Новый курс в образовании — игры с вечными ценностями

Новый курс в образовании — игры с вечными ценностями

Надежда Хвыля-Олинтер — эксперт Центра Сулакшина, к. соц. наук

Человеческие фьючерсы, виртуальные тьюттеры, права роботов — кажется, что это образы, навеянные футурологическими киношедеврами или романами писателей-фантастов. Вовсе нет. Это — будущее российского образования, такое, каким его видит некая группа влиятельных людей.

В Москве 29 февраля — 3 марта 2016 года состоялся Форум Школы управления Сколково и Агентства стратегических инициатив под названием «Маршруты и стратегии движения в новые модели образования». На мероприятии прошло обсуждение стратегии развития отрасли, а результатом форсайта стала карта «Глобальное образование 2015–2030. Этот шедевр творческой мысли содержит массу интересного.

Карта разбита на несколько разделов, обозначающих основные тренды в образовании. Например, тренд на распространение системы ценностей сетевой культуры в ближайшие год-два сделает возможным массовые зачеты прохождения компьютерных игр в качестве обязательных общих курсов, а в итоге приведет к тотальному внедрению игр как основного формата существования людей. Игры в учебу, отдых, в родителей и детей, в добро и зло, в жизнь наконец — такое вот непрекращающееся тотальное развлечение.


Кстати, прививать установки на родительство и повышать рождаемость новые «Нострадамусы» тоже предлагают с помощью специальных игр (по типу тамагочи — если помните, такой виртуальный питомец, требующий постоянного ухода за собой). Это называется теперь «социальные игры в беременность», распространение которых подразумевает финансовую государственную поддержку.

Каким образом такие суррогаты будет сказываться на реальной детности, спрогнозировать несложно. Но, по-видимому, авторы проекта предполагают считать виртуальных собачек, кошечек и хомячков частью населения страны, тем более что в прогнозе значится создание закона «О правах роботов».

Футурологи пророчат развитие индустрии улучшения когнитивных способностей — по их мнению, будут разработаны линейки фармацевтических препаратов, улучшающих мыслительные процессы детей и обеспечивающих неведанные ранее перспективы обучения. Или повсеместное распространение моделирующих работу нервной системы веществ, которые можно будет синтезировать самому в домашних условиях.

Представьте, что притомился Ваш ребенок после учебы. Чего обычно рекомендуют психологи? Переключиться на другой вид деятельности, погулять, поиграть в подвижные игры, просто поговорить? Ерунда это все устаревшая. Вот набодяжите ему в чайной ложечке темной пузырящейся жидкости, и он вновь способен к усвоению инновационных знаний.

Ну и много еще чего можно разглядеть на этом продукте творческой мысли, от виртуальных тюрем, лидерства Китая и Индии в сфере науки (видимо эти страны будут способны устойчиво сопротивляться подобным нововведениям), до отмирания письменной речи, приобретения знаний в утробе и продажи генных наборов для детей.

Кстати, на этой карте обозначены также и «угрозы», к которым ее создатели относят, в частности, следующее:

— «Европейскую ригидность», то есть сопротивление традиционной школы классического европейского образования перестройке образовательной системы;

— «Регионализацию интернета» как попытку национальных государств не допустить влияния глобальных провайдеров развлекательного, образовательного и других видов контента;

— «Новых луддитов» — движение против роботизации;

— «Поколение с неустойчивой системой ценностей» — ну с этим не поспоришь…

Весь этот образовательный шабаш случился в рамках международной программы Глобальное образование будущего (Global Education Future или GEF).

На сайте Global Education Futures (GEF) сказано о том, что этот проект объединяет «лидеров глобального образования, инноваторов, основателей образовательных стартапов, инвесторов в сфере образования, руководителей образовательных учреждений и администраторов национального и наднационального уровней для обсуждения и внедрения необходимых трансформаций традиционных форм образовательных систем».

Из текста ясно, что к этому направлению планируется привлекать влиятельных и активных граждан с целью преобразования традиционной системы образования. И это получается, поскольку в экспертный совет уже вошли от России: Алексей Ситников — Вице-Президент Сколковского Института Технологий, Эдуард Галажинский — Ректор Томского Государственного Университета, Исаак Фрумин — руководитель Института Образования в Национальном Исследовательском Университете «Высшая Школа Экономики», Дмитрий Песков — Директор направления «Молодые профессионалы» в Агентстве Стратегических Инициатив (в наблюдательный совет АСИ входит Президент РФ, сопредседатель ЦБ ОНФ А. Бренчалов, Г. Греф, А.Улюкаев и т. п.). Ну и многие другие личности, обладающие определенным влиянием в сфере российского образования, но даже не являющиеся гражданами нашей страны.

В принципе этот прогноз вполне соответствует сути происходящих после отказа от советского опыта реформ в системе образования России. Достаточно вспомнить скандальный, инициированный в 2008 году, форсайт-проект «Детство 2030», предлагающий чипизацию детей и внедрение в образовательный процесс инновационных технологий. Бывший министр образования уже давно, не стесняясь, провозгласил, что «недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя». Видно идея квалифицированного потребителя уже несколько устарела, таки воспитали, и надо двигаться дальше.

Теперь детей плавно подводят к модели программируемых гэмблинг-зависимых субъектов (или правильнее объектов) с заданным набором способностей и установкой на некие глобальные ценности. К слову говоря, ценностям в проекте уделено внимание — их предполагается моделировать с помощью виртуальных игр. А если учесть, что любой прогноз вносит определенный резонанс в информационное поле и в определенной мере действительно влияет на вектор развития настоящего, то становится совершенно не до шуток. Проектирование таких футурологических карт означает и ускорение системных инноваций в заданном направлении, и лоббирование соответствующих государственных проектов и программ.

А между тем, даже создатели планшетов и новых компьютерных технологий в отношении собственных детей придерживаются совершенно иного образовательного подхода и максимально ограничивают их пользование новомодными устройствами. Потому что научить развитого, образованного подростка пользоваться компьютером большого труда не составляет, а вот научить проводящего 50% и более своего свободного времени за компьютерными играми и социальными сетями человека чтению, внимательности, творчеству и труду уже вряд ли получится даже у самого профессионального педагога и психолога.

Исследования ученых это подтверждают. Например, в Чикаго экспериментаторы установили, что дети, определенный период времени не пользовавшиеся планшетом, показывали лучшие результаты в учебе, чем те, кто пользовался устройством время от времени и, тем более, использовавшие Ipad постоянно.

Отчего-то вышеперечисленные люди от образования напрочь проигнорировали эти факты, как и вопросы патриотизма (столь популярную в нынешнее время), воспитания моральных качеств личности, установок на труд, честность, гражданственность, любовь к Родине, духовность и т. д. Они просто выдвинули императив и поставили перед фактом: будет так-то и так-то, развитие образования пойдет по данной траектории. Хочется пожелать создателям проекта завести себе тамагочи вместо детей и внуков, надеть на умные головы виртуальные шлемы-симуляторы и поэкспериментировать для начала в виртуальном пространстве.

А вы хотите такого будущего для своих детей?


ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Образование — качественное или злокачественное? 

За ученого трех неученых дают 

Образ страны в культуре, образовании, науке 

Бесконечный тупик ЕГЭ 



Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
2201
7861
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика