Защитница России: Иверская икона Пресвятой Богородицы

Защитница России: Иверская икона Пресвятой Богородицы

Почитание Богоматери на Руси всегда было исключительным и является важнейшей особенностью нашей цивилизационной идентичности. Самая первая русская церковь, киевская Десятинная — построенная князем Владимиром Красное Солнышко — являлась храмом Успения Пресвятой Богородицы.

Андрей Боголюбский, великий предтеча будущей Московской Руси положил начало новому празднику Покрова Богоматери, подчеркнув тем самым идею покровительства Царицы Небесной, Ее защиты и заступничества Русской земле.

В 14 веке миссию Москвы, тогда невзрачного пограничного городка, как будущего «святого града» пророчествует Митрополит Киевский и всея Руси Петр, обращаясь к Ивану Калите заложить на кремлевском холме «Дом Богородицы». Так Калитой спешно возводится Успенский собор Кремля — самое первое каменное строение Москвы, где Митрополит Петр, — будущий первый московский митрополит, святой и чудотворец, — у алтаря собственноручно строит себе гроб. А именно икона Богородицы письма Митрополита Петра становится первой московской чудотворной святыней.

По завету Московского Первосвятителя Петра все Московское Государство становится «Домом Богородицы» и почитание Божьей Матери, упование на Ее спасительное заступничество и помощь стают серцевиной русской духовной жизни. Проявляется это живое чувство и в исключительном народном почитании Ее икон — выразительниц Духовного Первообраза.  И среди множества иконографических типов, вместе с главной Богородичной иконой Руси — Владимирской — выделяются еще четыре Ее чудотворных Образа, особенно прославляемые народом именно как Защитницы русских рубежей: «Тихвинская» — на севере, «Смоленская» — на западе, «Казанская» — на востоке и «Иверская» — на юге.

По летописям мы знаем, как все эти великие иконы чудесно обретались, какие с ними связаны возвышенные предания и поразительные исторические факты. Но это было давно. А вот удивительное по символизму и необычности явление с Иверской иконой Божией Матери произошло сейчас, в наше материалистическое время.

Праздник Иверской иконы Божией Матери 26 октября — действительно знаменательнейшая дата в русской истории. Это годовщина прошедшего при огромном стечении народа, бояр, царя принесения с Афона на Москву 26 октября 1648 года списка Иверской иконы Божией Матери, положившая начало почитания этого чудотворного образа на Руси.

Первая Иверская икона (по преданию написана самим евангелистом Лукой, сподвижником апостола Павла) была обретена монахами Иверона на Афоне в Огненном явлении и, что характерно, также приплыла к ним морским путем. Она имеет еще название Вратарница — так как по преданию Божья Матерь, пожелала пребывать на вратах избранной Ею обители для ее охраны. Иверская много прославлена и в нашей истории: «За все время существования ни от одной из чтимых икон Божией Матери не было в России столько чудес, сколько совершалось их от Иверской. Она всегда стояла на страже, как скорая помощница людям в бедах, напастях и болезнях».

В частности, в Великую Отечественную при взятии Вязьмы и Смоленска пред ней молились наши полководцы и воины.

Иверская икона Божией Матери в Свято-Троицком соборе г. Вязьмы (источник)

Икона эта веками была местом паломничества и москвичей, и тоже часовня с Нею (теперь восстановленная), находится у Воскресенских ворот.

Мимо часовни иконы Иверской иконы Божией Матери, сквозь Воскресенские ворота на Красную площадь проходят миллионы людей ежедневно. Немногие из них знают, что проходят мимо одного из самых тайнственных и почитаемых мест столицы (источник 1, 2)

«А вон за тою дверцей, Куда народ валит, Там Иверское сердце, Червонное, горит. И льется «Аллилуйя» На смуглые поля. Я в грудь тебя целую, Московская земля»писала Марина Цветаева.

Список Иверской иконы Божией Матери, хранящийся в Иверской часовне в Москве

Александр Вертинский в своих мемуарах «Дорогой длинною…» рассказывает, как нищим студентом носил Иверской цветы: «Религиозным центром Москвы была Иверская. В маленькой часовне у Красной площади стояла ее икона, озаряемая сотнями свечей, которые ставили верующие. Икона сверкала бриллиантами, изумрудами и рубинами, которые жертвовали исцеленные от тех или иных недугов и горестей, невзгод и страданий. С нее начиналось все. Ни один приезжий купец не начинал дела, не поклонившись Иверской… Мы тоже иногда несли свои скромные дары иконе. Я помню, как перед большими событиями, экзаменами например, я и мои друзья шли к Иверской и ставили свечи или покупали белые розы на длинных стеблях и вставляли их в подсвечники».

Ведь Иверская — это Грузинская, ибо Иверия — это древнейшее название Восточной Грузии. Причем той настоящей подлинной Грузии, которая нам особо близка в глубинном духовном родстве. Ведь Иверский монастырь святого Афона, где впервые была обретена Святыня, основан грузинскими насельниками. Также характерно то, это одна из очень немногих икон Богородицы с кровавой раной, нанесенной духовными вандалами.

Иверская икона. 1648 г. Иеромонах Ямвлих. ГИМ, Москва (источник)

Ниже мы представляем текст Александра Моисеенкова из православного журнала "Фома" об истории Иверской иконы Богородицы.


ЯВИВШАЯСЯ В ОГНЕННОМ СТОЛПЕ

Гражданская война может разгореться не только на политической, но и на религиозной почве. Эту простую истину очень трудно осознать в наш толерантный век, зато в старину она была очевидной.

Примеров тому — много, взять хотя бы печально известный старообрядческий раскол, когда государство официально преследовало сторонников протопопа Аввакума.

Однако самым затяжным богословским конфликтом, который перерос в гражданское противостояние, стало иконоборчество, сотрясавшее восток Византийской Империи с VII по середину IX века. Свидетельницей этого страшного периода в истории Церкви является Иверская икона Божьей Матери. Незадолго до окончания иконоборческого лихолетья в дом одной никейской вдовы ворвался отряд солдат. Они искали священные изображения и уничтожали их. Увидев на стене в одной из комнат икону Божьей Матери, воины сбили ее и стали ругаться над ней. Их не остановили ни крики, ни просьбы, ни слезы хозяйки. В конце своего кощунственного действа кто-то из солдат взял копье и пронзил им пречистый лик Богородицы. И тут случилось то, чего никто не ожидал — на глазах у изумленных вандалов из доски полилась настоящая человеческая кровь.

Пользуясь растерянностью солдат, хозяйка достала все деньги, которые у нее были, и попросила отложить расправу над иконой до следующего дня. Золото подействовало на вояк, да и связываться с окровавленным ликом им не очень хотелось. Они ушли, но пообещали вернуться завтра, и довершить начатое поругание.

Иверская икона Божьей Матери. Афон, Иверский монастырь

Между тем у женщины уже созрел план спасения иконы. Она была очень дорога ей, так как, по преданию, была не то копией, не то оригиналом работы самого апостола Луки, который прославился собственноручными изображениями Богородицы. Едва солдаты покинули ее дом, женщина с сыном-подростком взяли икону и направились к Мраморному морю. Шли они всю ночь — от города до побережья было несколько десятков километров. Когда уставшие путники достигли воды, уже серело. Святой образ извлекли из ткани и положили на воду, моля Бога, чтобы дальше Он Сам решил судьбу семейной реликвии. Едва доска коснулась воды, неведомая сила начала приподнимать икону, и через мгновение она уже стояла на глади моря. Взошло солнце. Его золотистые лучи коснулись лика Пречистой, которая словно смотрела на женщину и ее сына своими грустными любящими глазами. Спустя несколько секунд стоявшие на берегу увидели, как течение подхватило икону, и она, продолжая стоять вертикально, поплыла на юго-запад.

А женщина села на прибрежный песок заплакала. Когда сын спросил, отчего она печалится, вдова ответила, что теперь ее, скорее всего, убьют, поскольку воины, обнаружив отсутствие иконы, вряд ли простят ей обман.

— Стара я стала, сынок, куда мне бежать… А ты — спасайся, иди на запад, на гору Афон. И так, как я вручила Богородице Ее святой образ, так вручаю и тебя Ее святому заступничеству. Беги, я чувствую, что мои часы сочтены, и мне хотелось бы умереть здесь. А у тебя будет долгая жизнь. Да благословит тебя Бог…

Долго еще не мог расстаться сын с матерью. Но она настояла, и мальчик, обливаясь слезами, скрылся за дальним холмом. А вдова вернулась домой, и погибла в тот же день от рук разъяренных солдат, искавших ее по всему городу.

Спустя несколько лет, повидав многое на своем пути и успев повзрослеть, юноша пришел на гору Афон. Там он пристал к монахам и через некоторое время принял постриг. Поведал он братии и о том, как когда-то вместе с матерью они спасли икону, и как чудесным образом святой лик поплыл на запад. Монахи, услышав нехитрый рассказ брата, отреагировали по-разному. Кто-то не поверил, кто-то отнесся равнодушно, но были и те, кому слова юноши впали в сердце, и после смерти никейского беглеца среди монастырских преданий стала ходить и история об иконе-путешественнице. История с годами стала легендой, легенда — сказкой, и так продолжалось около двухсот лет, пока сказка однажды не стала реальностью.

Как-то за беседой на морском берегу собралось несколько монахов Иверона — Иверского монастыря, который был основан грузинами-иверами в конце X века.

Афон. Иверский монастырь

Вдруг один из черноризцев, сидевший лицом к воде, вскричал: «Господи помилуй». Не в силах произнести ни слова от ужаса, он показал рукой в сторону пролива. Остальные посмотрели в указанном направлении и застыли в изумлении — в нескольких сотнях шагов от линии прилива на воде стояла икона, от которой в небо шел яркий сноп света, который озарял все вокруг так, что солнце казалось луной. Явление не было миражом, оно длилось минуту, вторую, третью и не исчезало. Спустя некоторое время на берег сбежалась братия со всей горы — они видели столп света и спешили выяснить, что это. Самые зоркие иноки разглядели на иконе лик Пречистой, и после долгих обсуждений было решено взять икону. Сначала монахи пошли по мелководью, но святой образ ни на метр не приблизился к ним. Потом решили плыть в лодке, но, сколько ни гребли, икона продолжала оставаться на прежнем расстоянии от монахов. Она словно специально отступала от них, не желая даваться им в руки.

Иноки поникли. Они поняли, что Богородица чего-то ждет, но чего — понять не могли. Вместе с настоятелем они пришли в храм и стали молить Бога и Пресвятую Деву о том, чтоб Они указали, как поступать дальше. Так прошло несколько дней. Огненный столп по-прежнему стоял над морем, монахи с изумлением смотрели на это необычное явление. Спустя некоторое время к настоятелю Иверона пришел отшельник Гавриил, живший в самом труднодоступном уголке Афона. По нему было видно, что он спешил, вид его был взволнованным. — Сегодня, когда я творил обычное молитвенное правило, было мне видение. Явилась Пречистая и повелела прийти к вам, выйти на берег и, ступая по воде, взять Ее икону. Отче, что бы это могло значить?

— А ты не видел чего-либо необычного по пути сюда? — спросил настоятель.

— Нет, я спустился сюда южной тропой. А до этого не выходил из кельи неделю…

— Так смотри же! — воскликнул настоятель, и подвел Гавриила к окну, за которым простиралась морская гладь, и неземным светом озарял воду огненный столп. Отшельник понял, почему к нему являлась Богородица.

И вот, процессия из иноков с факелами в руках спустилась к берегу. Впереди шел Гавриил, смутно представляя, что станет делать дальше. Он был в молитве. Когда крестный ход поравнялся с местом, где стояла икона, отшельник сделал первый шаг. Сначала он шел по мокрому берегу, чувствовал, как вода обнимает его стопы. Дальше мель кончалась, но он продолжал идти, веря, что Богородица не оставит его. И вдруг инок ощутил под ногами опору — а ведь здесь уже была глубина! Гавриил шел по воде! Окрыленный радостью и верой, он благополучно добрался до иконы, трепетно взял ее и пошел обратно к берегу. Как и прежде — по воде!

Монахи встретили святыню и торжественно отнесли ее в главный храм обители, благодаря Бога за такую великую милость. Но на следующий день икона исчезла. Трудно представить печаль, которая охватила иноков: вчера они обрели великую святыню, а сегодня она пропала. Но горевали недолго — обходчик обнаружил пропажу над въездными воротами монастыря. Удивленные насельники подумали, что это — чья-то злая шутка, сняли икону со стены, и опять поставили в храме. На следующее утро история повторилась, и снова обходчик обнаружил святой образ на стене ворот. Монахи задумались, но, не зная, как поступать, вернули икону в храм. Через день ее опять нашли над въездом в Иверон.

Так продолжалось много раз, пока Гавриилу не явилась сама Богородица и сказала: — Ступай в монастырь, скажи монахам, чтобы не искушали Меня. Не для того явилась Я им, чтобы Меня охраняли, а для того, чтобы Мне самой быть их хранительницей, и не только в нынешнем, но и в будущем веке. В подтверждение же этих Моих слов да будет им Моя икона: пока они будут видеть ее в своем монастыре, до тех пор не оскудеет им и милость, и благодать Сына Моего и Бога». После этого монахи уже не пытались снимать икону со стены. Они построили над воротами храм, в котором до настоящего времени и хранится эта великая святыня. В России об Иверской иконе знали давно, но до XVII века это были лишь смутные сказания. Как она выглядит на самом деле — не знал никто.

При патриархе Никоне, когда наладилась тесная связь между Москвой и другими Православными Церквами, появилась возможность заказать у афонских мастеров ее точную копию. В 1648 году новая икона, практически ничем не отличающаяся от оригинала, торжественно прибыла в Москву. Случилось это 13 (26) октября. Великую святыню встречал сам русский царь Алексей Михайлович в сопровождении десятков тысяч москвичей.

В России с привезенного образа сразу же сделали список-копию. Ту икону, что привезли с Греции, отправили на Валдай — в специально для нее устроенный патриархом Никоном Иверский монастырь.

Иверский Валдайский монастырь

Эта икона утеряна, последняя информация о ней датируется 1913 годом. Судьба второго списка также неизвестна. Он находился в часовне у Воскресенских ворот на Красной площади.

Перед сносом часовни в 1929 году активисты атеистической агитбригады устроили показательное сожжение всех святынь, которые хранились там. Возможно, икона погибла в этом огне. Впрочем, другие источники говорят, что образ удалось спасти, и теперь он находится в храме Воскресения Христова в Сокольниках.

Относительно же оригинала, который ныне хранится на Афоне, существует старинное предание, что Иверская икона окажется знамением конца истории человечества. Перед вторым пришествием Христовым она снова уйдет по воде — на Восток, навстречу Спасителю.

Источник




Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
3277
10898
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика