Великая Октябрьская революция и ее влияние на Китай

Великая Октябрьская революция и ее влияние на Китай

О ПУБЛИКАЦИИ: Сейчас, в постсоветской России, 7 ноября — день Великой Октябрьской революции — неудобный праздник. Он зримо напоминает о достижениях советского периода, от которых мы в 90-е годы так опрометчиво отказались ради принятия в "западный клуб". Вместо бережного реформирования ставшего уже нашим, русским, социалистического проекта, мы снова начали "разрушать до основанья" свое государство, взяв у Запада очередное заёмное учение. На этот раз — либерализм, в самом социал-дарвинистском обличии.

То, чего не сделали мы, делает сейчас коммунистический Китай — осторожно переустраивает свою страну, сохраняя свою идентичность и демонстрируя впечатляющие темпы развития.

Ниже мы приводим китайский взгляд на нашу социалистическую революцию: "Великая Революция, которая потрясла мир — революция в России и ее влияние на Китай".

Автор статьи Тун Хуа. Опубликовано на сайте China Network 7 ноября 2014 года.

Перевод с китайского эксперта Центра научной политической мысли и идеологии Наталии Игоревны Шишкиной.


7 ноября 1917 года (25 октября по российскому старому стилю), произошла великая революция эпохального значения — Октябрьская социалистическая революция в России — самой большой по территории стране мира. Эту революцию возглавила большевистская партия под предводительством Ленина (полное название партии: «Российская социалистическая демократическая рабочая партия»).

«Со взрывом Великой Октябрьской революции в Китай пришла марксистско-ленинская идея», — так подчеркивал историческое значение Великой Октябрьской революции Мао Цзедун, отмечая тесную связь российской революции и китайской. Эта фраза в высшей степени обобщает ту настоящую историю, которая укоренилась в сердце китайского народа. Но в последнее время всё громче звучат слова сомнения и отрицания Великой Октябрьской Революции, что ведет к пагубному влиянию дезинформации и искажения исторических фактов в сознании народа. Некоторые говорят, что Октябрьская Революция всего лишь большой эксперимент истории человечества, в целом потерпевший неудачу; другие твердят, что выбор пути вооруженной борьбы и насильственного захвата власти в Октябрьской революции был ошибкой, и непригоден для Китая, что только демократические выборы могли бы спасти Китай… и многие другие вздорные измышления создают много шума. (букв. «от криков пыль столбом» — прим. переводч. Н.Ш.).

Как случилась эта революция? Каковы ее символические этапы и великий смысл? Какое влияние она оказала на Китай? Необходимо правильное понимание этих проблем и того, могло ли значение Великой Октябрьской революции повлиять на новый исторический выбор Китая — выбор марксизма-ленинизма, Китайской коммунистической партии, пути социализма. Нижеизложенная статья затрагивает эти вопросы, исследуя и разбираясь в них.


«НЕВИДАННАЯ ВОЙНА» НА ЗАРЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Как известно из мировой истории, на рубеже 19 и 20 веков западные страны перешли из стадии чистого капитализма в стадию монополистического капитализма — империализма. На протяжении 19 века мир покрылся капиталистическими странами, что вынудило их бороться за колонии и начать новый передел мира. В это время в августе 1914 года произошла «невиданная война» — Первая мировая война. Во время боевых действий в ней принимали участие Германия, Османская Империя, Италия и Антанта (Англия, Франция, Россия и Сербия). Война втянула в себя больше 30 стран мира с полуторамиллиардной населением, общее количество жертв достигло 28 миллионов. Эта война длилась больше 4 лет, пока 11 ноября 1918 года не закончилась капитуляцией Германии.

Говоря о природе этой войны, Ленин месяцем позже ее начала напишет работу «Война и Российская Социалистическая Демократическая партия». В ней глубоко раскрыто сущность этой войны: «Правительства и буржуазные партии всех государств несколько десятков лет готовили Европу к войне, которая наконец-то наступила <…> оккупация территорий других стран, завоевание иных государств с одновременным грабежом их богатства; внимание трудящихся, прикованное к внутриполитическому кризису России, Германии, Англии; разделение рабочего класса; с помощью национализма одурачивание рабочих, уничтожение их авангарда посредством ослабления пролетарского революционного движения — именно это и есть истинное содержание войны, ее роль и значение».

Сражение огромных армий в этой несправедливой войну (хотя для Сербии она имела национально-освободительный характер, но это был только эпизод большой в целом колониальной войны), оказали громадное влияние на планету:

1. Способствование упадку Европы. Из-за войны пали такие четыре монархии, как царская Россия, Австро-Венгрия, Германия и Турция. Хотя Англия и Франция были победительницами, но были разорены, что не входило в расчеты этих империалистических стран;

2. США и Япония возвысились как новые мировые силы. Особенную роль сыграл тот факт, что когда европейские страны находились в состоянии войны, они временно ослабили экономическое влияние на Китай. Это дало возможность США и Японии обескровить экономику Китая, вывозя капиталы из нее;

3. Война спровоцировала империалистические страны-победительницы использовать новое соотношение сил для передела послевоенного мира;

4. С другой стороны, война поспособствовала пробуждению народов всех стран и росту революционных движений.

Первая мировая война тесно связана с российской Октябрьской революцией. Потому что в этой войне, выступая на стороне Тройственного согласия, армия царской России понесла тяжелейшие потери. Целый ряд регионов был оккупирован немецкой армией, народ был ввержен в пучину бедствий и страданий. И в этих обстоятельствах 25 февраля 1917 года в Петрограде около трехсот тысяч рабочих провели политическую всеобщую забастовку. 27 февраля, бюро ЦК РСДРП опубликовало манифест «Ко всем гражданам России», призывавший народ: к свержению царизма; основанию представителями рабочих и армии временного Революционного правительства и созданию демократической республики; принятию срочных законов по защите прав и свобод граждан, подавлению контрреволюционеров; конфискации императорских, церковных и помещичьих земель, введению восьмичасового рабочего дня; объединению всех народов воюющих стран для немедленного прекращения империалистической войны.

Однако из-за того, что в то время сознательность пролетариата была невысока и ему не доставало организованности, а меньшевики и эсеры придерживались пути компромисса с буржуазией, до конца марта обстановка в России была осложнена возникшим двоевластием. С одной стороны в России существовало официальное правительство — буржуазное Временное правительство, обладавшее поддержкой верхушки среднего класса, а по сути являвшееся буржуазной диктатурой. Противостоящей ему властью был Петроградский совет, сформированный революционным народным классом, обладавший действительной силой, исполнявший государственную функцию, являвшийся демократической диктатурой пролетариата и крестьянства.

Российское буржуазное Временное правительство решило продолжить военные действия, что сразу же не могло не вызвать сопротивление народа, особенно рабочих и крестьян. Поэтому, после февральской революции буржуазное Временное правительство постоянно находилось в состоянии кризиса. 4 июля Временным правительством в Петрограде был жестоко подавлен народный протест рабочих, получивший название «июльского кровопролития». После этого начались массовые преследования большевиков, был издан приказ об аресте Ленина и других лидеров большевистской партии. В таких обстоятельствах четыре месяца спустя вспыхнула Великая Октябрьская революция.


ВЕЛИКИЙ СМЫСЛ И СИМВОЛ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Октябрьская революция началась во втором в России по величине и значению портовом городе Петрограде. После полудня 7 ноября 1917 года Красная гвардия и солдаты окружили место пребывания буржуазного Временного правительства — Зимний дворец. В 9 часов 40 минут вечером, у берегов Невы, встал на якорь крейсер «Аврора», и успешно поднявшие бунт войска начали обстрел Зимнего дворца. В ночь следующего дня Зимний дворец был взят штурмом, 16 министров Временного правительства были арестованы. Буржуазное Временное правительство было низложено.

Тем же вечером в Смольном, контролируемом революционерами, состоялся второй съезд российских Советов рабочих и солдатских депутатов. Следующим утром через подготовленное Лениным воззвание «Рабочим, солдатам и крестьянам!», был провозглашен переход политической власти в руки Совета. Съезд принял ленинский «Декрет о мире» и «Декрет о земле».

«Декрет о мире» стал первым программным документом Советов: обращенный ко всему миру, он выражал мирную внешнюю политику новой власти. «Декрет о земле» провозглашал передачу крестьянам государственной собственности на землю. Согласно «Декрету о земле», эта реформа должна была окончательно решить земельную проблему путем ликвидации феодального землевладения и остатков крепостного строя, с которыми Февральская революция не смогла справиться. Съезд учредил временное Советское правительство — Совет народных комиссаров. Ленин был избран председателем Совнаркома. Утром 9 ноября Съезд объявил о создании первого в мире Социалистического государства.

К марту 1918 года власть Советов установилась в пределах всей России. 3 числа того же месяца Советская власть подписала с воюющей Германией Брестские мирные соглашения, и Россия перестала быть участником Первой мировой войны. В тот же месяц Российская демократическая рабочая партия большевиков провела седьмой по счету срочный Съезд партии. На Съезде было принято решение изменить название партии и устав. Российская демократическая рабочая партия большевиков стала Российской Коммунистической партией, сокращенно РКП(б). В последующие три года, управляющая российским народом, РКП(б) разгромила контрреволюционные силы внутри России и отразила военную интервенцию империалистических стран, сделав первый шаг к укреплению молодой Советской власти.

Великий смысл Октябрьской революции в следующем: во-первых, она открыла новую эру мировой пролетарской социалистической революции, создала новую линию фронта революционной борьбы с мировым империализмом, вдохновив тем самым и западных пролетариев и восточные угнетенные народы. «Если бы в эту эпоху все колониальные, полуколониальные страны начали революцию против мирового империализма, международной буржуазии и капитализма, то они больше бы не принадлежали старому миру буржуазной демократической революции, но стали бы новым порядком; они перестали бы быть частью буржуазной и капиталистической мировой революции, но стали бы частью мировой пролетарской социалистической революции», — так оценивал значение произошедшего в России Мао Цзедун.

Революция, конечно же, стала поддержкой и помощью мировому социалистическому движению, объективно ослабив мировые империалистические силы. Но подавляемым и колониальным странам требовалось и дальше продолжать борьбу с империализмом.

Во-вторых, она расширила масштаб национального вопроса. Из локального вопроса борьбы европейских угнетенных народов, он превратился в вопрос народов вообще, в главный вопрос освобождения колониальных и полуколониальных стран, находящихся под гнетом империализма.

В-третьих, революция дала толчок делу освобождения угнетенных наций и народов, большие возможности и реальное содействие мировой революции.

После Октябрьской революции, 4 марта 1919 года, Ленин основал в Москве Коммунистический интернационал. На съезде присутствовали представители коммунистических партий и левых движений 30 стран мира. После учреждения Коминтерна, коммунистические движения получили активную поддержку, оказанную, в том числе, и Китаю, как одному из пионеров учреждения Коммунистической партии. А 30 декабря 1922 года, Россия, Украина, Белоруссия и Закавказская федерация основали СССР (Союз Советских социалистических республик). После этого национальные и демократические революционные движения против гнета империализма в Азии, Африке, Латинской Америке вступили в новую фазу борьбы.


ПЕРВОЕ ЭХО ВЕСТИ ОБ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ В КИТАЕ

На третий день после начала Великой Октябрьской революции, шанхайская «Мингуо Жибао» («Республиканская газета» — прим. переводчика Н.Ш.) напечатала эту новость. Она стала первой китайской газетой, относительно детально освещавшей события Октябрьской революции. Заголовок этой новости звучал так: «Внезапный большой политический бунт России». В статье говорилось: «Партия максималистов (наиболее экстремистская — прим. автора) взяла столицу», «войска Петроградского гарнизона и трудящиеся уже свергли правительство Керенского» и так далее. Но из-за того, что китайское Бэйянское правительство (1912-1928) стояло на одной стороне с Антантой, Китай отказался признать советскую Россию и срочно отозвал своего посла из России.

Новое Советское правительство России 25 июля 1919 года опубликовало обращение Российской Советской Федеративной Социалистической Народной Республики к китайскому народу и правительствам Севера и Юга, тем самым выражая свою политику в отношении Китая. Но когда было опубликовано это обращение, отношения России и Китая были разорваны. Потому что с января 1918 года до весны 1920 года, Япония, США, Англия, Франция и другие страны проводили вооруженную интервенцию в Россию, а Сибирь также находилась под оккупацией вооруженных контрреволюционных сил Колчака. В Китае, завладевшие властью в Пекине северные милитаристы Дуань Цижуя противостояли в политическом отношении Советской России и поддерживали американскую «инициативу» послать в апреле 1918 года войска в Сибирь, участвуя вместе с Японией, США, Англией и Францией в военной интервенции в Советскую Россию. Эта ситуация продлилась вплоть до весны 1920 года. После победы Советского правительства над интервентами вновь возобновились русско-китайские отношения, и Обращение Советской России к Китаю наконец-то достигло адресата.

Обращение гласило: «Российское правительство «от имени русского народа во имя идеи мира для людей во всем мире устанавливает, что основой такого мира должен стать принцип сохранения территориальной целостности, запрет насилия в отношении народа страны, отмена контрибуций. Любой народ, малый или большой, вне зависимости от места проживания, вне зависимости от того, обладает ли он независимостью или вынужденно присоединен к чужому государству, должен иметь равные свободы и условия жизни, и никакой политический режим не может заставить остаться народ в его власти».

В Обращении также заявлялось: «Советское правительство отменяет все привилегии», «Советское правительство готово сразу же договориться с представителем китайского народа по всем существующим вопросам, и никогда не повторять действия предыдущего российского правительства, совершавшего в союзе с Японией и странами Антанты против Китая насилие и несправедливость».

После этого известия, «народ Китая переживал сильное волнение (дословно «сердце китайского народа пережило сильное потрясение» — прим. переводчика Н.Ш.). За несколько дней на обращение российского рабоче-крестьянского правительства честно и искренне откликнулись все». В частности комментарии были опубликованы 14 апреля 1920 года в шанхайской «Мингуо Жибао», и полностью соответствовали реальности. Также отклики были размещены в шестом номере издания «Новая Молодежь» (от 1 мая 1920 года). А в апреле 1920 года в телеграмме, отправленной правительству Советской России Китайской ассоциацией труда, сообщалось: «Получив Ваше обращение, мы, китайский народ, были рады узнать о вашей революции, сподвигнувшей наших трудящихся восстанавливать свои права, осуществленной ради претворения в жизнь истинных идеалов свободы, равенства и счастья всего человечества, и узнать о крестьянах, рабочих и Красной гвардии России — самых славных людях мира. Весь простой народ Китая восхищается проявленными вами силой и духом самопожертвования. Наши трудящиеся ликуют, и желают вместе с крестьянами, рабочими и Красной гвардией России встать под знамена гуманности и справедливости, вместе прилагать усилия по уничтожению привилегированного класса, и привести мир к великому единению».

Правительству Советской России была направлена телеграмма и всекитайской Национальной общественной федерации, в которой сообщалось: «Раньше мы не знали подлинной картины происходящего в России из-за неправды в китайских газетах. Теперь в официальном послании России обрели своё выражение идеи гуманности и справедливости». «Мы уверены, весь китайский народ, кроме кучки упрямых прогнивших бюрократов, милитаристов и политиканов, желал бы сплотиться с народом России (дословно «взяться за руки с народом России» — примеч. переводч. Н.Ш.). Все объединения Китайской Республики, храбрецы китайского народа выражают свою поддержку и доброе отношение русскому народу и российскому рабоче-крестьянскому правительству».

11 мая Национальный союз студентов также отправил телеграмму молодому Советскому правительству: «Мы единодушно приложим все возможные усилия в стране, чтобы восстановить дипломатические отношения с Вами; и горячо переживаем в надежде на будущую свободу и равенство китайского и русского народов, позицию истинной взаимопомощи, и с помощью объединенных нашей крепкой дружбой усилий уничтожим международных угнетателей, а равно расовые и классовые различия в странах, создадим новый порядок равенства, свободы и человеколюбия».

На основе воодушевления китайского народа, вызванного этим обращением, 2 сентября 1920 года Советское правительство публикует второе обращение Китаю — «Обращение Российской Советской Федеративной Социалистической республики к правительству Китая». В нем было сказано: «Ради процветания наших стран, имеем намерение развивать декларированные в прошлый раз принципы». Поэтому Советское правительство с министерством иностранных дел Китайской республики заключили русско-китайское соглашение о дружбе, в котором содержалось восемь основных пунктов. В обращении говорилось: «Советская сторона будет прикладывать все силы для установления между странами тесной и искренней дружбы».

Как можно видеть из вышеизложенного, «обращение» вызвало эмоциональный отклик всех социальных слоев Китая по двум причинам: во-первых, в нем российское правительство призывало Китай к «свободе, равенству, солидарности и справедливости»; во-вторых, его содержание, касающееся восстановления прав трудящихся. Именно это стало одной из основных причин активного влияния Октябрьской революции на китайский народ.


УГЛУБЛЯЯСЬ В ПОНИМАНИЕ ВЛИЯНИЯ ОКТЯБРЬКОЙ РЕВОЛЮЦИИ НА КИТАЙ

Октябрьская революция стала своего рода новым типом революций в истории человечества, и её влияние на Китай огромно.

Во-первых, она ослабила мировые силы империализма, и оказала прямую поддержку антиимпериалистической борьбе китайского народа; всесторонне поощряла и укрепляла Китайскую революцию и мировой интернационал во всех странах мира, дав возможность Китайской революции получить небывалую международную поддержку.

Под прямой удар Октябрьской революции в России попадало буржуазное Временное правительство, а российская буржуазия была важной часть мирового империализма. Октябрьская революция свергла владычество этого класса, тем самым ослабив давление иностранных империалистических сил в Китае. Особенно, когда после Октябрьской революции Советское правительство стало придерживаться курса мира и дружбы по отношению к угнетаемым народам, — это вдохновило и укрепило веру и мужество китайского народа для борьбы с империализмом.

Несомненно, после Октябрьской революции, в условиях нового времени, китайская нация и китайский народ находились под самым жестоким гнетом, будучи по-прежнему угнетёнными, и наша национальное освобождение по-прежнему было трудновыполнимой задачей. Однако, из-за того, что Октябрьская революция установила новую линию фронта борьбы с мировым империализмом, китайское народное революционное движение перестало быть изолированным, смогло влиться в число народов, борющихся с мировым империализмом, а это было крайне важной переменой.

Во время войны сопротивления японским захватчикам и освободительной войны, Мао Цзедун много раз думал об этом. В его работе «Сплочение революционных сил мира для противостояния империалистической агрессии» (ноябрь 1948 г.) есть такие строки: «Свет Октябрьской революции озарил нас. Страдающий китайский народ должен добиться освобождения, и их твердая вера есть возможность получить освобождение. Прежде изолированная китайская борьба с момента победы Октябрьской революции перестала быть одинокой. У нас есть поддержка коммунистических партий и рабочего класса всего мира».

Во-вторых, Октябрьская революция способствовала пробуждению в Китае части интеллигенции, загоревшейся коммунистическими идеями. Они начали учить, исследовать и пропагандировать марксизм, что было одним из важнейших условий подготовки китаизации марксизма. Мы знаем, что сущность китайского понимания марксизма находится в гармонии с основными положениями марксизма и идеями китайской революции. Без изучения, исследования и пропаганды деятельности Маркса, люди не могли бы узнать, что такое марксизм. Поэтому нечего и спорить о единстве марксизма и конкретной реальности китайской революции, и естественно не имеет смысла осуждать китаизацию марксизма, как что-то негативное.

В то время Ли Дачжао и Чэнь Дусю стали символами инициативы и личного участия в изучении, исследовании и пропаганды марксизма. В сентябре 1919 года Ли Дачжао в своей работе «Мой взгляд на марксизм» изложил свои идеи (с 1 по 7 параграфы этой работы были опубликованы в «Новой Молодежи»). Он отмечал: марксистское учение о мотивах преобразования мира является подтверждением всеобщего универсального значения марксизма. Именно поэтому Ли Дачжао заявлял во всеуслышание: «Марксизм, наряду с огромными изменениями в мире, уязвим большим количеством ошибочных толкований. Несмотря на наши крайне слабые исследования марксизма, прошедший столетний юбилей марксизма в 1918 году вызвал оживление интереса ученых всех стран к учению Маркса и множество критических замечаний. В условиях доступа только к отрывочной информации, слабо упорядоченной и оторванной от истинного марксизма, мы хотим дать любому читателю возможность ознакомиться с нашими представлениями о теории мотивов преобразования мира, и я заявляю о бескорыстности этого предприятия».

Благодаря инициативе Ли Дачжао, часть передовой интеллигенции, через организованные объединения, публикации, курсы, вечерние классы рабочих начали изучать, исследовать и пропагандировать марксизм. В апреле 1918 года, Мао Цзедун, Цай Гасан и другие создали в городе Чанша провинции Хунань общество «Обновление народа», которая стала самой влиятельной революционной организацией после «Движения четвертого мая» и центром распространения идей марксизма и антифеодальной борьбы; в сентябре 1919 года основанные Чжоу Эньлаем, Ма Цзюнь и другими в Тяньцзине ассоциации учащейся молодежи превратили Тяньцзинь в центр распространения марксизма и борьбы с империализмом и феодализмом; Юнь Даинг, Лин Юньнань в провинции Хубэй основали товарищество трудовой взаимопомощи, литературный клуб Ли Цюнь и совместное издательство и другие развивающиеся ассоциации активно распространяли идеи марксизма. В начале 1919 года Ли Дачжао учредил обучающие курсы в Пекинском университете, Пекинском женском педагогическом колледже, Чаоянском университете, на которых рассказывалась теория Маркса, не жалея сил информировал студентов о марксистской теории; 3 марта 1920 года Ли Дачжао тайно положил начало организации изучения марксизма в Пекинском университете, направленной на изучение и популяризацию марксизма.

Можно утверждать, что личный пример и инициатива изучения, исследования и пропаганды марксизма Ли Дачжао, Чэнь Дусю и других китайских деятелей для верного пути развития марксисткой мысли Китая и претворения марксизма в жизнь имели ключевое значение и глубокий смысл.

Третье, в процессе объединения марксизма и рабочего движения Китая, появился авангард китайского рабочего класса — Китайская коммунистическая партия. Это эпохальное событие в истории китайской нации. Марксизм признает основным условием сочетания рабочего движения и социализма создание рабочей партии. После Октябрьской революции, вслед за распространением марксизма в Китае, часть передовой интеллигенции стала применять марксистский подход, наблюдая и анализируя мировые и китайские проблемы.

В ноябре и декабре 1918 года, Ли Дачжао написал два литературных произведения: «Победа простого народа» и «Победа большевизма». Оба были опубликованы в январе 1919 года в издании «Новой молодежи». В первый день нового года, он опубликовал в третьем номере «Еженедельного обзора» статью «Новая эра». В этих трех статьях можно ясно увидеть, что Ли Дачжао, обозревая и научно анализируя Первую мировую войну и Октябрьскую революцию, применяет материалистический подход. Он пишет: «Истинная причина этой войны – развитие капитализма», «капиталистические правительства полагаются на войны, разрывая границы государств, делая свою страну центром, строят мировую империю, создают единую экономическую систему во благо собственного капиталистического класса». Ли Дачжао также говорил: потому что российское, немецкое рабочее общество и рабочие других стран первые поняли умысел капиталистических правительств, они вопреки состоянию войны начали социалистическую революцию, остановив войну капиталистов. Он считает, что эта невиданная доселе война закончилась именно так и именно так началась новая эра в истории мира.

Ли Дачжао также отмечал: именно российский большевизм является революционным социализмом, большевистская идея, высказанная немецким экономистом, ставит целью сломать национальные границы для социализма и уничтожить рожденный в исключительных интересах капитализма порядок. В изучении, исследовании, пропаганде и практике марксизма Ли Дачжао день за днем повышал свои знания марксистской теории. Как он отметил, «каждый социалист для того, чтобы оставить свой след в истории мира, должен понимать, как его идеалы могут послужить в реальной жизни вокруг него». Он требовал от всех «тщательного изучения марксистского исторического материализма, его возможного применения в современной ситуации в политике и экономике Китая. Если говорить более подробно, именно изучение исторического материализма Маркса может дать понимание того, как следует изменить современную экономику и политику Китая, что мы должны сделать для национально-освободительного движения, чтобы освободить Китай от гнета иностранных держав».

Исследования, изучение и пропаганда марксизма стали началом образовавшегося в 1919 году «Движения четвертого мая» с его бескомпромиссной борьбой с империализмом и феодализмом, и началом новой демократической революции Китая. Одними из решающих факторов являлись, во-первых, лидерство марксистской мысли, во-вторых, рабочий класс Китая в первый раз выступавший как независимая политическая сила, который стал предвестником революции. С идеологической точки зрения, «Движение четвертого мая» было основой для подготовки кадров коммунистической партии Китая.

После «Движения четвертого мая», во второй половине 1919 года, Ли Дачжао, Чен Дусю и другие вместе с Ху Ши в процессе совместных острых дискуссий, выступали за принципиальное решение проблем китайской революции как требования исторического материализма. С ноября 1920 года по лето 1922 года, Чен Дусю, Ли Дачжао, Ли Да, Цай Гасан и Чжан Дунсунь, Лян Цичао продолжали дискутировать о социализме. Чжан сранительно резко, Лян решительно выступают против пропаганды марксизма в Китае и создании пролетарской партии, проповедуют пассивное ожидание пробуждения и развития капитализма, чтобы сделать из Китая защитника социализма. До и после основания КПК, Чэнь Дусю, Ли Ду, Ши Цюньтун, Цай Гасан, Ли Дачжао и другие не отходили от вопросов образца революционного государства и других, серьезно критиковали ложные идеи анархизма, тем самым подарив радикальной молодежи четкое различение границ марксизма и анархизма. Многие анархисты отказались от ложных убеждений, выбрали научной социализм, и стали частью группы героев коммунистической борьбы.

С августа 1920 года до весны 1921, друг за другом в Шанхае, Пекине, Ухане, Чанша, Цзинане, Гуанчжоу были учреждены коммунистические организации. В японском Токио и французском Париже китайские студенты также основали подобные организации. С 23 по 31 июля 1921 года на основе этих коммунистических организаций был успешно проведен первый национальный конгресс коммунистов, от Шанхая до Цзясина. Была принята «Первая программа КПК», однозначно заявившая миру: «Наша партия — Коммунистическая партия Китая — признает диктатуру пролетариата до окончания классовой борьбы и ликвидации различий социальных классов, признает власть советов, организованных крестьянами, рабочими и солдатами». Конечно же, первая программа далека от соверщенства, в частности, не было выдвинуто адекватной состоянию Китая программы демократической революции – эта задача решалась год спустя во второй программе КПК. Однако, несколько пунктов первой программы КПК составляют ядро, имеют наиболее важное значение. Высшие идеалы КПК, метод и путь претворения в жизнь этих высших идеалов были ясно показаны в первой программе, что указывало путь Китайской революции. Провозглашалось создание Коммунистической партии Китая.

«Это эпохальная перемена в истории Китая. С этого момента, китайский народ встал на борьбу за национальную независимость, на светлый путь народного освобождения, начался путь национального процветания, у людей появилась возможность идти потрясающим историческим путем» (Ху Цзиньтао).

Оглядываясь на 90-летнюю историю Коммунистической партии Китая и бесконечно меняющийся мир, вновь заметно влияние Октябрьской революции на Китай, что ещё убедительнее показывает Мао Цзедун в статье «О народно-демократической диктатуре» (от 30 июня 1949 года): «Залпы Октябрьской революции принесли нам марксизм-ленинизм. Октябрьская революция помогла китайской интеллигенции использовать философию пролетариата как инструмент наблюдения за страной, позволивший пересмотреть существующие проблемы. Идти по русскому пути — вот главный вывод».

Этот отрывок иллюстрирует три важных момента:

1. Главный фактор влияния Октябрьской революции на Китай — привнесение в Китай марксизма-ленинизма;

2. Инструмент наблюдения за страной в виде философии пролетариата — наиболее фундаментальная вещь, которую подарила Китаю Октябрьская революция;

3. На основе первых двух пунктов говорится о «русском пути». Подразумевается путь социализма, указанный Октябрьской революцией.

Давайте запомним историческую заслугу Октябрьской революции и основной опыт КПК, приобретенный за 90 лет, неуклонно будем следовать идеям марксизма-ленинизма и идеям Мао Цзедуна, курсу социализма с китайской спецификой и продолжать способствовать делу социализма и достигать новых побед на этом пути.


Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
3199
11376
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика