Ноосфера

Ноосфера Степан Степанович Сулакшин — Генеральный директор Центра научной политической мысли и идеологии, д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор

Этот термин не так широко применяется в обычных жизненных «скобках». Но в научном, прикладном плане, и в плане тех смысловых вызовов, которые обязательно придут и уже приходят в нашу жизнь, в широком смысле — этот термин весьма важен.

Из самой конструкции этого слова (ноо-) вытекает, что это обозначение какой-то локализованной адресации смыслового назначения, связанной с разумом, а значит, с человеком. Адресация может быть локализована либо в смысловом пространстве, либо в физическом пространстве — географическом или мировом (отчасти — сфера). Поэтому, подходя поначалу немного механистически, определение, которое я даю, и которое порождает дальнейшие возможности для интерпретаций и комментариев, следующее: «Ноосфера — это часть окружающего мира, мироздания, связанная с человеком (человечеством) и преобразуемая им».

Итак, что такое «связанная с человеком»? Вообще это с трудом раскрываемое содержание — и именно потому, что ум человеческий давно пытается проникнуть в проблему связанности феномена человека, его разума с окружающим мирозданием, но не очень-то в этом преуспел. Потому что длительное время был установлен достаточно непродуктивный предел, предел догматический, предел, который сталкивал светскую науку с глубинными религиозными представлениями, содержащими знание, а не только догматику. Этот предел был связан с тем, что одно объявлялось материальным, другое — идеальным, одно — якобы существующим, другое — якобы выдуманным нами. Это довольно отчётливый научно-методологический тупик.

Я не буду касаться исторической генезисной части, но обращу внимание на то, что сегодня в понимании смысловой нагрузки этого термина отчётливо сосуществуют два пространства, связанные с фамилиями учёных, которые их продвигали — Вернадского, Пьера де Шардена, Леруа. Подходы Вернадского относятся ко второй части моей дефиниции, в части преобразования человеком мира. Надо вспомнить такие, например, крылатые выражения, как выражение Мичурина: «Не надо ждать милости от природы, наша задача — взять их самим». А потом появилась шутливая вариация: «Нельзя ждать милости от природы после того, что мы с ней сделали…». То есть это проблема соотношения действующей человеческой цивилизации и её встроенности в окружающую среду. Это проблема экологии, проблема исчерпания ресурсов, формирования механизма их воспроизводства, проблема гармонизации постоянно растущих потребностей, объёмов преобразований окружающего мира и сохранности этого мира. В действительности это механистическая, прагматическая, практическая задача и проблема. Вполне понятно, что она разрешима по мере научно-технического прогресса человечества. Здесь отчасти пассивный смысловой момент — мы что-то делаем, что-то преобразуем, поэтому возникает ряд проблем гармонизации с окружающим миром. Это, конечно, важно. Но это — не всё.

Вопрос о втором содержании понятия ноосферы, о тех зацепках мыслителей, и, в том числе, наших задач, которые мы, в силу своих возможностей, пытаемся решать — гораздо более интересен. Провоцируется он в одном слове моего определения — «часть мира, связанная с человеком». Что это такое, в чём состоит связанность? Что такое, по сути, человек? Человек, который связан с частью мироздания — с землёй, окружающим пространством, какими-то зримыми пределами, т. е. мерными пространственными масштабами — на сегодня от суб-ангстремных масштабов до астрофизических масштабов (1064 километров). Вот хотя бы в этих пределах, которые человек хоть как-то физически фиксирует, — что такое «связанность человека» с окружающей частью мира? И что такое человек?

На сегодня мы уже можем представлять, что наша бренная оболочка, вполне физичная, состоящая из молекул, атомов, химических элементов, нейронов, клеток — на сегодня уже протезируется. Уже самовоспроизводится, а через миллион, миллиард лет — таков мысленный эксперимент — наука и техника позволят эти абсолютно материальные, физические компоненты нашего тела воспроизвести искусственно. А поэтому тело не нужно! От него можно избавиться и сделать его бессмертным, воспроизводя искусственно.

Но тогда возникает вопрос — а не исчезнет ли при этом человек? И ещё вопрос — а что такое тогда человек, если тело — вещь совершенно для него необязательная? Ведь он его может сам построить, выкинуть, заменить, состряпать к понедельнику тело другого цвета и так далее. В чём тогда сущность — ядерная, незаменимая и абсолютно необходимая для того, чтобы сама категория человека имела место? Тут современная наука не очень-то преуспела. Скорее, преуспели древние знания, которые заложены в религиозных доктринах. Актуализируется задача некой синергии (сосуществования, взаимообогащения, взаимодействия) светских научных концептов и глубинного, древнего знания о природе мироздания. Так вот что это такое — человек?

Только-только наука начинает зацепляться за саму постановку вопроса. Каковы первые облики ответов? Это что-то совсем не столь примитивно-материальное, что можно пощупать. Это что-то сродни полевым явлениям мироздания, что-то, что имеет другую природу материи, пока ещё наукой не очень улавливаемую. Примерно как в XIX веке учёные, философы вдруг стали убеждаться, что реальны не только осязаемые предметы, но и электрическое поле, магнитное поле, электромагнитное поле, гравитационное поле, поле близкого взаимодействия в ядре и т. д. Так кто ограничил поиск и мысль в том плане, что сущность человека, сущность его сознания, разума, души — тут не в словах дело — это сущность, которую ещё предстоит познать? И нет запрета на предположение, что эта сущность некоего квазиполевого характера лежит в основании и всего осязаемого мира. И когда религиозный концепт говорит, что Создатель, везде и всегда присутствующий и т. д. — это вещь, не подвергаемая сомнению, то и с точки зрения логико-философской модели, уже в рамках светской науки на сегодня мы имеем право и обязаны сказать: а почему бы и нет?

Появляется бесконечно интересный вызов: если сущность человека, пусть она пока и не совсем улавливается, полевого характера — то она действительно связана с окружающим миром абсолютно фундаментально. И гениальность Вернадского, его последователей в том, что они «поймали» эту мысль. Человек и природа представляют тогда собой не просто единый комплекс хозяйственной деятельности с экологическими вызовами, но гораздо более глубинный, очень слабо пока исследованный, или даже совсем не исследованный, физически соединённый комплекс. Суть человека — разум, сознание, душа — как физическое явление, как тип материи, пока не очень улавливаемой, и её соединённость с окружающим мирозданием.

Поэтому термин «ноосфера» для современной фронтирной научной повестки, постановки задач — абсолютно актуален, очень важен и очень интересен. Надо, правда, признавать, что это только-только открывающийся фронт. Но это означает, что впереди невероятно интересное поле для проникновения в природу мироздания, поле науки. И призыв в этом контексте существенен: не надо забивать себе ход мысли догматическими пределами. «Вот это — материально, это — идеально», «религия — это опиум для народа», «всё, что содержится в религии даже с точки зрения концептуальных гипотез — всё это ерунда и это нужно выкинуть, забыть» — вот это всё в сторону. И тогда «ноосфера» — это термин, который в повестку современной, светской, обычной, настоящей науки, входит совершенно по праву. Я-то убеждён и, мне кажется, мы совместно убеждены в том, что в ближайшем будущем человек сделает для себя немало открытий в этой области.

Итак, ноосфера — это часть окружающего мира, связанная с человеком (человечеством) и преобразуемая им. Но с человеком не просто как с бренным телом, которое родилось, развилось в сфере органики, химических и физических процессов, а потом ушло в землю, сгнило и растворилось. Нет, человек — это гораздо более сложная вещь, что человечество ещё только будет познавать.


ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

Эволюция человечества. Куда мы идём?

Бог и эволюция

Социальная природа и ее связь с категорией материи

Сознание материально

Обретение смыслов. Пассионарность

История мира на основе ценностного критерия развития человека

Витальный подход к сложным социальным системам

Гуманитарная наука и научные революции

Передача Обретение смыслов "Ноосфера" [ВИДЕО]


 


Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
2695
10445
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика