Качество жизни
Передача «Обретение смыслов»

Интернет-передача «Обретение смыслов»
Тема: «Качество жизни»
Выпуск №154


Степан Сулакшин: В категории «качество жизни» содержится ядерный корневой смысловой вызов — качество. Обычно качество противопоставляют количеству, даже открыт закон перехода качества в количество. Так вот, количество — это характеристика размноженности чего-либо, единичность, целостность или расчлененность.

Количество можно сосчитать, выразить цифрами, но что такое качество? Если это противоположность количеству, то его как будто бы нельзя измерить. Но ведь говорится, например, что ксилит, заменитель сахара для людей, больных сахарным диабетом, в 2 раза слаще обычного сахара, то есть это количественная характеристика качества. Но как измерить сладкость сахара или, например, табачность, горькость сигарет или еще чего-нибудь?

Представьте себе, что сидят 10 экспертов, и они пробуют на вкус этот сахар. Кому-то он кажется достаточно сладким, кому-то — менее сладким. Поскольку им предложены определенные градации, в результате статистической обработки выводится показатель — коэффициент сладкости.

Итак, качество — это, конечно же, характеристика не количественная, но в то же время она не может не характеризоваться количественно. Качество — это детальное описание свойств предмета вашей мысли. Но, раз есть какие-то свойства, то они измеримы, и поэтому первое утверждение на подходе к поиску смысла — противопоставлять качество и количество не вполне правильно.

Качество — это количественная характеристика структуры, деталей, признаков, свойств, это своего рода предметооценивание. Поэтому определение качества, которое мне кажется функциональным и производительным с точки зрения порождения дальнейшего активно-деятельностного шлейфа смыслов, может звучать следующим образом: «Качество жизни — это обобщенная или суммарная характеристика значимых обстоятельств жизни человека».

Здесь возникает необходимость уточнить, что же это за обстоятельства жизни человека. Они делятся на 2 класса. Первый класс обстоятельств относится к самому человеку, к его телу, духу, самочувствию, психологическому состоянию. Являются ли они обстоятельствами жизни человека? Конечно. Если у больного раком 4 степени человека непрерывная нестерпимая боль, каково качество его жизни? Оно такое, что он совершает суицид.

Второй класс значимых обстоятельств связан уже с окружающим человека пространством, со средовыми условиями его жизни. Получается, что в наборе значимых обстоятельств жизни человека есть его собственные, присущие именно ему, внутренние, и есть внешние, средовые. И те, и другие необходимо учитывать.

Что же это за значимые обстоятельства? Их сотни. Примеры значимых обстоятельств — доходы, здоровье, жилье, питание, безопасность, здоровый образ жизни, удовлетворенность, свободное время, доступ к образованию и повышению квалификации, к работе, семейность, детность, уверенность в будущем, психологический комфорт, счастье, экологические показатели жизни, продуктовый набор.

Какова значимость этих показателей? В одной цивилизационной обстановке и культурной традиции их можно считать весьма значимыми, в другой — менее значимыми, а некоторые другие показатели, наоборот, более значимыми. То есть эти показатели цивилизационно конкретны. Они идентичны для ареалов человеческих обществ и условий жизни, в которых они находятся.

У пигмеев в джунглях тоже есть качество жизни, но набор показателей, их весовые значения кардинально отличаются от тех, которые есть у человека, живущего в урбанистической цивилизации и культуре. Поэтому первое — набор показателей, значимых обстоятельств жизни человека и их веса, то есть само значение этих показателей — это вопрос относительный, вопрос выбора, вопрос ценностной ориентации, цивилизационно-культурных и политических стратегий.

Например, очевидным является тот факт, что все эти обстоятельства должны быть направлены на то, чтобы в государственной политике и управлении первой задачей было народосбережение, жизнь человека, рождаемость, смертность, ожидаемая продолжительность жизни. Разве не так? Ведь нет человека — и нет ничего. То есть должна формироваться демографическая политика, соответствующая показателям качества жизни.

И второе — ценностный выбор, что важнее. Материальные, телесные, меркантилистские обстоятельства тоже весьма значимы. Ценностью жизни для кого-то может быть то обстоятельство, голоден он или сыт. Есть и другие, нематериальные, духовные обстоятельства — человек хоть и голоден, но он счастлив, потому что он приобщен к высоким смыслам и ценностям, которые делают человека человеком. Это вопрос выбора ценностей и смыслов жизни.

Итак, при таком подходе качество жизни — это обобщенная или суммарная характеристика значимых обстоятельств жизни человека. Причем слово «суммарная» здесь вовсе неслучайно. Чаще всего и производят это обобщение в виде линейной суммы с весовыми коэффициентами при количественных параметрах, описывающих каждое значимое обстоятельство жизни человека. И тогда мы получаем алгоритм для однозначного толкования и понимания обстоятельств, а главное, использования и применения их в очень важных вещах, например, таких как государственное управление.

В следующий раз мы рассмотрим термин, может быть, сегодня не слишком актуальный или используемый в каких-то переносных смыслах, тем не менее, пора с ним разобраться. Это термин «империализм», а затем могут последовать термины «империя», «имперскость». В общем, разберемся.


comments powered by HyperComments
4940
16283
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика