Творец «малахитовой» породы

Творец «малахитовой» породы На таких, как Генеральный конструктор атомных подлодок Владимир Николаевич Пялов, и стоит Россия

...28 февраля нынешнего года Генеральному конструктору атомных подводных крейсеров Владимиру Николаевичу Пялову исполнилось 80 лет. Практически всю свою жизнь он был «совершенно секретным специалистом», и в открытой прессе его фамилия впервые появилась не так давно.

Так что в работе над этим материалом мне помогли сотрудники пресс-службы Объединенной судостроительной корпорации.

Между тем, Владимир Николаевич — уникальнейший человек, участвовавший в проектировании самой первой советской атомной подводной лодки и создавший самую современную в мире лодку четвертого поколения проекта 885 «Ясень». Он — один из очень немногих настоящих генеральных конструкторов, которые продолжают работать по сей день.

Владимир Николаевич Пялов родился в городе Кош-Агач Горно-Алтайской автономной области. В двухлетнем возрасте с родителями переехал в Ленинград. Отец погиб на Западном фронте в самом начале Великой Отечественной. И всю блокаду маленький Володя пережил в Ленинграде. Выжил чудом.

Страна Советов восстанавливала свою промышленность, разрушенную войной, многие мальчишки хотели стать отважными моряками, летчиками, корабелами. А Владимир Пялов мечтал создавать оружие защиты.

И в 1959 году он поступает в Ленинградский кораблестроительный институт на факультет морского оружия. Получив специальность инженера-механика, выпускник «корабелки» направляется на работу в совершенно закрытое тогда СКБ-143.

Молодого специалиста сразу привлекли к созданию первой советской атомной подводной лодки. Это был проект 627А. Затем он участвует в строительстве первой АПЛ с энергоустановкой на жидкометаллическом теплоносителе проекта 645. Параллельно занимается проработкой концепции и системного подхода к проектированию АПЛ второго поколения и уникальной высокоскоростной комплексно-автоматизированной торпедной АПЛ проекта 705 — знаменитой «Альфы».

У молодого конструктора, как вспоминает сам Пялов, просто захватывало дух от того, что ему довелось непосредственно участвовать в создании первых отечественных атомных субмарин…

Впрочем, по словам его коллег, он никогда не был сухим технарем, которого ничего кроме работы не интересовало. Владимир Николаевич активно участвовал в шахматных турнирах, где неоднократно становился победителем, без него не обходился ни один популярный тогда КВН.

Конструкторы, совместно с учеными, работали в различных направлениях по достижению АПЛ больших глубин и скорости, снижению шумности и совершенствованию оружия. В этой связи одним из направлений — снижение сопротивления воды по отношению к корпусу лодки в подводном положении — стало использование полимеров и их влияние на характеристики шумности. В.Н.Пялов был одним из ведущих конструкторов уникальной дизель-электрической лодки проекта 1710, на которой должны были отрабатываться принципиально новые подходы в подводном судостроении. В частности, на этой субмарине были проверены и новые покрытия, и различные типы движителей. К сожалению, при дележе СССР уникальный подводный научно-испытательный корабль почему-то перешел к Украине, которой он был не нужен в принципе. И с годами лодка проекта 1710 просто разрушилась…

В 1973 году Владимир Николаевич становится заместителем главного конструктора. В этой должности он разрабатывал аванпроект — предварительный план — АПЛ проекта 693 с большой глубиной погружения и аналогичный проект АПЛ проекта 975 — истребителя ракетоносцев.

В это время он начинает интенсивно работать над концептуальными проблемами подводного кораблестроения: скрытность, скорость хода, глубина погружения, автоматизированные системы управления, вооружение, вопросы живучести и спасения личного состава.

В 1983 году он с группой единомышленников начинает проработки корабля IV поколения. А 1985 год стал знаменательным для В.Н.Пялова: его назначают главным конструктором проекта, и уже в следующем году он начинает активно работать над многоцелевым кораблем IV поколения «Ясень». В марте 1988 года был разработан технический проект, а с 1993 года началось строительство.

Подводный крейсер был заложен в Северодвинске и получил имя города, в котором строился. Это был первый боевой корабль, который начали создавать в новой России. Как его вообще удалось достроить в условиях тотального недофинансирования, честно сказать, непонятно. Для кораблестроителей в девяностые годы настали черные времена. В «Малахите», как теперь называется СКБ-143, зарплата конструкторов оказалась просто нищенской, прошло сокращение, и многие квалифицированные специалисты вынуждены были уволиться, искать заработки на стороне, чтобы прокормить семьи. В это время, в 1999 году, начальником и генеральным конструктором «Санкт-Петербургского бюро машиностроения «Малахит» назначается В.Н.Пялов. Именно он спас и уникальную конструкторскую школу, и само предприятие.

Владимир Николаевич привел в систему работу по финансированию заказов, структурировал работу планового подразделения и бухгалтерии. И уже в 2001 году, впервые за минувшие десять лет, постепенно начинает повышаться зарплата сотрудников бюро. За короткое время ему удалось стабилизировать финансовое положение «Малахита», буквально вдохнуть вторую жизнь в школу проектирования скоростных, малошумных комплексно автоматизированных АПЛ и подводных технических средств.

В 2000 году под его руководством спускается на воду опытное глубоководное техническое средство «Русь» проекта 16810. В 2001 году подписывается приемный акт и сдается завершающая в серии III поколения многоцелевая подводная лодка «Гепард».

Владимир Николаевич сделал многое для того, чтобы «Малахит» и предприятия-смежники получили финансирование. И все-таки главным делом было строительство «Северодвинска». Пялов смог решить почти невыполнимую задачу: создать новую кооперацию более тысячи российских предприятий, способных осуществить единый заказ – построить общими усилиями субмарину четвертого поколения. Раньше над такими проектами работал весь промышленный потенциал СССР.

Владимир Николаевич на деле показал: Россия способна строить даже такие уникальные корабли как «Ясень», своими силами.

Сейчас в строительстве находятся лодки проекта 885М, которые, уподобляясь авиационной терминологии, можно относить к лодкам поколения 4+. А коллектив «Малахита» уже работает над боевыми субмаринами пятого поколения и другими подводными аппаратами, способными выполнять различные задачи во всех районах Мирового океана.

Субмарины проекта «Ясень» имеют самые чуткие «уши» среди всех отечественных, а возможно, и зарубежных АПЛ. При этом сама лодка обладает большой акустической скрытностью, и противнику обнаружить ее не так-то просто. Корпус покрыт защитным материалом нового поколения, который затрудняет ее обнаружение даже при активной локации чужими сонарами, а также снижает видимость лодки в инфракрасном и радиочастотном диапазонах. Лодки проекта 885, пожалуй, единственные в мире, которые одинаково комфортно и уверенно чувствуют себя и в жарких тропических и в ледяных водах мирового океана. Эта субмарина прекрасно «видит» в ледяном крошеве арктической зоны, где гидрология — одна из сложнейших в мире.

Лодки проекта 885 способны самостоятельно найти и уничтожить любой вражеский корабль — надводный и подводный. Они имеют самую современную защиту, включающую антиторпеды и собственный комплекс ПВО. Отличительная их особенность в том, что ракетное вооружение позволяет наносить удары по корабельным ударным группировкам, а также по наземным объектам не только в прибрежной зоне, но и в глубине территории противника. Фактически, это настоящий многоцелевой тяжелый подводный крейсер, оснащенный всеми видами оружия, кроме стратегического.

Успешное завершение строительства головного корабля проекта «Ясень» можно в чем-то сравнить с победой России в зимней Олимпиаде, в которую в первые дни никто не верил. Вначале поотстав, наша сборная вдруг рванула вперед.

Так вот, проект 885, по всем объективным и субъективным причинам не должен был состояться. Но — состоялся. Новая российская подводная лодка оказалась самой современной и самой мощной среди всех многоцелевых ударных атомных субмарин в мире.

Как и было задумано Генеральным конструктором.

Специально для Столетия

Сергей Птичкин

Источник




Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
862
3777
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика