Российско-американский диалог в Сочи: ждать ли потепления?

Российско-американский диалог в Сочи: ждать ли потепления?

Эксперт Центра Людмила Кравченко

Встреча представителей России и США – Президента РФ Владимира Путина, министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова и госсекретаря США Джона Керри, прошедшая в Сочи, носила исключительно дипломатический характер. Стороны, по причине несовпадения исходных целей, различным образом оценили результаты этой встречи. Вашингтон убедился в том, что Россия осталась верна своим обязательствам на международной арене, а официальная Москва сочла ее предвестником потепления в отношениях с Западом.

По замыслу Москвы, встреча с представителем Белого Дома будет означать доказательство того, что Запад отказывается от политики изоляции России, победу российской дипломатии и потепление в отношениях. Непосредственно в ходе самого мероприятия вопрос о санкциях не обсуждался. Однако российская сторона с воодушевлением восприняла высказывание Д. Керри о том, что в случае урегулирования украинского кризиса начнется процесс их отмены. При этом представитель США не говорил о полном отказе от санкций, но подчеркнул возможность запуска процесса по их отмене. При этом речь шла лишь об ограничениях, введенных из-за позиции России по украинскому кризису, при сохранении санкций, наложенных в связи с присоединением Крыма.

Таким образом, состоявшаяся встреча лишь подтвердила тот факт, что Россия снова хочет стать частью западного мирового сообщества, из которого ее исключили. И хотя итоги переговоров оказались безрезультатными, Москва восприняла их с надеждой, как обычно, выдавая желаемое за действительное.

Перед Вашингтоном в рамках этого мероприятия задача стояла иная – создать видимость смягчения своей политики по отношению к России, чтобы сдержать возможные изменения направления ее развития.

Тревогу руководителей США мог вызвать целый ряд факторов. Во-первых, их беспокоит провозглашенное Россией импортозамещение. Однако при либеральном правительстве это намерение – лишь фикция. Более реальным представляется другое: давление на Россию не только не ослабило существующий режим и позицию В. Путина, на что рассчитывал Запад, но наоборот, укрепил их, консолидировав российское общество. Из этих соображений, возможно, Запад и вознамерился снизить степень давления, хотя бы на словах.

Во-вторых, воплощение в жизнь намерения России развернуть нефтяную трубу на Восток приведет к тому, что Запад потеряет сырьевой придаток, который перейдет на обслуживание Китая. А КНР рассматривается Америкой в качестве сильного геополитического противника, мощь которого сопоставима с мощью самих Штатов.

В-третьих, в свете возможного вмешательства Тегерана в йеменский конфликт участие России в переговорах по иранской проблеме становится все более актуальным. В мае 2015 г. Иран отправил в Йемен груз с гуманитарной помощью, а именно Иран подозревают в оказании помощи хуситам. Единственным государством, способным склонить официальный Дамаск к переговорам с повстанцами, Штаты считают Россию, поскольку ранее она смогла добиться исполнения приоритетной задачи западных стран – ликвидации химического оружия в Сирии. Хотя от самого процесса ликвидации, в итоге, ее отстранили.

И, в-четвертых, Вашингтон стремился в очередной раз подтвердить необходимость соблюдения Минских соглашений, которые для Киева являются, по факту, лишь передышкой. Заявленная на переговорах позиция США должна была успокоить Москву, закрепив в ней уверенность в том, что перемирие будет соблюдаться. Вашингтон утверждает, что готов поддержать политические способы урегулирования конфликта, но при этом продолжает оказывать Украине военно-техническую поддержку.

Тактика Вашингтона сводится к сбалансированному давлению до уровня невозврата, за которым лежит полный отказ России подчиняться действующему мировому порядку под лидерством США.

Подчеркнуто соподчиненная Штатам позиция России прослеживалась в нескольких деталях. Так, с госсекретарем США и с послом США в России Джоном Теффтом встречались не только равные по рангу должностные лица, но и непосредственно Президент РФ. Это также доказывает, что Москва придает этой встрече особую значимость. Кроме того, в рамках встречи значительное внимание было уделено украинскому кризису и соблюдению Минских соглашений. Но США не являются стороной соглашений, не входят в нормандскую группу, однако диктуют России требования по соблюдению соглашений. Россия же, в свою очередь, признает США гарантом исполнения минских соглашений со стороны Украины. Тем самым, на дипломатическом уровне Россия присоединяется к украинской позиции, наделяющей США ролью в урегулировании кризиса. «Только США являются главным, наиболее эффективным союзником по достижению мира в Первой мировой войне, во Второй мировой войне, в третьей холодной мировой войне и в сегодняшних событиях вокруг Украины» - такова предложенная Киевом формула.

Сергей Лавров, министр иностранных дел России, в своем выступлении на встрече подробно перечислил и охарактеризовал проблемы международной безопасности. В то же время относительно налаживания двусторонних отношений он дал весьма расплывчатый ответ, апеллируя к абстрактным «раздражителям» и «системным проблемам». Такой подход явно доказывает, что изоляция России не прекращена, никакого потепления не произошло.

Так зачем же официальная Москва дает столь неоправданно позитивные и не вполне адекватные комментарии относительно прошедшей встречи? Они явно предназначены для «внутреннего рынка», для российского населения. Официальное телевидение РФ преподносит ситуацию на Донбассе чуть не в пастельных тонах: все хорошо, всюду успех и победа. Рейтинг Президента – на высоте! Но для аналитика, учитывая особенности российской пропаганды, это означает, что нужно ждать скорого обострения ситуации или очередных откровений о реальном положении дел.

Для Вашингтона было важно убедиться в том, что Россия, несмотря на оказываемое давление, в целом осталась верна своим прежним обязательствам в части международных проблем. Эта стратегия прослеживается и в словах Дж. Керри: «важно поддерживать линии связи между США и России в момент, когда мы занимаемся решением глобальных проблем».

Вашингтон на этой встрече полностью показал, что занят делами Европы (когда американская сторона говорила о снятии санкций) и Украины, обещая обсудить итоги переговоров с ее президентом Петром Порошенко. Если накануне канцлер ФРГ Ангела Меркель играла роль «рассерженной Европы», выступив с критикой в адрес России, то Вашингтон предстал в роли посредника между Киевом и Москвой. Таким образом, широко известная тактика «злого и доброго полицейского» обозначилась явно. На Россию и Европа, и США смотрят, как на уличенную в преступлении, в этом между ними различий нет.

Кратко резюмируя итоги прошедшего мероприятия, можно с уверенностью отметить, что сближения России и Запада не произошло. Но в планы Вашингтона это и не входило. Наиболее точно положение России характеризует статус вторичности и зависимости, сложившийся к настоящему времени.

Читайте также по теме:


Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
2550
10567
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика