Кому и зачем нужны памятники Ивану Грозному?

Кому и зачем нужны памятники Ивану Грозному?

Автор Татьяна Владимировна Воеводина — предприниматель, публицист и блогер.

Фото: фрагмент картины Виктора Михайловича Васнецова «Иван Грозный», 1897.

Мы — на войне. На холодной, гибридной — всякой.

В бой нынче пошли не только снятые с постаментов танки Т-34, как это бывало в Донбассе, а даже и бронзовые истуканы — памятники. Было время — их сносили, а теперь принялись возводить. Недавно поставили восьмиметровый памятник Ивану Грозному в Орле, а теперь вроде собираются в Александрове — на родине Опричнины. Знатоки пикируются: одни объясняют профанам, сколько христианских душ загубил царь Иван, другие — что в цивилизованной Европе в одну Варфаламеевскую ночь этих самых душ погибло больше, чем за всю Опричнину. Стороны приводят много всяких аргументов и всё — мимо.

Почему мимо?

А вот почему. Всякий исторический персонаж — это символ. В памяти народной живут одни его деяния и полностью стираются — другие. Живут те, которые народу — нужны. Нужны для силы, для славы, а иногда и для выживания. И памятник ставится не человеку — символу. Этого часто напрочь не понимают авторы заполошных писаний про кровавых тиранов.

Что символизирует в народном сознании Иван Васильевич Грозный? Что значит он в народной душе? Не зря же о нём много сохранилось песен и сказаний, где народ добром поминает Грозного царя. В отличие от официальной историографии, которая всегда разделяла интеллигентскую точку зрения на Ивана Грозного и его эпоху — в смысле «ужас-ужас-ужас». Его даже на памятнике Тысячелетия России не изобразили.

А в памяти простых людей Иван Грозный живёт как народный царь. Собственно, в допетровские времена все властители были народными. Пускай выше, богаче, сильнее, но — той же породы, той же нации. Это после Петра сформировалось две нации — высшая и низшая — со своими нравами, языком, мыслями. А прежде народ был один. Был потом краткий миг, когда высшие и низшие были из одного народа — при большевиках. И надо заметить, что за это народ им многое прощал. Теперь мы снова имеем «элиту» с её «креативной» дворней и — всех остальных. А народ хочет быть с властью одной породы, он не хочет антинародной «элиты», оттого и призывает Ивана Грозного. Иван IV — собиратель земель. Он увеличил территорию государства в… 32 раза. Неплохой результат, особенно на фоне того, что при ныне живущем поколении мы потеряли четверть земель, не говоря о зонах влияния.

Жить в опрятном маленьком государстве европейского типа с подстриженным газончиком и вымытым шампунем тротуарчиком — этот идеал не прельстителен русской душе: ему подавай неоглядную ширь. Царь Иван и стал воплощением этой шири.

Иван дал окорот зарвавшимся боярам. Сталин, который Грозного ценил, считал, что главным содержанием русской истории была борьба царя с боярами. Нынешние «бояре» распустились до самой последней крайности — вот народ и призывает Грозного царя, чтоб сыскать на них управу. Ставя памятник Ивану Грозному, русские люди грозят нынешним боярам: погодите, будет и на нашей улице праздник!

«Жулики и воры», кровососы, переправляющие русское добро за рубеж, да и сами почти что живущие там, презирающие пахаря и работягу — вот против кого, по народному разумению, даже скорее — по народному чувству, направлял свой гнев и свою секиру Грозный Царь. Такой не позволит расхищать государеву казну! Кстати, известный историк Андрей Фурсов в своих лекциях не раз высказывал такую идею. Дворянство, интеллигенция и нынешний «креативный класс» дружно ненавидели и ненавидят Грозного за то, что он не давал — воровать. А Пётр I — давал. При нём воровство было баснословное. Правда, тогда не было слова «коррупция», но остальное всё — было. Да, Пётр страдал от воровства, сам бегал за Алексашкой с подсвечником, чтоб вмазать по бесстыжей роже, но — терпел. Вот такой, «терпеливый», царь подходит нынешнему боярству. А Грозный — не подходит.

А ещё русский человек чувствует в душе своей некий анархизм, неорганизованность, слабую способность к самодисциплине и оформлению жизни. И глубине души взыскует начальника, который бы ввёл его в рамки, принял на себя труд наведения порядка в его жизни. Поскольку внутренняя дисциплина у русского человека слаба, ему требуется дисциплина внешняя, и он, хоть и покрехтывает, относится к ней с пониманием. Философ Серебряного века Н.Лосский рассказывает такую курьёзную историю о русском человеке в очерке «Русский народ».

«Существует характерный рассказ о поведении крестьянина, который сам признал, что государственная власть, встречая человека своевольного, должна бывает принудить его к порядку строгими, даже иногда деспотическими мерами. В Петербурге весной таял лёд на Неве, и переходить через реку по льду стало опасно. Градоначальник распорядился поставить полицейских на берегу Невы и запрещать переход по льду. Какой-то крестьянин, несмотря на крики городового, пошёл по льду, провалился и стал тонуть. Городовой спас его от гибели, а крестьянин вместо благодарности, стал упрекать его: „Чего смотрите?“. Городовой говорит ему: " Я же тебе кричал». — «Кричал! Надо было в мору дать!»

В этой немудрящей истории — ещё одна, не последняя, причина, почему русский человек любит царя Ивана.

Источник


Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
3237
10841
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика