Бюджетные тенденции

Бюджетные тенденции

 Автор Андрей Сергеевич Дёгтев — эксперт Центра Сулакшина

ПОПРАВКИ ПОД КОНЕЦ ГОДА

На позапрошлой неделе правительство внесло поправки в бюджет на 2016 год. Дефицит увеличен с 3% до 3,66% ВВП, или с 2,360 трлн рублей до 3,034 трлн рублей. Но это не предел. К концу года дефицит может взлететь и до 3,9% ВВП. Дефицит в этом году на две трети финансируется за счёт Резервного фонда.

Несмотря на многочисленные заявления Минфина о необходимости сокращать расходы, на деле резать бюджет оказалось не так легко. По итогам 2016 года расходы планируется увеличить с 16,098 трлн рублей до 16,402 трлн рублей. Это неудивительно. Секвестр всегда встречает сопротивление заинтересованных групп.

А вот доходы, напротив, уменьшатся с первоначальных 13,738 трлн рублей до 13,368 трлн рублей.


БЮДЖЕТ 2017

Согласно проекту «Основных направлений бюджетной политики» расходы федерального бюджета в 2017–2019 годах должны быть заморожены на уровне 15,8 трлн. рублей. В действительности расходы будут несколько больше, так как данная цифра не учитывает 1 процентный пункт налога на прибыль, который Минфин забирает у регионов. Правда, к федеральному бюджету эти расходы имеют опосредованное отношение, так как перераспределяются также в пользу регионов — наиболее бедных.

Консолидация бюджета будет достигаться в основном за счёт сокращения расходов, но и новые источники доходов Минфин тоже ищет. Предлагается увеличить норматив обязательных отчислений дивидендов и чистой прибыли госкомпаниями в бюджет. Также Минфин хотел бы навести порядок на сером рынке: побороть нелегальную занятость (а это около четверти фонда оплаты труда), разобраться с серым оборотом алкоголя и импорта.

Рассматривается сокращение расходов на оборону. С 3,9 трлн. рублей в 2016 году до 2,8 трлн рублей. в 2019 году. В этом году военные расходы, напротив, в ходе поправок в бюджет увеличились на 735,16 млрд. рублей. А вот социальные расходы за ближайшие три года могут увеличиться. Что касается бюджетного дефицита, он на протяжении трех лет будет уменьшаться, но все равно в 2019 году составит 1,2% ВВП.

Проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» пока что свёрстан исходя из предполагаемого объёма доходов 13,437 трлн рублей и расходов 16,181 трлн рублей. Верхний предел государственного внутреннего долга устанавливается в размере 10,352 трлн рублей, а внешнего — $53,6 млрд. Дефицит планируется в размере 2,745 трлн рублей, или 3,2% ВВП.

Бюджет на 2017–2019 годы верстается исходя из цены на нефть $40 за баррель. Это примерно соответствует цене нефти Brent в 2016 году (рис. 1).

Рис. 1. Цена нефти марки Brent

Но даже если нефть будет стоить больше, излишки всё равно не пойдут в резервы. Бюджетное правило приостановлено до 1 февраля 2020 года. В 2017 году Резервный фонд будет исчерпан, а Фонд национального благосостояния сократится к концу 2019 года до 3 трлн рублей с нынешних 4,6 трлн. Доля резервов в финансировании дефицита госдолга будет сокращаться, а доля заимствований возрастать.


ГОСДОЛГ

Как не допустить в таких условиях скачка госдолга? Ведь такой сценарий может аукнуться вторым дефолтом! Для этого в Минфине планируют предусмотреть механизмы ограничения роста государственных заимствований. Во-первых, ежегодные расходы на обслуживание госдолга планируется ограничить 0,8–1% ВВП. Во-вторых, дополнительные займы не должны будут превышать недобор ненефтегазовых доходов бюджета. Тем не менее, госдолг в ближайшие годы вырастет. Если к концу текущего года объем совокупного госдолга составит 15% ВВП, то к концу 2019 года он увеличится до 16,6 трлн рублей, или 16,8% от ВВП.


СТРУКТУРА БЮДЖЕТА 2017

Наибольшая доля расходов федерального бюджета в 2017 году будет направлена на социальную политику. К 2019 году она должна вырасти на 4 процентных пункта. Под социальной политикой понимаются не образование и здравоохранение, как можно подумать, а пенсии и социальные пособия. Доля расходов на здравоохранение, напротив, уменьшится. В структуре бюджета также сократятся расходы на экономику и, несмотря на программу перевооружения — на оборону (рис. 2).

Рис. 2. Структура расходов федеральных бюджетов на 2016 и 2017–2019 годы, *роспись по состоянию на начало 2016 года


ПРОБЛЕМНЫЙ МОМЕНТ

Самым проблемным вопросом в бюджете на следующий год, пожалуй, является финансирование медицинских расходов. Они будут сокращены на 33% по сравнению с уточненной росписью бюджета 2016 года: 362 млрд рублей против 544 млрд рублей. Расходы на стационарную медицинскую помощь уменьшатся на 39%. Расходы на амбулаторную помощь — в 1,7 раза. Расходы на обеспечение санитарно-эпидемиологических норм — на 16%.

Вдобавок к сокращению медицинских расходов федерального бюджета в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, который также является источником финансирования здравоохранения, образовалась дыра. Дефицит составил 71 млрд. рублей, или 4% доходов Фонда. Расходная часть Фонда в 2017 году составит примерно 1,7 трлн. рублей. ФОМСу не хватает денег для повышения зарплат медработникам в связи с майскими указами, согласно которым в 2017 году зарплата врачей должна составить 180% среднерегиональной, а среднего и младшего медперсонала — 90 и 80%, соответственно. В 2018 году соответствующие показатели должны достигнуть — 200, 100 и 100%. Когда принимались указы, ничего не было известно о будущем падении цен на нефть, санкциях и кризисе. Однако уже тогда их выполнимость вызывала сомнения. Теперь же для того, чтобы уложиться в нормативы, нещадно сокращают персонал. Чем меньше работников — тем меньше зарплат, а значит, легче их повышать. Только за несколько месяцев 2016 года уволены около 50 тыс. санитарок, а также 16 тыс. фельдшеров и медсестёр.

Проблемы бюджета неотделимы от проблем экономики в целом. Низкий экономический рост и дешёвая нефть предопределяют бюджетный дефицит. Ликвидировать этот дефицит можно только за счёт сокращения расходов. Залезать в долги — не лучший вариант. Меры по ускорению экономического роста могли бы создать дополнительную налогооблагаемую базу в виде новых предприятий. Но даже если это произойдёт — эффект не может быть моментальным. Снижение коррупции теоретически тоже могло бы высвободить из распильно-откатной «чёрной дыры» существенный бюджетный ресурс. Но вороватая элита крепко присосалась к коррупционным потокам и не намерена отказываться от своих дивидендов. Одним словом, секвестр бюджета в ближайшие годы неизбежен.



Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
2225
7443
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика