин, — и таковая ее вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем Ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в Ее божественное красноречие».

Истинную поэзию он видит теперь в Евангелии и молитве. У А.С.Пушкина есть поэтическое переложение самой главной молитвы христиан — «Отче наш». Другое ее название — «Господня молитва», так как она дана в качестве образца Иисусом Христом своим ученикам. Вот как она звучит:

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

А вот стихотворение А.С.Пушкина:

  • Отец людей, Отец небесный!
    Да имя вечное Твое
    Святится нашими сердцами!
    Да прийдет Царствие Твое,
    Твоя да будет Воля с нами,
    Как в небесах, так на земли!
    Насущный хлеб нам ниспошли
    Твоею щедрою рукою,
    И как прощаем мы людей,
    Так нас, ничтожных пред Тобою,
    Прости, Отец, Своих детей;
    Не ввергни нас во искушенье
    И от лукавого прельщенья
    Избави нас...

Как точен А.С.Пушкин в передаче слов молитвы! В стихотворении «Отцы пустынники и жены непорочны» поэт признается, что его любимая молитва — великопостная, читаемая в течение Великого поста:

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Эта молитва была написана в IV веке преподобным Ефремом Сириным. Из такой глуби веков она дошла к нам благодаря тому, что из года в год повторялась в церковном богослужении. Она вдохновила А.С.Пушкина на одно из лучших его стихотворений.

  • Отцы пустынники и жены непорочны,
    Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
    Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
    Сложили множество божественных молитв.
  • Но ни одна из них меня не умиляет,
    Как та, которую священник повторяет
    Во дни печальные Великого поста;
    Всех чаще мне она приходит на уста
  • И падшего крепит неведомою силой:
    Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
    Любоначалия, змеи сокрытой сей,
    И празднословия не дай душе моей.
  • Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
    Да брат мой от меня не примет осужденья,
    И дух смирения, терпения, любви
    И целомудрия мне в сердце оживи [5, с. 584].

Автор воспетой поэтом молитвы жил в Сирии и был одним из пустынников, о которых говорит А.С.Пушкин в первой строке стихотворения. Может быть, поэт чувствовал сходство между его судьбой и своей. Основанием такому предположению служит стихотворение А.С.Пушкина «Воспоминание», написанное в 1828 году.

  • ...В бездействии ночном живей горят во мне
    Змеи сердечной угрызенья;
    Мечты кипят; в уме, подавленном тоской,
    Теснится тяжких дум избыток;
    Воспоминание безмолвно предо мной
    Свой длинный развивает свиток;
    И с отвращением читая жизнь мою,
    Я трепещу и проклинаю,
    И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
    Но строк печальных не смываю [5, с. 420].

А.С.Пушкин. Воспоминания.  Читает Вячеслав Тихонов

В этом стихотворении выразилась нравственная мука человека, страдающего от совершенных грехов. В лирическом герое «Воспоминаний» мы узнаем самого А.С.Пушкина. Покаяние — это главная тема проповедей и поучений преподобного Ефрема Сирина, молодость которого, как и А.С.Пушкина, прошла бурно. «В молодые годы был я злоязычен, — вспоминал о себе святой, — бил, ссорил других, препирался с соседями, завиствовал, к странным был бесчеловечен, с друзьями жесток, с бедными груб, за маловажные дела входил в ссоры, поступал безрассудно, предавался худым замыслам и блудным мыслям». Но позже он покаялся и переменил свою жизнь. Как и герой пушкинского стихотворения, по ночам он часто плакал о своих грехах.

Вернемся к стихотворению А.С.Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны». Оно состоит из двух частей: первая часть — рассуждение о молитве, вторая — сама молитва. Следует пояснить во второй строке словосочетание «во области заочны». Заочны (области) — те, что за очами, не видимые нашим зрением; это области духовные, приближающие человека к Богу.

Лирический герой стихотворения А.С.Пушкина признается, что он знаком со многими молитвами, которые укрепляют его среди житейских трудностей, «средь дольних бурь и битв», но милее его сердцу великопостная молитва, которая «чаще всех приходит на уста и падшего крепит неведомою силой». Почему лирического героя умиляет именно эта молитва? Может быть, в ней упоминаются те грехи, от которых он желал бы избавиться? Праздность — впустую потраченное время, любоначалие — довольствование положением начальника, празднословие — грех, связанный с напрасно произнесенными словами.

Что просит у Бога герой стихотворения? Помощи видеть собственные грехи, смирения, терпения, любви, целомудрия. Терпение, смирение, любовь и целомудрие — это христианские добродетели, без которых не может быть духовного роста. Терпение связано со смирением, смирение — с любовью и целомудрием. Любовь — это особое, благоговейное чувство к Богу, ближнему. Апостол Павел писал, что «любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» [1, с. 1256].

Целомудрие — мудрость не книжная, а от Бога, такая мудрость, которой был наделен человек первоначально, но по причине грехопадения он ее утратил.

Стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны», написанное в 1836 году, отражает духовное состояние поэта. Оно — свидетельство того, что для А.С.Пушкина христианские идеалы стали нравственным ориентиром. На память приходят слова смертельно раненного на дуэли поэта П.А.Вяземскому: «Требую, чтобы ты не мстил за мою смерть; прощаю ему и хочу умереть христианином». Перед смертью А.С.Пушкин исповедался в своих грехах, причастился, благословил своих детей, перекрестив каждого.

Всем хорошо известно стихотворение М.Ю.Лермонтова «Молитва», которое было написано им в 1838 году в 24-летнем возрасте.

  • В минуту жизни трудную
    Теснится ль в сердце грусть:
    Одну молитву чудную
    Твержу я наизусть.
    Есть сила благодатная
    В созвучье слов живых,
    И дышит непонятная,
    Святая прелесть в них.
    С души как бремя скатится,
    Сомненье далеко —
    И верится, и плачется,
    И так легко, легко... [4, с. 179].

"В минуту жизни трудную". Музыка П.Булахов. Исполняет Юрий Горбунов, солист Челябинского театра оперы и балета им. Глинки. Киноконцерт "Русский романс", Челябинское телевидение, 1969 г.

Сколько искренности в его строках! Перед нами неузнаваемый М.Ю.Лермонтов, который делится опытом духовной жизни. Что значит словосочетание «духовная жизнь»? Это жизнь, связанная с устремлениями человека быть с Богом. А как человек может быть с Богом? Через молитву. И поэт поведал нам о молитве и ее чудодейственной силе. В лирическом герое этого стихотворения легко узнается его автор. В нем ясно видится причина обращения его к молитве: жизненные трудности. Их у поэта было много: рано потерял мать, бабушкой был разлучен с отцом, испытал сильную безответную любовь. Всю жизнь он ощущает себя одиноким.

Одиночество — один из главных мотивов лирики М.Ю.Лермонтова. Чувство одиночества очень мучительно. Оно вызывает тоску, грусть. Чтобы избавиться от душевной муки, поэт обращается к Богу с молитвой. В стихотворении «Молитва» можно выделить три смысловые части, каждая из которых соответствует строфе. О чем эти строфы? Первая строфа передает состояние души лирического героя, обращающегося в «минуту жизни трудную» к Богу с молитвой. Лермонтовский герой признается: «Молитву чудную твержу я наизусть». Глагол твержу говорит о том, что молитва — это духовный труд, так как лексическое и видовое значение этого глагола — многократное повторение одного и того же действия. Во второй строфе показана огромная, непонятная человеческому разуму сила молитвы. Она «благодатная», слова в ней «живые». А в третьей строфе лирический герой поведал нам о великом чуде как ответе на чистосердечную молитву: нет никаких сомнений, вновь обретена утраченная вера, поэтому от радости «плачется» и на душе «легко, легко...».

Небольшое по объему стихотворение М.Ю.Лермонтова передает неоднократно переживаемое лирическим героем состояние души: тяжелое и легкое. От первого состояния помогает избавиться простое, доступное средство — молитва, «благодатная» сила которой лечит больную душу, воскрешает ее к жизни, какой бы трудной она ни была. Знаем ли мы, какую молитву твердит лермонтовский герой? Нет. Поэт об этом умалчивает. Почему? Наверное, не важно, какая это молитва, а важно то, как она произносится. Любая молитва может стать «чудной», «благодатной», если она идет от чистого сердца и с глубокой верой.

В проанализированном стихотворении говорится о великой силе молитвы. Но у М.Ю.Лермонтова есть и стихотворения-молитвы. Одна такая «Молитва» написана поэтом в 15 лет:

  • Не обвиняй меня, Всесильный,
    И не карай меня, молю,
    За то, что мрак земли могильный
    С ее страстями я люблю;
    За то, что редко в душу входит
    Живых речей Твоих струя;
    За то, что в заблужденье бродит
    Мой ум далеко от Тебя;
    За то, что лава вдохновенья
    Клокочет из груди моей;
    За то, что дикие волненья
    Мрачат стекло моих очей...
    От страшной жажды песнопенья
    Пускай, Творец, освобожусь,
    Тогда на тесный путь спасенья
    К Тебе я снова обращусь [4, с. 35].

О чем это стихотворение совсем юного поэта? О грехах, в которых лирический герой признается Богу. Какое сознание! Герой говорит о своих страстях. А страсть, в христианском понимании, — высшая степень греха. Главная страсть, отдаляющая его от Бога, от «тесного пути спасения» — это поэзия. Для него она — «чудный пламень, всесожигающий костер». Он во власти пламени этого костра и не в силах освободиться от нее. Заключительные строки стихотворения свидетельствуют о том, что оно написано как сердечный отклик на Нагорную проповедь. О перекличке 4-х последних строк стихотворения с Нагорной проповедью говорит эпитет тесный. В Нагорной проповеди читаем: «Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» [1, с. 1019].

А вот стихотворение «Молитва», посвященное М.А.Лопухиной:

  • Я, Матерь Божия, ныне с молитвою
    Пред Твоим образом, ярким сиянием,
    Не о спасении, не перед битвою,
    Не с благодарностью иль покаянием,
  • Не за свою молю душу пустынную,
    За душу странника в свете безродного. —
    Но я хочу вручить деву невинную
    Теплой Заступнице мира холодного... [4, с. 162]

Стихотворение состоит из двух частей. В первой лирический герой дает оценку современной ему действительности. Мир, в котором он живет, обозначен эпитетом «холодный», соответствующим выражению Отцов Церкви: «мир во зле лежит». Вся надежда лирического героя — только на Божию Матерь, «теплую Заступницу», которой он возносит свою молитву. Только ей он хочет вручить «деву невинную», так как себя считает «странником в свете безродным» с «душою пустынной». Вторая часть стихотворения — просительная молитва за ближнего, возносимая Божией Матери. Она полна самоотречения и любви. Любви бескорыстной, трепетной и упования на материнское предстательство, которое защитит «душу достойную», «душу прекрасную».

В последний год своей жизни, незадолго до смерти, М.Ю.Лермонтов написал еще одно стихотворение, похожее на молитву. Оно называется «Благодарность».

  • За все, за все Тебя благодарю я:
    За тайные мучения страстей,
    За горечь слез, отраву поцелуя,
    За месть врагов и клевету друзей;
    За жар души, растраченный в пустыне,
    За все, чем я обманут в жизни был...
    Устрой лишь так, чтобы Тебя отныне
    Недолго я еще благодарил [4, с. 197].

Это стихотворение отражает духовный кризис поэта. Оно пронизано едкой иронией, горечью, отсутствием желания жить. Лирический герой идет навстречу своей гибели. Последние две строки — это вызов Богу. Причину своего несчастья он видит только в окружающей среде, а себя ни в чем не укоряет. В каждой фразе чувствуется безмерная гордость, не позволяющая увидеть свои недостатки. В молитве даже не упомянут Тот, к кому она обращена. Мы лишь догадываемся, что герой М.Ю.Лермонтова «благодарит» своего Создателя.

Отказавшись от Бога, человек попадает под влияние темных, демонических сил, желающих человеку только погибели. Почему же поэт в тяжелейшую минуту жизни вновь не обращается к той «чудной» молитве, сладость которой он когда-то испытывал?

Оптинский старец Варсонофий говорил своим духовным чадам о недостаточности молитвенного опыта М.Ю.Лермонтова. Молитва не спасла его, потому что он ждал только восторгов и не хотел понести труда молитвенного. Поэт А.С.Хомяков считал, что молитва — это подвиг.

  • Подвиг есть и в сраженьи,
    Подвиг есть и в борьбе;
    Высший подвиг в терпеньи,
    Любви и мольбе... [3, с. 221]

Этот высший подвиг совершали и совершают монахи.

Они молились и молятся не только о собственном спасении, но и о спасении своего Отечества, всех православных христиан.

Стихотворения-молитвы в творчестве А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова свидетельствуют о том, что поэты — носители православной культуры и веры. Молитвенная лирика — это исповедь измученной житейскими невзгодами человеческой души, стремящейся к духовному совершенствованию. Духовный рост человека, по мнению и А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, возможен только с Божией помощью, которая осуществляется через молитву. Творить молитву — значит совершать высший подвиг.

***

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Библия, Новый Завет, Мф. 7; 13; 14. — М.: Международный издательский центр православной литературы, 1994. — 1018 с.

2. Дунаев М. М. Православие и русская литература: учеб. пособие для студентов духовных академий и семинарий. — М.: Христианская литература, 1996. — С. 190–200.

3. Иванова С. Ф. Введение во храм слова. — М.: Школа-Пресс, 1994. — 271 с.

4. Лермонтов М. Ю. Сочинения. — М.: Правда, 1986. — Т. 1. — 719 с.

5. Пушкин А. С. Сочинения. — М.: Художественная литература, 1985. — Т. 1. — 735 с.

***

Источник


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
1447
7049
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика