«Гайзергейт» в Коми и российское политическое продолжение

«Гайзергейт» в Коми и российское политическое продолжение

Доктор политических наук, профессор кафедры политологии и международных отношений Сыктывкарского государственного университета им. П. Сорокина Виктор Анатольевич Ковалёв

Скандал с арестом бывшего главы республики Вячеслава Гайзера в Коми обрастает новыми скандальными подробностями. Публикуются они в центральных СМИ, а в регионе лишь копируются и комментируются. Они будут появляться до тех пор, пока интерес к «делу Гайзера»  у публики не утихнет. После этого не исключено, что «дело» будет спущено на тормозах». Но более всего интересуют не пикантные подробности, а политические аспекты происходящего и их последствия.


Изумлённая публика. Из первых откликов на события, где предпринимались попытки анализа, более всего удивила реакция «либералов» с так называемой «Свободы». Удивило именно изумление участвующих экспертов по поводу ареста преступной группировки. В ответ на попытки местного журналиста рассказать о наболевшем, о схемах увода денег, участники недоумевали, почему взялись за Вячеслава Гайзера, ведь Коми, возможно, был типичным регионом и по бюджетным показателям, и по схемам предполагаемого воровства. Если в довольно многочисленных арестах региональной верхушки был скрыт некий путинский месидж, то непонятно было, в чём он точно состоит и что за этим последует. Один из экспертов настойчиво продвигал «нефтяную» версию, согласно которой в Коми, как и на Сахалине речь шла о доступе «Роснефти» к «трубе». Посмотрим, оправдается ли эта гипотеза. Пока предполагать можно самое разное. В том числе и самое удивительное. Например, что в РК и впрямь после более чем десятилетней «слепоты» началась, и по-настоящему, борьба с коррупцией на губернаторском уровне. Ну, вдруг нашёлся какой-нибудь честный прокурор или настойчивый следователь?!

Карательные бригады. Сегодня пишут даже о некой специальной бригаде по типу СМЕРШа, которая (якобы) подчиняется президенту и будет теперь корчевать региональную коррупцию. Но даже если и так, то не совсем понятно, зачем и почему начался этот громкий скандал и есть ли в нём помимо чисто уголовной ещё и другая составляющая. Придерживаясь варианта «убывающего пирога», хотелось бы обратить внимание на то, что речь идёт не только о дележке «верхов», но и положении «низов». Особых ближайших перспектив у России, кроме массового обеднения в условиях кризиса и нарастания всяческих сопутствующих проблем, не просматривается. В этих условиях Центр уже просто не может больше закрывать глаза на миллиардные хищения на региональном уровне и тогда «дело Гайзера» в этом ряду не последнее. 

Удачно этим можно объяснить и расчёт на реакцию населения. По мере обнищания люди, естественно, будут менее благодушными, нежели в «тучные» годы, и для их успокоения нужно периодически кого-то «бросать на копья». Проворовавшиеся губернаторы для этого — объект идеальный. Помимо этого, известное распространение в обществе неосталинистских настроений и ностальгии по «эффективному менеджеру» влечёт применение схожих методов удержания у узде постсоветской номенклатуры, пусть и в карикатурном виде — через репрессии.

 Демократической политики нет, правоохранительная и судебная система находятся не в лучшем состоянии, остаются — демонстративные «посадки». Ну, не к совести же начальников взывать! Населению это понравится, и публика будет кричать «ещё!» Тогда масштаб «посадок» потребуется расширять, что может войти в противоречие с известным политическим стилем «точечного воздействия», когда, например, боролись не с олигархами-приватизаторами, как классом, а демонстрировали отдельные примеры-предупреждения с Ходорковским или Гусинским-Березовским. Теперь арестов губернаторов Сахалина и Коми может оказаться явно недостаточно, да и компромат имеется на многих.

Лес рубят — щепки летят. Всё это пока предположения, однако, многие в таких перспективах видят и опасность. Если, как говорится «лес рубят — щепки летят», то, сколько может быть таких «щепок»?! И следствие, и суд в современной России весьма отягощены многочисленными проблемами, и в значительной степени депрофессионализировались. Недавний казус с делом «Оборонсервиса» это показал. А в Коми, кстати, есть тоже очень показательный пример на эту тему. Желающие могут легко найти материалы про тянувшуюся несколько лет трагически-скандальную историю с поджогом «Пассажа» в Ухте, когда в огне погибли невинные люди. Правоохранительные органы очень долго расследовали это страшное преступление, а в судах поднимались всё новые и новые проблемы.

  Временный эффект. Эффект от ареста губернатора, его заместителя и спикера Госсовета Коми, разумеется, был, но лишь временный. Депутаты из списка «Гайзера-Ковзеля» остались на своих местах и отделались лёгким испугом. При этом, находясь при власти и во власти, они, разумеется, не могли не знать или не догадываться о масштабных хищениях и прочих фокусах руководства РК. Но ожидать от них какой-то «принципиальности» было бы наивно. Предложение самораспуститься и провести новые выборы было депутатами отвергнуто. После сессии, за работой которой наблюдали единороссы из Совета Федерации и Госдумы, все ожидают, что всё будет продолжаться по-прежнему. Если, конечно, позволят правоохранительные органы.

Задержанием Гайзера и товарищей из «его списка» дело может не ограничиться. В Сыктывкаре на  фоне проходящего суда над бывшем мэром республиканской столицы Романом Зенищевым, на прошлой неделе был арестован очередной градоначальник — Иван Поздеев. Его обвиняют в хищениях и злоупотреблении служебным положением. Ранее в Коми уже не раз задерживались и судились руководители городов и районов. Примечательно, что сыктывкарцы по Уставу МОГО не могут напрямую избирать себе градоначальника и смена мэра стала как бы прерогативой прокуратуры.

 Неверная ставка региональных элит. Драматичный опыт Коми показывает, что в кризисной ситуации регион остаётся беспомощным и в политическом, и в информационном отношении. В связи с нашими «комическими событиями», говорят о существенном ослаблении позиций губернаторского корпуса. Это — не так. Региональные политики потеряли влияние гораздо раньше, когда почти единогласно согласились на отказ от прямых губернаторских выборов, то есть от поддержки и контроля со стороны населения своих территорий. Сейчас «элиты» зависят практически целиком от решений Кремля и после показательных арестов чувствуют себя, мягко говоря, не очень комфортно. Таков довольно жестокий расклад для регионалов.

  Борьба с ветряными мельницами. Руководителей фирм и бюджетных учреждений «терроризирует» проверками МЧС, а также прочие «силовики». На «безопасности» кормится немыслимое количество бездельников и разводится страшная бюрократия. В нашем учебном заведении, к примеру,  для того чтобы брать ключи от пустой аудитории теперь предварительно надо расписаться в нескольких бумагах. Активно пресекается деятельность так называемых «иностранных агентов». Но в том ли направлении ведётся борьба за безопасность?! Работа НПО (не очень дружественного по отношению к России) или отдельного представителя «пятой колонны», несопоставимы по потенциальному и реальному ущербу с многолетними преступлениями вредителей во властных структурах высокого уровня. Потенциально коррупционная и прочая составляющая (помимо прочего) — это  идеальный «крючок», на который «замаранного» высокопоставленного чиновника легко может подцепить вражеская спецслужба.

 Недавние скандалы с задержанием губернаторов Сахалина, Коми ярко продемонстрировали то, как национально - государственные интересы, перспективы и безопасность регионов, страны приносятся в жертву целям преступных группировок. Трудно поверить, что эти случаи были исключением. При этом отношение к этим историям в российском обществе не очень серьезное в духе «воруют — и что?».  

Произошедший в «нулевые»  годы отказ от реального, хотя и очень болезненного выстраивания политических институтов, в том числе на уровне регионов, привёл к существенному сокращению экономических, политических и иных возможностей губернаторского корпуса (а также его отбора) для реагирования на ситуацию в условиях вероятного обострения кризиса или гипотетического ослабления центральной власти. Те, кто контролирует сейчас российскую политическую систему, просто не могут (в силу императива собственного сохранения, комфорта власти и доступа к сверхдоходам) пойти на усложнение системы. Без структурной же дифференциации возможности системной адаптации будут только понижаться.

Заход на Россию? В этой связи не кажется невероятным и сценарий распада страны — кошмар, который вроде бы отступил после преодоления наиболее вопиющих явлений, характерных для отношений Центр — регионы в «лихие девяностые». В мире есть силы, которые желали бы ослабления России и в перспективе её распада. На кого они, при случае, могут опереться внутри страны? Для теоретика модернизации ответ на такой вопрос не представляет особых сложностей. Политические организации и процедуры, которые уязвимы для идущих изнутри общества неполитических влияний, также обычно уязвимы и перед влияниями, идущими извне общества. В них легко просачиваются агенты, группы и идеи из других политических систем. Нынешние квазиполитические акторы, привыкшие к командам сверху и разнообразным спонсорам, во многом автономным от населения, лишенного реальной возможности выбора, они —  в силу своей природы просто неспособны в критической ситуации осознать, выразить и защитить общий интерес, как общегосударственный, так и общенациональный. (Не говоря уже о том, что  коррумпированный чиновник или политик  является идеальным объектом для вербовки неприятелем).

Наиболее вероятная линия поведения для них в сложной ситуации —  это спасаться самим и искать частную выгоду. Поэтому, для нынешних региональных квазиэлит в случае ослабления собственного государства будут весьма привлекательными другие полюса притяжения: исламский, китайский, финно-угорский, натовский  — какой угодно! Это уже имело место в ельцинский период, подспудно существует сейчас (особенно в мусульманских регионах) и вполне может повториться вновь с более разрушительными последствиями для государства российского. «Бабайизм» и сепаратизм, электоральные фальсификации и террористическое подполье связаны более тесно, нежели это представляется представителям нынешнего российского истеблишмента.  

 Если нынешнее давление на Россию со стороны недружественных международных акторов не ослабнет (а оно вряд ли ослабнет), а кризисные явления в экономике и социальной сфере будут нарастать, то это потребует и консолидации общества, и грамотного антикризисного менеджмента в широком смысле. С кем это все возможно осуществить: с ворующими «гайзерами» или внедрёнными в региональные структуры «черновыми-ковзелями»?  Отдает ли себе отчёт истеблишмент нынешней Российской Федерации в существующих угрозах с этого направления?

  Что мог бы означать посыл «дела Гайзера»? Прежде всего, в политическом отношении и кому он направлен? Во-первых, безусловно, губернаторам, если брать шире — региональным властям, чтобы не так лихо воровали. Во-вторых, это может означать подготовку ребрендинга самой партии власти. Не секрет, что «Единая Россия» в сознании довольно большой части населения устойчиво ассоциируется со словосочетанием «партия жуликов и воров», а теперь ещё «бандитов и коррупционеров». Мем «жулики и воры», удачно запущенный оппозицией, намертво пристал к «ЕР» (как нынешней версии партии власти). Что власти с этим делать? Пока у «Единой России» никаких реальных конкурентов на политическом поле нет, оно полностью зачищено. Но сохранится ли такое положение? 

Показательны комментарии, которые оставляют пользователи из той же Коми к новостям о сессии Госсовета, в составе которого «ПЖиВ» монопольно доминирует. Некоторые  требуют немедленного переизбрания ГС, наполненного по «списку Гайзера». Но кто их послушает? Не везде авторитет «ЕР» так низко упал как в Коми  после ареста единороссов  (губернатора и спикера), но проблемы, так или иначе, чувствуются повсеместно и реальная власть совсем игнорировать их не может.

При всей внешней монополии «партии власти», на всех  уровнях и во всех органах, в успехах в организации «выборов» в кризисной ситуации Москва всё же должна задуматься о реальных возможностях этой партии власти. В Коми (после известных событий) они были очень низкими (как и авторитет всей структуры, которую путают уже с другими «авторитерами» — прежде всего сами высокопоставленные функционеры). Нет ли сейчас желания «слить» единороссов, так как население их поддерживать не будет и заменить на «голубых медведей» каким-нибудь «Народным фронтом» или чем-то ещё? Не означает ли «дело Гайзера» подготовку подобной политической спецоперации?

 Сейчас такой шаг представляется невероятным и неэффективным. Если «выборы» 13 сентября 2015 года рассматривать как репетицию думской компании, то «Единая Россия», конечно, будет играть главную роль.  Но это только в том случае, если не произойдет нарастания кризисных явлений. Конечно, сам по себе экономический кризис не означает смену власти (и даже политического курса) в России. Но основы стабильности (высоких нефтяных цен) больше нет, и если в народе будут вызревать «гроздья гнева», то зачищать придётся не только проворовавшихся губернаторов, но и скомпрометировавших себя партийцев. Подобный сценарий — вероятен. Для Кремля вред от формального доминирования «Единой России» может начать перевешивать все вложения в этот вариант «партии начальства». Гипотетически «дело Гайзера» и реакция на него в обществе открывают для верховной власти пространство и для такого манёвра.

 Однако исключительно ребрендинг партии власти даст не очень продолжительный эффект, если общий, глобальный и российский кризис будут усугубляться. Тогда потребуются ещё более принципиальные решения. Кем они будут проведены и куда  будут направлены: в сторону дальнейшего и жёсткого «закручивания гаек» или все же остаётся возможность для реальной демократизации и обретения устойчивой общественной поддержки?


ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

Арест Гайзера: публичная порка и сплошное недоумение

Вслед за Гайзером

Борьба с коррупцией или грабь награбленное

Путин встретился с единороссами за закрытыми дверьми

Ребрендинг для единороссов?



Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
1454
5652
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика