Русская Пасха

Русская Пасха

Народная русская мысль убеждена была в том, что Христос каждогодно приходит на Русскую землю.

Таинственно полагается во гроб и таинственно и торжественно воскресает в пасхальную светозарную ночь.

Воскресеньем Христа обуславливал русский народ и наступление весны на русской земле.

Тайнозрители, поэты-художники воочию видели Воскресшего. Этой степени достиг Нестеров в картине «Святая Русь». Весь же народ, равночестно с поэтами-художниками, видел Воскресение Христово в благодатной теплоте воздуха, в чудной голубизне купола небесного, в радостном блеске вешних потоков, в цветущих вербах, в аромате вешних листочков на деревьях.

Русская природа раннею весною — это икона Воскресения Христова. Рядом с этим вовеки жила вера в то, что Воскресший Христос от первого дня Пасхи до Вознесения, то есть в течение сорока дней, ходит по русской земле невидимо или под видом странника и нищего.

Помню, чуть прозвучит у крыльца или под окном голос просящего «Христа ради», мать бежит на улицу и, подавши красное яичко, колобок и шанежку, поклонится нищему в пояс. Приезжие сторонние люди дивились:

— Что вы это оборванцам чуть не в ноги кланяетесь?

Ответ был один:

— Может, это сам Иисус Христос был.


Из дневниковых записей Бориса Викторовича Шергина (1893–1973) — замечательного русского писателя, фолькльориста, публициста и художника, певца Русского Севера.

Фото: картина Михаила Нестеров «Святая Русь», 1901-1905 гг.



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
899
3204
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика