ФСКН: быть или не быть

ФСКН: быть или не быть

Эксперт Центра Наталия Шишкина

В СМИ появилась информация о слиянии ФСКН, ФМС и МВД, масштабном сокращении кадров ФСКН в связи с необходимостью оптимизации расходов бюджета. Инициатива, по данным СМИ, принадлежит Минфину, хотя официально ФСКН и ФМС не подтвердили подлинность информации.

Информация о слиянии ФСКН и МВД не нова – ещё в 2012 году заговорили о слиянии ФСКН, МВД и СК. А осенью 2014 года – о создании Объединенного следственного комитета. Впервые идея была выдвинута Д. Козаком в 2003 году, в 2007 году вновь вспомнили об этом проекте после подписания Президентом указа о создании Следственного комитета при Генеральной прокуратуре РФ.

В 2013 году в очередной раз заговорили о создании Объединенного следственного комитета, и эта идея уже была поддержана Советом безопасности России, но введение подобного института предполагалось в 2017 году из-за дефицита средств. По подсчетам,  для слияния требовалось около 100 млрд. рублей.

На этот раз речь идет не о создании объединенного ведомства, а  практически о ликвидации ФСКН.

Чего шумим?

Основной причиной слияния ФСКН, ФМС и МВД именно сейчас называют необходимость экономии средств путем традиционных массовых сокращений, в основном затрагивающих наркополицейских, лишь малая часть которых будет переведена на работу в уголовный розыск. Тем более что в структуре самого МВД проходит «оптимизация», в ходе которой высвободившихся сотрудников либо отправляют на пенсию, либо в Крым, либо служить в другие управления, либо – если повезло меньше – действительно увольняют. 

С одной стороны, при слиянии все службы в составе МВД могли бы работать быстрее и слаженнее. К тому же, сотрудники МВД нередко занимались той же работой, что и ФСКН, да и с нелегальной иммиграцией часто боролись сотрудники МВД. 

 «Раздутость» полицейского аппарата в России известна – в пересчете на душу населения один из самых высоких показателей количества полицейских, по данным некоторых рейтинговых агентств – наибольший в мире.  При этом эффективность работы правоохранительных органов была и остается не самой высокой.

Изменение количества не раскрытых преступлений от общего количества зарегистрированных, по данным МВД

Сокращение управленческого аппарата может стать положительным результатом возможной новой реформы – если, конечно, не будут допущены ошибки реформы прошлой, когда масштабное сокращение сотрудников МВД проводилось преимущественно за счет «полевых» сотрудников.

Опыт прошлого

Кого-то сокращение количества сотрудников правоохранительных органов и общего количества преступлений по данным официальной статистики приводит к выводу, что за годы реформы выросла эффективность работы правоохранительных органов.

Здесь есть важный момент: падает количество зарегистрированных преступлений, но никто не знает, сколько в действительности совершается преступлений. Так же, как никто не знает, сколько осталось тех, кто совершил преступления и не был привлечен к ответственности. То есть падение количества зарегистрированных преступлений может быть признаком увеличения латентной преступности. Особенно, когда речь касается преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков – по оценкам экспертов, выявляется только 10-15% таких преступлений.

Количество полицейских, зарегистрированных преступлений и выявленных лиц, совершивших преступления, по данным Генеральной прокуратуры РФ и УНП ООН

Проведенная реформа  МВД уже принесла свои негативные последствия: недостаток сотрудников патрульно-постовой службы и инспекторов по делам несовершеннолетних, рост уровня уличной преступности и ДТП.

Россия входит в пятерку стран, лидирующих по количеству убийств, краж, грабежей, ДТП со смертельном исходом на душу населения, занимает пятое место по организованной преступности.

Несмотря на это, отношение к МВД у россиян улучшилось, так что этот пункт прошлой реформы выполнен. На имидж потрачено достаточно большое количество ресурсов – причем именно в целях пропаганды позитивного имиджа (т.е. образа), а не создания позитивной действительности с реальными ее показателями. Больше внимания стало уделяться работе со СМИ – и это хорошо, если бы одновременно увеличивалась и эффективность ведомства, и Россия опускалась бы в рейтингах стран по показателям преступности, а не инвестиционного климата. 

Постоянное реформирование и перереформирование системы правопорядка не могло не сыграть своей роли в увеличении латентной преступности – которой не может не быть хотя бы потому, что прошлая реформа выкосила ряды далеко не управленцев. А учитывая сложную экономическую обстановку, которая сама по себе является криминогенным фактором, ситуация представляется тревожной. 

ФСКН – какие «за»?

ФСКН изначально создавалось в условиях осложнения наркоситуации с целью борьбы с организованной преступностью. Согласно итогам деятельности ФСКН, именно они имеют наибольший вклад в дело борьбы с наркопреступностью. Конечно, было немало накладок, и ситуация с наркотиками в стране остается неблагоприятной. Согласно мониторингу  Государственного антинаркотического комитета, около 6% населения, или 8,5 миллионов человек, употребляют наркотики. Количество состоящих на учете наркоманов увеличилось в 8 раз с 1992 года. 

При этом смертность от потребления наркотических и психотропных веществ, по словам главы ФСКН В. Иванова, удалось сократить на треть. От общего количества умерших в возрасте 15-35 лет, 15% погибли из-за наркотиков. Наркотизация населения представляет сейчас прямую угрозу национальной безопасности России, особенно с учетом увеличивающегося количества синтетических наркотиков и их разновидностей.

ФСКН является той структурой, которая профессионально на протяжении уже 11 лет занимается именно этой проблематикой. Что будет, если оставить только 7 тысяч специалистов из 27? Вряд ли стоит ожидать, что поток наркотиков внезапно иссякнет, а наркоманы и наркодилеры одумаются, убоявшись слияния ФСКН с МВД. Скорее уж наоборот.

Будет ли лучше, если сократить сотрудников, профессионально занимающихся незаконным оборотом наркотиков, знающих тонкости работы по выявлению таких преступлений и преступников? И главное – ради чего, экономии средств бюджета? Стоит ли экономить на устранении прямой угрозы национальной безопасности страны, и не обернется ли такая экономия ещё большими потерями?

Выводы

Всё это подводит к выводу, что реформа органов правопорядка должна проводиться, но не так, как это делается сейчас. В конце концов, странно совпадение, что откровенно прозападные оппозиционеры выдвигают требование, которое по факту реализуется в России с 2009 года после реформы МВД  Д. Медведева. 

Да и поднятие вопроса о ликвидации ФСКН сейчас выглядит странно – 3 февраля Президент подписал ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». В нем, в числе прочего, указано,  что решение о включении психотропного или наркотического вещества в Реестр принимается федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотиков и психотропных веществ. То есть ФСКН теперь получил право запрещать новые психоактивные вещества, и ликвидация ведомства выглядит нелогичным шагом. Что-то опять не продумано, опять какие-то импровизации? Или «вброс» информации в СМИ в поисках пределов допустимого?

Хотя, учитывая то, как проводилась прошлая реформа МВД, может, это и не удивительно – российские реформы часто и внезапные, и даже эпатажные. 

Конечно, звучат заверения в том, что под увольнение попадут преимущественно сотрудники управляющих аппаратов, но свежо предание – да верится с трудом. Уже имеется и опыт сокращений, и опыт расформирования Налоговой полиции в 2003 году – большая часть штата которой и стала штатом ФСКН – реформа очередного перераспределения штатных единиц может окончиться подобным же переливанием из пустого в порожнее и обратно. Только с далеко идущими последствиями для национальной безопасности страны и человеческого капитала, что напрямую может сказаться на дальнейшем развитии России.

Интересно задуматься – а будут ли чиновники из числа финансистов сокращать свой, не менее раздутый управленческий аппарат ради высвобождения бюджетных средств? Не говоря уже о сокращении постоянно растущих расходов на оплату труда постоянно растущего количества чиновников.

По теме:

Тест детей на наркотики - а вы позволите?


Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
779
2750
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика