«Успехи» российской дипломатии

«Успехи» российской дипломатии

Автор Людмила Игоревна Кравченко — эксперт Центра Cулакшина

Итоги российской дипломатии заставляют задуматься над вопросом — есть ли у России постоянные союзники, друзья и партнеры, или все партнерские отношения носят временный характер? Еще недавно объявляемая нашим партнером Турция стала предателем, нанесшим удар в спину. Сирия, которую россияне считали союзником, таковым, по словам Медведева не является. Европа настроена враждебно, братская Украина и слышать ничего не хочет относительно общей идентичности, единых корнях. А ведь еще недавно СМИ изображали совершенно иную картину. Кто реально остался (точнее пока еще остался) в друзьях у России?

Официально власти главными друзьями продолжают именовать Европу и США, которые ввели в отношении России не только санкции, но и проводят агрессивную информационную кампанию. Вторым партнером, на которого решено было равняться, был провозглашен Китай. И, наконец, еще один столп российской внешнеполитической деятельности — это Евразийский экономический союз.

Ухудшение социально-экономических параметров развития России сказалось на внешнеторговом балансе страны. Сократился торговый оборот. Причина кроется отнюдь не в том, что мы перешли на отечественные товары и прекратили закупать за рубежом.

Причина более прозаичная — девальвация превратила импортные товары в недостижимую роскошь для большинства россиян, которые в отличие от узкой группы довольствуются скудными доходами. Этот фактор негативно отразился и на двусторонних отношениях. Торговый оборот с Китаем упал на 30%, с Казахстаном — на 35%, с Белоруссией — на 28%, что явно не содействовало укреплению двусторонних отношений. Однако даже без учета данного фактора приходится констатировать, что у так называемых российских партнеров гораздо больше претензий к России и не столь открытая политика, как ожидалось бы.


КАЗАХСТАН

Если как член Евразийского экономического союза Казахстан вынужден поддерживать Россию, то на международной арене он проводит весьма суверенную внешнюю политику. В частности, инициатива России по замораживанию добычи нефти на январском уровне не будет поддержана республикой по причине того, что в отличие от ОПЕК и России Казахстан весь год не наращивал, а напротив сокращал добычу нефти.

Правила регулирования Евразийского экономического союза стремятся обойти как казахстанская сторона, так и российская. Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев предложил оградить внутренний рынок от угля из Казахстана, что противоречит правилам союза. Россия неоднократно предъявляла претензии Казахстану относительно санкционных продуктов, незаконно попадающих в Россию через казахстанскую границу. И хотя Казахстан выстраивает последовательные и логичные отношения с Россией, все прекрасно понимают, что прокитайский вектор республики — это вопрос времени, точнее вопрос, производный от неизбежной смены власти.


БЕЛОРУССИЯ

Российско-белорусские отношения давно уже считаются скорее субъективным явлением, нежели объективной закономерностью. Они во многом определяются настроением и личными взаимоотношениями первых лиц государства. Отношения с Белоруссией значительно усложнились в связи с российской санкционной политикой, из-за которой европейские товары стали поступать в Россию с белорусской территории под маркировкой белорусского производства. По данным ФТС больше всего санкционной продукции в 2014–2015 годах ввозилось в РФ через Белоруссию (51% всех возбужденных административных дел по фактам ввоза санкционной продукции).

В связи с этим в отношении Белоруссии введен специальный фитосанитарный режим на ввоз продукции растениеводства через Белоруссию из ряда стран. Не прекращаются обвинения со стороны России в адрес белорусских производителей. Только в этом году в Белоруссию вернули 50 тонн молочной продукции из-за антисанитарного состояния транспортных средств. Россельхознадзор объявил об опасности сыров белорусского производства. Не исключено, что таким образом Россия стремится оградить свой рынок от конкуренции белорусских товаров, а это противоречит основам Евразийского экономического союза.

Несмотря на решение России закрыть ЗСТ с Украиной, по некоторым данным, Белоруссия намерена остаться с Украиной в режиме свободной торговли. Наблюдая за динамикой выстраивания Россией с коллегами партнерских отношений, ЕС сделал ставку на приближение Белоруссии. Частично сняты санкции как с государства (70 физических и трех юридических лиц), так и с президента республики А.Лукашенко. Отношения с Белоруссией всегда проходили по тонкой грани. Лишенные какого-либо идеологического и ценностного начала, они постепенно вырождаются во взаимодействие в формате «кто кому больше должен или обязан».


КИТАЙ

Ухудшение экономической ситуации в России отразилось и на торговом сотрудничестве с Китаем. Если для России Китай по-прежнему главный торговый партнер, то для Китая Россия аутсайдер: в списке стран — основных торговых партнеров Китая Россия опустилась с 9-го на непривычное для себя 16 место, на ее долю приходится всего 1,67% внешнеторгового оборота Китая. Во внешних китайских инвестиционных вложениях на долю России приходится 0,78%. Это приблизительно такой же уровень, как у России со странами Латинской Америки.

За 11 месяцев 2015 года прямые китайские инвестиции в нефинансовые активы в России еще уменьшились на 15,2%. Скудные инвестиционные потоки целенаправленно поступают в энергетику и сырьевые отрасли. Китайская нефтяная компания Sinopec Corp приобрела в прошлом году 10% акций компании «Сибур», китайский фонд Шелкового пути приобрел 9,9% акций открытого акционерного общества «Ямал СПГ». Россия торгует своими природными ресурсами, при этом делает это на крайне невыгодных для нас условиях. Примечательна история с Азиатским банком инфраструктурных инвестиций, основателем которого является Китай. Хотя Россия и вошла в тройку крупнейших акционеров (5,92% голосов), среди вице-президентов банка, избранных в феврале 2016 года, российских представителей не оказалось.

Китай проводит самостоятельную внешнюю политику, реализуя инициативы, которые идут вразрез с чаяниями России. Великий Шелковый путь уже миновал территорию России. Первый контейнерный поезд по маршруту Украина — Грузия — Азербайджан — Казахстан — Китай (через Каспийское и Черное моря) преодолел расстояние до Китая за 16 дней. Примечательно, что в цепочке стран, где доминируют государства антироссийской направленности (Грузия, Украина, частично Азербайджан как прямой конкурент Армении, вошедшей в Евразийский союз), есть и стратегический партнер — Казахстан, который при прокладке Шелкового пути явно был обеспокоен исключительно собственными интересами.

Китай скорее приходит к политическому диалогу с США, нежели с Россией. Достаточно посмотреть на проблему северокорейского кризиса. Россия в одиночку разрабатывает резолюции по Сирии и вносит их в Совет Безопасности ООН, более того, резолюция по КНДР разрабатывалась совместно Штатами и Китаем. Будущая резолюция по ожиданиям станет самой жесткой. Санкции, закрепленные в ней, затронут область развития ракетной и ядерной программ.

Как бы не стремилась Россия выстраивать отношения с Китаем, следует признать, что ни по экономической мощи, ни по политическому влиянию страна не является ни партнером Китая, ни потенциальным конкурентом, ни просто хоть как-то значимым для него партнером. Непредсказуемость российской политики, как на международной арене, так и во внутренней сфере, означает и то, что выстраивать долгосрочные отношения с российской стороной Китай будет лишь в том случае, если все риски сотрудничества Россия берет на себя. Фактически проваливающиеся проекты по газопроводам в Китай этому явное подтверждение.

Социологические опросы в странах мира показывают, что отношение населения зарубежных государств к России преимущественно негативное. Число стран, в которых преобладают позитивные оценки политики РФ, значительно уступает количеству стран с негативными оценками (рис. 1). Этот факт отчетливо указывает, что рассчитывать на несуществующий имидж влиятельной страны Россия уже не может.

Рис. 1. Опрос «Ваше отношение к России», по данным Gallup, 2015 г.

Провалы российской дипломатии, вполне объяснимые качеством руководства из Кремля, позволяют прогнозировать, что при неизменном стремлении задружиться в очередной раз с Западом, мы совершаем все больше поступков, приводящих к ухудшению российского имиджа и дискредитирующих нас среди тех, кого Россия пока еще именует своими партнерами.


ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

Новый удар в спину: транспортные коридоры обходят Россию

Турецкая истерия 

Шелковый путь в контексте российских национальных интересов

Русский с китайцем — братья на время

Российско-китайская дружба на Парадах

Турецкий поток смывает российские интересы

Китайский вектор российской политики: кому он выгоден?

Парад Победы в зеркале геополитики 



Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
1870
6232
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика