За справедливость, русский дух и за Россию!

За справедливость, русский дух и за Россию!

Владимир Викторович Волк — эксперт Центра научной политической мысли и идеологии

Сегодня, в день рождения выдающегося русского лексикографа, этнографа и писателя, составителя «Толкового словаря живого великорусского языка»» Владимира Ивановича Даля запросил в поисковой системе мировой паутины четыре слова — «памятники Далю в России». Система выдала четыре адреса.

Квартира-музей Владимира Даля в Москве на улице Большой Грузинской, открыт в 1986 году. С 1859 года дом, в котором музей занимает две комнаты, принадлежал В.И.Далю. Здесь он жил и работал до своей смерти в 1872 году. Именно в этом доме Даль завершил труд всей жизни: закончил подготовку к изданию «Толкового словаря живого великорусского языка» (1863—1866 гг.).

Памятник А.С.Пушкину и В.И.Далю скульптора Н.Г.Петиной и архитектора С.Е.Смирнова в Оренбурге. Памятник «Пушкин и Даль» открыт в середине августа 1998 года к юбилею областного центра. Расположен в сквере имени Полины Осипенко по улице Советской города Оренбурга.

Памятник здесь возник не случайно.

Пушкин приезжал в Оренбург в сентябре 1833 года, собирая материал для «Капитанской дочки» и «Истории Пугачева». У военного губернатора В.А.Перовского он встретил В.И.Даля, служившего при губернаторе чиновником особых поручений, с которым они уже были знакомы на литературной ниве. Считается, что к мысли составить «Толковый словарь» Даля подтолкнул именно Пушкин, с которым Владимир Иванович познакомился в 1832 году. Имея медицинское образование и опыт, Даль лечил Пушкина после роковой дуэли, присутствовал при кончине великого русского поэта. Там, где ныне находится памятник в Оренбурге, стояла каменная двухпрестольная Петропавловская церковь, которую Даль и Пушкин посетили. Построенная в 1757–60 гг., она была разрушена в 30-е годы ХХ века, а на ее месте обустроен сквер.

Но, пожалуй, самым чтимым на просторах России автор толкового словаря и известной сказки про курочку Рябу Владимир Даль стал в Луганске. Да-да, ошибки здесь нет — именно на просторах России, ибо так «распорядилась» даже поисковая система, у которой оказалось больше здравого смысла, чем у политиков и чиновников, упорно отказывающихся от своего русского наследия и корней, и трусливо избегающих упоминания о Донбассе как русском регионе.

В Луганске памятник Владимиру Далю был возведен ещё в 1981 году к 180-летию со дня его рождения. Скульптор Илья Овчаренко трудился над фигурой великого исследователя около 30 лет. Его работу окончил Василий Орлов и архитектор Георгий Головаченко. Памятник установили на улице имени Владимира Даля, № 7. На гранитном постаменте высится табличка «Владимир Даль (Казак Луганский)». Таким псевдонимом он подписывал свои сказки, были и рассказы.

Неподалёку разместился и дом-музей.

Кроме этого в 2004 году луганский университет имени Владимира Даля сделал подарок к 2500-летию Евпатории, где на улице Тараса Шевченко появился бюст русского исследователя и писателя. Автор бюста — известный скульптор Николай Васильевич Можаев, друг Михаила Шолохова.

А в 2010 году бывший Президент Украины Виктор Янукович открыл перед первым корпусом университета пятиметровый памятник Владимиру Далю. В основу изображения Казака Луганского авторы скульптуры Николай Можаев и Виктор Горбулин положили идею «путешественника, который собирает в слове душу народную».

С домом-музеем писателя и вовсе удивительная история. Это скромное, вроде бы ничем не примечательное одноэтажное здание на улице Даля в старой части города знакомо, пожалуй, всем луганчанам.

«Снаружи Литературный музей В.И.Даля (а именно он располагается в этом скромном здании) кажется совсем крохотным, необыкновенно маленьким по сравнению с нашими представлениями о музеях. Однако стоит войти — и как будто раздвигаются стены, а потолок, нарушая наши представления о реальности, уходит куда-то в небо. Все преображается: и дом — не дом, а целая огромная страна, Россия, умещается в нескольких выставочных залах небольшого музея. И не удивительно, ведь музей посвящен одному из необыкновеннейших людей своей эпохи, „живой энциклопедии России“, гордости Луганска — Владимиру Далю», — пишут луганчане на сайте, посвященном наследию великого земляка(http://www.dal.in.ua/museum/5-museum).

Так сложилось, что идея о создании музея Казака Луганского долгое время не могла осуществиться. Чиновникам было мало факта рождения Вольдемара Фердинанда, сына выходца из Дании Иоганна Даля, в поселке при Луганском литейном заводе. Неизвестно кем рожденная, однако в 60-е годы прошлого столетия появляется и распространяется легенда о том, что будущий лексикограф Даль появился на свет именно в доме №12 по улице Юного Спартака, бывшей Английской. Именно эта легенда и была привлечена сторонниками открытия музея как дополнительный аргумент в пользу его открытия.

Позже было установлено, что на самом деле в старинном доме, в котором ныне находится музей Даля, ни сам Даль, ни его родители никогда не проживали. Впрочем, на сегодня это уже не важно, потому здесь дух «ходячей энциклопедии России», здесь всё пропитано Далем: и старый гарнитур, и картины, и раскрытый том литературного журнала начала XIX века на ломберном столике… Всё-таки здесь — его, Владимира Даля, луганский домик.

В конце жизненного пути лютеранин Даль принял православие. Воспоминания Мельникова-Печерского свидетельствуют, что он сделал это осознанно, так как считал, что в Православной Церкви сохраняется вся полнота истины. В одной из бесед со своим другом-учеником Даль говорил: «Самая прямая наследница апостолов, бесспорно, ваша Греко-Восточная Церковь, а наше лютеранство дальше всех забрело в дичь и глушь… Православие — великое благо для России, несмотря на множество суеверий русского народа. Но ведь все эти суеверия не что иное, как простодушный лепет младенца, ещё неразумного, но имеющего в себе ангельскую душу. Сколько я ни знаю, нет добрее нашего русского народа и нет его правдивее, если только обращаться с ним правдиво… А отчего это? Оттого что он православный… Поверьте мне, что Россия погибнет только тогда, когда иссякнет в ней православие».

Даль утверждал: «Ни прозвание, ни вероисповедание, ни сама кровь предков не делают человека принадлежностью той или другой народности. Дух, душа человека — вот где надо искать принадлежности его к тому или другому народу. Чем же можно определить принадлежность духа? Конечно, проявлением духа — мыслью. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски».

Вот откуда у луганчан, оказавшихся отрезанными от единого тела России, такая неуёмная тяга именно к наследию Казака Луганского, хотя эта земля богата историческими личностями. «Назначение человека — борьба за правду и справедливость, борьба со всем, что лишает людской радости», — писал Даль. И его слова отзываются сегодня в борьбе луганчан за справедливость, за русский дух и за Россию.


ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

Чему учат современные учебники истории?

Якорь спасения

Плавильный котёл Донбасса

Луганск в контексте Русского Мира

Украинская Новороссия: боль и надежда

Как Сталин Украине Донбасс подарил

Чем плох "тайный план", даже если он есть?

На Донбассе живёт народ, с которого очень многим стоило бы брать пример



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
380
10351
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика