Итоги-2015: социальная политика

Итоги-2015: социальная политика

Эксперт Центра научной политической мысли и идеологии Шишкина Наталия Игоревна

Прошедший 2015 год можно характеризовать по-разному: и как год российского кризиса, и как год рекордных рейтингов, и как предвыборный год. Каковы основные итоги, достижения и провалы этого года можно наблюдать в России в области социальной политики уже сейчас?


КАК НАРОДУ ЖИВЕТСЯ

Уровень жизни за этот год стал ниже, что почувствовали на себе многие россияне. По данным ФОМ, 47% опрошенных считают 2015 год хуже, чем 2014 год. Номинальная среднемесячная заработная плата увеличилась до 33,8 тысяч рублей в ноябре, реальная же, если сравнивать с ноябрем 2014 года, упала на 9%, не многим меньше и показатель почти за год — январь—ноябрь 2015 года Народ, по данным Росстата, стал беднее на 9,2%, чем в январе—ноябре 2014 года. Кроме этого, выросла и просроченная задолженность по заработной плате, причем с начала года она не уменьшалась, а только росла (рис. 1).


Рис. 1. Изменение просроченной задолженности по заработной плате по месяцам в 2014 и 2015 годах, в млрд. руб., данные Росстата

Хуже всего приходится тем, кто работает в легкой промышленности и сельском хозяйстве — отраслях с самой низкой заработной платой по всей экономике и дефицитом кадров.

Хотя, казалось бы, широкое освещение и пропаганда импортозамещения привлекла многих людей в то же сельское хозяйство в первом полугодии, но с июля 2015 года количество прекративших свою деятельность фермеров снова превысило количество тех, кто стал фермером. Отражение этого «креста» можно найти в статистических данных налоговой службы (рис. 2).


Рис. 2. Изменение количества действующих крестьянских (фермерских) хозяйствах по месяцам, по данным ФНС РФ


БЕДНОСТЬ И ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ

Всё это — свидетельства отнюдь не пройденного пика кризиса, а, наоборот, увеличения масштабов кризисных явлений, которые отражаются на жизни простого народа. В том числе и в таких вопросах, как МРОТ и прожиточный минимум, которые претерпели определенные изменения в этом году.

Сама сумма прожиточного минимума была повышена в этом году, что связано с ростом цен и инфляции, фактически съедающей всю прибавку. Собственно, именно поэтому повышение и затевалось — необходимо было обеспечить прожиточный минимум, который на самом-то деле скорее минимум для выживания, а не проживания, не говоря уже о том, что потребительская корзина по некоторым продуктам меньше пайка пленного немца в годы Великой Отечественной войны.

За чертой бедности, то есть получая меньше прожиточного минимума, по данным государственной статистики за январь—сентябрь 2015 года, находилось 14,1% населения, или 20,3 миллиона человек. Однако в новом докладе РАН отмечается такая деталь: Росстат сменил методику подсчета бедных. Когда Росстат меняет методику подсчета, то связано это, как правило, с игрой цифрами для красивой картинки. Так и здесь: по данным РАН, применившим старый метод Росстата, бедные составляют не 14,1, а порядка 25% населения. Ещё 7% находятся в «зоне риска бедности», и ещё 46% — в числе малообеспеченного населения. Почти половина населения! Это нужно власти постараться, чтобы довести до такого состояния страну.


ЛЬГОТЫ, ПЕНСИИ, СОЦВЫПЛАТЫ

В этом году Минтруд снова был в первых рядах оптимизации расходов бюджета — в том числе за счет сокращения льгот, перекладывания части полномочий по определению объема льгот и пособий на регионы, прославился он в начале года и «гендерным» пенсионным проектом с предложением отменить материнский капитал под предлогом «устойчивого тренда рождаемости».

Сама по себе пенсионная система претерпела изменения, и по существу оставила тех, кто получает меньше 59,2 тысяч рублей с меньшей пенсией. А в эту категорию входят врачи, спасающие жизни, учителя, военные, защищающие Россию, работники промышленности и сельского хозяйства, которые, как показывает внешняя политика, оказались нужны…

Конечно, определенные преференции получили и работающие пенсионеры, большинство из которых, согласно социологическим опросам, работают от недостатка денег — им будут чуть повышены пенсионные баллы, что является прекрасной подготовкой так и не принятого в этом году резонансного законопроекта по повышению пенсионного возраста. Мол, смотрите, они ж работают! А так как у нас кризис, то и индексацию работающим можно подморозить.

Ещё одними важными игроками на поле социальной политики становятся НКО. Их влияние усиливается настолько, что в конце 2015 года Президент по существу распорядился дать им возможность залезать в бюджет для реализации своих проектов.


БЕЗРАБОТИЦА СКРЫВАЕТСЯ

Безработица также стала расти. Согласно Росстату, в октябре 2015 года уровень безработицы достиг 5,8% населения или 4,4 млн. человек. Однако из-за особенностей сбора статистического материала и практически не фиксируемой скрытой безработицы, реальный уровень отличается от того, что пишет Росстат.

Можно оценить безработицу косвенно, например, по динамике поисковых запросов в сети, ставших вторым по популярности способом поиска работы (рис. 3).


Рис. 3. Уровень безработицы по данным Росстата и динамика поисковых запросов в системе «Яндекс» по слову «вакансия»

Если предположить, что безработица росла сообразно росту запросов в сети, то в ноябре 2015 года уровень безработицы достигал примерно 10,1% населения, то есть почти в два раза больше росстатовского. Заметно это и по социологическим опросам. Например, октябрьский опрос ФОМ ясно демонстрирует, что количество респондентов, заявивших о случаях увольнения среди родственников и знакомых, выше, чем во время мирового финансового кризиса 2008 года: 32% в 2015 году против 21% в 2008 году. Выше и количество тех, кто говорит о вынужденном неоплачиваемом отпуске — 21% в 2015 году против 11% в 2008 году. Практически каждый четвертый (26%) опрошенный заявил о сокращении штата в своей организации, и примерно такое же количество (24%) опасаются закрытия предприятия, на котором работают.


ЗДОРОВЬЕ УХУДШАЕТСЯ — ВРАЧИ СОКРАЩАЮТСЯ

По состоянию на 1 декабря 2015 года, согласно оперативному отчету Федерального казначейства, на здравоохранение пришлось 3,28% от всей суммы расходов федерального бюджета, а структура кассового исполнения расходов федерального бюджета на здравоохранение выглядит, как показано на рис. 4.


Рис. 4. Структура кассового исполнения расходов федерального бюджета на здравоохранение, по данным Федерального казначейства, на 1 декабря 2015 года, в % от общих расходов на здравоохранение

Как можно видеть, немалая доля расходов на здравоохранение включает в себя статья «другие вопросы». Согласно приказу МФ РФ № 171н от 21.12.2012, подраздел «Другие вопросы в области здравоохранения» включает в себя «расходы на обеспечение деятельности органов исполнительной власти России, субъектов РФ и органов местного самоуправления, учреждений, осуществляющих руководство и управление такими вопросами, как выработка государственной политики; разработка и обеспечение выполнения стандартов для медицинского персонала, больниц, клиник, медпунктов, расходы на разработку программ, планов и бюджетов, в сфере здравоохранения, лицензирование, а также расходы на обеспечение деятельности иных учреждений (в том числе из разряда учреждений особого типа), обеспечивающих предоставление услуг в сфере здравоохранения, но не отнесенных к другим подразделам, и расходы на содержание централизованных бухгалтерий здравоохранения и учреждений по обеспечению деятельности здравоохранения и на реализацию мероприятий приоритетного национального проекта „Здоровье“».

Если сказать проще, то на бухгалтерии и чиновничество Минздрава тратится больше денег, чем на прикладные научные исследования, санитарно-эпидемиологическое благополучие, СМП, санатории, донорство крови вместе взятые. Казалось бы, слишком печальных результатов не наблюдается, даже если рассматривать статистику фиксируемой заболеваемости, могло бы быть и хуже (рис. 5).


Рис. 5. Динамика заболеваемости по некоторым видам болезней в январе—ноябре 2015 года, в % к аналогичному периоду 2014 года, данные Роспотребнадзора

Однако, во-первых, статистика не отражает реального положения дел. Не так давно довольно широкий резонанс имела «новость» о приписках в больницах и поликлиниках, кроме того, в некоторых Интернет-сообществах сами медики открыто говорят о невозможности избежать приписок в связи с «планом по заболеваемости».

Во-вторых, заболеваемость сама по себе не может расти в условиях, когда самих медиков сокращают. Оказывается, что выявлять болезни просто-напросто некому, вот и падает заболеваемость.

Если смотреть по отдельным медицинским специальностям, то на одного терапевта в начале года приходилось порядка 900 человек, на одного хирурга около 2127 человек, на одного педиатра, которых всё пытаются отменить, 433 ребенка, на одного невролога 5263 человека, на одного психиатра и нарколога — 6250 человек, на одного рентгенолога или радиолога 7142 человека, на одного стоматолога 2380 человек. Такие цифры получаются из данных Росстата за 2014 год, а учитывая, что реформа здравоохранения, которая привела к таким результатам, продолжает реализовываться как есть, то за 2015 год следует ожидать ещё более трагичных цифр как в заболеваемости и смертности, так и в плане наращивания объемов «платных услуг» вместо медицинской помощи. Ещё один показатель положения дел в 2015 году — это мировой рейтинг эффективности систем здравоохранения, в котором Россия по результатам 2015 года «провалилась», хотя и раньше плелась в конце.

Конечно, есть в этом и некоторая политическая составляющая — рейтинг составлял небезызвестный «Bloomberg», а выводы о финансировании здравоохранения уже начали делать представители ОНФ, мол, слишком много денег и мало толку, смертность выше, чем в Казахстане. Но определенное место в мире, определенную оценку российской политике в сфере здравоохранения этот рейтинг выставляет.


ЖКХ

Ещё одна, после убиваемой медицины, болезненная тема для россиян — это ЖКХ, и не зря. Расходы на ЖКХ падают год от года и перекладываются на плечи дефицитным регионам. Программы развития ЖКХ при этом переписываются задним числом, меняются и тарифы ЖКХ.

С 1 июля россияне стали оплачивать налог на капитальный ремонт — то есть налоговая нагрузка увеличилась, при этом доходы населения из-за кризисной обстановки упали, и упали значительно даже по смягченным официальным данным. Кроме того, существует огромная разница между тарифами на коммунальные платежи по регионам (табл.1).

Таблица 1.

Город

Мин. тариф за капремонт, руб./кв.м.

Средняя плата за капремонт за однокомнатную квартиру (33,8 кв.м)

Коммунальные платежи* из расчета на 1 чел. в квартире по региональным нормативам

Сумма коммунальных платежей и платы  за капремонт

Платеж по нормативам от среднемесячной номинальной заработной платы с вычетом НДФЛ, в %

Москва

15

507

1963,92

2470,92

4,61

Воронеж

6,6

223,08

4224,84

4447,92

18,37

Санкт-Петербург

2,5

84,5

2235,51

2320,01

6,17

Севастополь**

6,16

208,2

1715,84

1924,04

8,71

Екатеринбург***

8,2

277,16

2954,34

3231,5

12,15

Пермь

7

236,6

3970,66

4207,26

17,56

Владивосток***

6,57

222,06

4143,82

4365,88

15,02

Махачкала****

5,2

175,76

998,17

1173,93

7,32

(*) Из расчета по нормативам (при неизвестных поставщиках) за услуги: водоотведение, холодное водоснабжение, газоснабжение (без газ. отопления), отопление, энергоснабжение. Согласно расчетам калькулятора коммунальных платежей ФСТ России по некоторым крупным городам (октябрь 2015).(**) — расчет сделан согласно приказам госкомитета по ценам и тарифам республики Крым (***) — расчет сделан без учета газового нагрева воды и отопления, но с учетом горячего водоснабжения. (****) — расчет сделан за июнь 2015 года

Кроме повышения тарифов ЖКХ, в этой сфере произошло и ещё одно изменение — повышение стоимости жилья эконом-класса согласно решению правительства, что делает получение жилья по программе «Жилье для российской семьи» менее доступным. А программа эта была создана как раз для исполнения майских указов президента, согласно которым к 2018 году стоимость одного квадратного метра жилья должна снизиться на 20%. Любопытно, что чиновники пошли таким путем: сделать снижение стоимости в особой категории жилья, которая доступна отдельным категориям граждан (в том числе работникам органов власти). А потом всё равно повысить стоимость квадратного метра. При этом объемы строительства нельзя назвать слишком масштабными — по всей России насчитывается 269 проектов жилищного строительства в рамках этой программы, площадью каждый от 10 до 100 тысяч квадратных метров. Например, в Брянской области общая площадь проектов составляет 102,2 тысячи квадратных метров, но площадь только ветхого и аварийного жилья в три раза больше, а в программу входит далеко не только переселение из ветхого и аварийного жилья.


ИТОГИ

Итоги года в социальной политике совсем не радужные, особенно для самого населения. Социальная политика всё больше перестает быть действительно социальной. Курс государства непреклонен даже когда оно само в лице Счетной палаты и других организаций признает провальность и вред проводимых реформ, как это было в этом году с реформой здравоохранения.

Понизился уровень жизни населения, социальная защищенность и как следствие — оценка населением прошедшего года. Не мудрено: индексация пенсий ниже уровня инфляции, повышение зарплаты бюджетникам заморожено, зато не заморожены тарифы ЖКХ.

В целом, в социальной политике уходящий год показал верность государства своему курсу, направленному в противоположном от социального государства направлении. Правда, население на фоне бравурной телевизионной пропаганды пока не очень реагирует на подобные вещи. Предпочитает связывать их с местными чиновниками или простыми работниками той или иной сферы. Но это, пожалуй, даже хуже бурной реакции сейчас, пока еще не упали совсем, — ведь разочарование и внезапное открытие истинных причин позже может обернуться значительно большими потерями и разрушениями для страны.


ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Средний класс — трагическая жертва кризиса

Продовольственные карточки: причины и цели введения

За чей счёт закроют дыру в бюджете?

Минимальный размер оплаты труда планируется уменьшить?

И снова дело регионов, на этот раз — соцвыплаты и льготы

Безработица в России

Мы Кабмину и Минздраву: как же вы без гравицапы…

Здравоохранение: по принципу «оптимизации»

Демонтаж здравоохранения как долгосрочная антироссийская стратегия

Рычаги выживания в медицине

Социальная ли социальная политика

Три ёмкие буквы: ЖКХ

Региональная политика России — слова и дела



Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
2900
10378
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика