Раскол среди строителей «нового халифата»

Раскол среди строителей «нового халифата»

Конфликт в Египте преподносится в новостных сообщениях по упрощенной схеме – военные против исламистов. С одной стороны, силовики, с другой – религиозные фанатики-исламисты. Но эта схема рассыпается при уточняющих вопросах. Какой идеологии придерживаются силовики? Какова религиозная платформа исламистов?

«Арабская весна», приведшая к падению светских режимов арабских  автократоров, осуществлялась под патронажем США. Цель – создание нового интегрированного исламского халифата не скрывалась. Во время президентских выборов в Египте, завершившихся победой Мурси, идеологи «Братьев-мусульман» публично заявляли о близости воплощения идеи создания Соединенных Арабских Штатов. Ислам, как известно, внутренне неоднороден. Но в борьбе с автократорами под эгидой США были собраны разные исламские силы. В тактическом союзе действовали Аль-Каида и Братья-мусульмане. Ваххабизм оказался во временном альянсе с политическим суфизмом.

Геополитически ваххабитские Саудовская Аравия и ОАЭ выступили единым фронтом со странами, дрейфующими в последние годы в направлении идеологии Братьев-мусульман – Турцией и Катаром. Аль Джазира вела пропаганду как в пользу Братьев-мусульман, так и Аль-Каиды.

Но идеологические и мировоззренческие различия между ваххабизмом (шире – салафизмом) и суфизмом должны были рано или поздно дать о себе знать. Рано или поздно в проекте исламского халифата между ними пришлось бы делать выбор. Должен был возникнуть и вопрос о геополитическом центре халифата. Салафитский вариант предполагал, что этим центром будет Саудовская Аравия. Там находятся священные города мусульман – Мекка и Медина. Братья-мусульмане – противники саудитской геополитической ориентации. Они вообще против монархической модели властвования и говорят об исламской демократии. Идеологи Братьев-мусульман, такие как шейх Сафвадом Аль-Хиджази считают, что столицей всеарабского государства должен стать освобожденный от евреев Иерусалим. И вот, время раскола временного союза наступило. Синхронно с Египтом предпринимаются попытки осуществления идеологического переворота в Турции.

 Братья-мусульмане в разных странах арабского мира осаждают посольства Саудовской Аравии и ОАЭ, видя в них главных акторов разыгрывающейся египетской драмы.

А какое дело до всех этих внутриисламских распрей России? Любая из выдвигаемых версий халифата противоречит ее интересам. Но пассивная позиция чревата тем, что сама Россия может оказаться в фокусе экспансионных проектов. В Каире, как известно, находится крупнейшая мусульманская духовная академия-университет Аль-Азхар. Среди его выпускников много россиян. От того дискурса, который задается в Аль-Азхар, во многом зависит содержание политического компонента мусульманского проповедничества среди российского населения.

США, между тем, реализует специальные программы подготовки мусульманских лидеров среди мигрантов. А что Россия? Очевидно, что ей следует более активно включиться в формирование внутриисламского дискурса, поддерживать и формировать самой те течения ислама, доминирование которых корреспондировалось бы с ее геополитическими интересами. Целесообразно обратиться в этом отношении к опыту СССР. Сформированная под его патронажем идеология исламского социализма играла долгое время заметную роль в раскладе сил на Большом Ближнем Востоке.


Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
1881
6378
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика