Евроинтеграция Украины, а не подождать ли еще?

Евроинтеграция Украины, а не подождать ли еще?

Комментирует эксперт Центра научной политической мысли и идеологии Людмила Кравченко

Россия по-прежнему остается для Украины страной, «временно оккупировавшей ее территории». Она все так же неофициально «спонсирует» силы в Новороссии. Против нее принимается закон о санкциях. Но только санкции всерьез не вводятся. Более того, вступление в силу ставшего предметом дискуссий и выведшего на майдан сторонников евроинтеграции Договора об ассоциации Украины с ЕС в ходе недавнего совещания было решено отложить.


В чем причина?

Затяжной конфликт на Украине стал угрожать непосредственно интересам ЕС (возникла угроза срыва транзита газа). Именно поэтому с целью погашения острой фазы конфликта принимается решение снизить уровень претензий, то есть нивелировать основной фактор, побуждающий Россию негласно влиять на ситуацию в юго-восточных регионах. Этот прием уже был испробован Западом и ранее, когда с целью устранения раскола в украинском обществе закон о языке все же был отменен, несмотря на то, что политическая элита Киева явно не желала идти на данный шаг. История повторяется вновь и здесь. Устранив основной источник недовольства для России (немедленное вступление в силу Договора об экономической ассоциации с ЕС, а значит и беспошлинное поступление европейских товаров на украинский рынок), Запад рассчитывал на смягчение позиций российской стороны, что и произошло в рамках переговоров в Минске. Это подтверждает и то, что в телефонном разговоре украинского и российского президентов 9 сентября в неразрывной связи обсуждались два вопроса – «важность обеспечения сторонами внутриукраинского конфликта устойчивого режима прекращения огня на юго-востоке страны» и продолжение работы «на различных уровнях по решению вопросов, возникших в контексте заключения Украиной Соглашения об ассоциации с ЕС» (официальное сообщение Кремля).

Очевидно, что экономическая составляющая договора для ЕС никогда не была первостепенной. Во-первых, поступление европейских товаров на украинский рынок, где покупательная способность населения вследствие кризисных явлений и без того занижена, уже не представляет интереса для Европы. Украина как рынок сбыта оказалась малопригодной для дорогих европейских товаров. Во-вторых, введение запрета на импорт европейского продовольствия еще более ужесточило контроль на российско-украинской границе, к этому стоит добавить и полный запрет некоторых видов продовольствия. В итоге использование Украины как страны-транзита для европейских товаров уже тоже маловероятно.

Главная задача, которая стояла перед процессом ассоциации Украины с ЕС – это оторвать Украину от русского цивилизационного пространства, не допустить собирания земель постсоветского пространства пока на основе экономического базиса (ЗСТ, Таможенный союз, Евразийский экономический союз), а затем на основе единства цивилизационных ценностей.

В таком случае присоединение Украины к Зоне свободной торговли в 2012 году уже стало рассматриваться Западом как первый шаг на пути восстановления пространства Русского мира. Однако выиграв битву за «умы» украинцев, которые в большей степени уже настроены антироссийски, избрав курс на евроинтеграцию, обременять себя тяжелой экономической ношей, какой является ослабленная и разрозненная Украина, в Европе не собирались. Поэтому и было решено временно отложить вступление в силу этого договора, поскольку в случае обнуления пошлин  Украиной на европейские товары, Россия предприняла бы защитные меры: повышение пошлин на украинские товары (сейчас они для Украины как члена Зоны свободной торговли понижены), введение дополнительных фитосанитарных барьеров (стандарты качества разные). Тогда бы для Украины, чей торговый оборот с Россией составил 27,3% в 2013 году, это было бы дополнительным ударом по падающей экономике. Всего в списке товаров, для которых была бы введена пошлина, более сотни позиций. Это в том числе продукты питания, химической и металлургической промышленности, некоторые предметы бытовой техники, товары строительной отрасли.

То, что эти меры непременно последуют, доказал пример с Молдавией, уже ратифицировавшей договор об ассоциации с ЕС, для товаров которой с 1 сентября отменены нулевые ставки пошлин на ввоз в Россию. ЕС уже частично ощутил на себе тяжесть обременения проблемами украинской экономики. Так, восточноевропейские страны, которые стали осуществлять реверс газа на Украину, уже столкнулись с тем, что Газпром снизил им суточные объемы поставок.

Незначительные кредиты, которые Запад вливает в украинскую экономику, только свидетельство тому, что серьезной финансовой помощи Украине ждать не стоит. Проблемы ее экономического развития не станут обязательствами, которые на себя возьмет Европейский Союз.

Россия и Украина втянуты в сложную геополитическую игру, участники которой преследуют главную цель - разрыв связей между странами, откол Украины от Русского мира и присоединение ее к цивилизационно чуждому ей в основном Западу, максимальное истощение России в санкционной войне (новые санкции введены 12 сентября, когда было объявлено об отсрочке вступления ассоциации в силу) при минимизации угроз жизнеобеспечения Европы (стабильность энергетических поставок).


Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
2603
10018
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика