Рекомендации по развитию российско-китайских отношений

Рекомендации по развитию российско-китайских отношений

Перевод эксперта Центра Наталии Шишкиной

Как считают китайские ученые, на текущем этапе развития отношений между Россией и Китаем обе страны должны придерживаться независимости во внешней политике, развивать приграничное сотрудничество и рассмотреть вопрос региональной экономической интеграции. В сфере международного сотрудничества странам рекомендовано стремиться к более высокому уровню независимости и влияния в мировой политике и экономике, в региональной сфере –сотрудничать с Монголией и странами Средней Азии, а в сфере безопасности - формирование Азиатского форума по сотрудничеству в данной области и создание на её основе практических механизмов обеспечения безопасности.

С точки зрения китайских ученых, на текущем этапе развития российско-китайских отношений сторонам следует принять следующие рекомендации:

1. Политические отношения

Российско-китайские отношения должны развиваться всесторонне, основываясь на общих позициях и интересах. Различия могут быть допущены по отдельным вопросам.

Для укрепления основы российско-китайских отношений следует поддерживать долгосрочные намерения.

Отношения двух стран требуют стратегического управления, настойчивых усилий по развитию всестороннего сотрудничества. Не следует полагаться на поддержку отдельных проектов и иметь оппортунистический настрой - российско-китайские отношения должны быть стабильными и не изменяться под воздействием момента. Страны не должны руководствоваться сиюминутными выгодами, которые могут навредить общим интересам.

Россия и Китай должны придерживаться независимости во внешней политике, но, когда дело касается интересов другой стороны - проводить консультации, позволяющие избежать недоразумений и просчетов. Так, например, российская внешняя политика подвержена резким изменениям, что застает Китай врасплох и опускает его до уровня ведомого в двусторонних отношениях.

И у Китая, и у России есть некоторые сложные проблемы как во внутренней, так и во внешней политике. К ним особенно чувствительны и КНР, и Россия, и в их отношении следует проявлять осторожность. С позиций Китая к таким проблемам относятся Тайваньский вопрос, проблема Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей, вопросы Тибета и Далай-ламы и другие.

И Китай, и Россия стремятся к искоренению ультранационализма, противостоят ксенофобии и расовой дискриминации.

Правительства и правоохранительные органы двух стран должны тщательно следить за социальными спорами, соблюдением законов и предотвращением социальных конфликтов, которые могут повлиять на политические отношения между ними.

2. Экономическое сотрудничество

Российско-китайское экономическое сотрудничество должно исходить из решений стратегического характера. Россия и Китай в действительности должны рассматривать друг друга в качестве партнеров, с которым строятся долгосрочные, всесторонние, стратегические отношения. Это также сделает экономические взаимоотношения важным основанием для межгосударственных связей.

В двустороннем экономическом сотрудничестве следует проявить инициативу и активно продвигать осуществление крупных проектов, а не делать этого тогда, когда возникают трудности. Продвижение крупных проектов будет играть определенную роль в отношениях двух стран: позволит осуществить более глубокую экономическую интеграцию, изменит сложившуюся практику «горячего политического приветствия и холодного исполнения», простимулирует всесторонние взаимовыгодные связи и будет способствовать формированию единой экономической судьбы РФ и КНР. Это станет новым импульсом для развития российско-китайских отношений и новой основой их укрепления.

Ключевым моментом российско-китайских экономических отношений должно стать приграничное сотрудничество. В направлении развития территорий Дальнего Востока и Сибири страны должны добиться большого прогресса, отрегулировать разного рода отношения и идеологию, установить соответствующие политические, экономические и правовые гарантии, реализовать модель сотрудничества на основе потребностей обеих стран. России следует изменить оборонительный менталитет, вести честное сотрудничество с Китаем, развивать регион и обеспечить его процветание.

России и Китаю следует рассмотреть вопрос региональной экономической интеграции. Это естественное требование в рамках развития экономических взаимоотношений, предотвращения препятствий для осуществления торгово-экономических отношений на существующем уровне и ухудшения обстановки до ещё более пассивной. Обе страны могут уже сейчас рассмотреть вопрос о создании зоны свободной торговли и активно формировать взаимовыгодную модель отношений. В качестве эксперимента обе страны могут сотрудничать в проведении исследований и переговоров относительно формирования зоны свободной торговли между Россией и Китаем, а также Китаем и Таможенным Союзом.

Освоение Арктики также является важной областью российско-китайского сотрудничества. Широкие перспективы российско-китайское сотрудничество имеет в освоении ресурсов Арктики, защиты окружающей среды, научных исследованиях, создании транспортных водных путей. Китай надеется на то, что Россия поддержит более открытое сотрудничество в этой сфере.

Инвестиционный и деловой климат требует улучшения. При этом речь идет не о предоставлении особых льгот, а о соответствии нормальным условиям рынка. Для спокойствия инвесторов и гарантий их защиты требуется работа правоохранительных органов и пресечение нарушений закона.

Россия, как ожидается, внесет улучшения в существующую практику лицензирования трудовой деятельности. Существующая система во многом нерациональна, не способна удовлетворить требования инвесторов и производств, которые не имеют ничего общего с так называемой миграционной угрозой. Следует предоставить крупным инвесторам справедливое количество разрешений для работы, и сокращать либо полностью останавливать их действие по окончании проекта. Такие меры будут способствовать притоку инвестиций, и не могут привести к миграционной угрозе.

3. Международное сотрудничество

Основными задачами российско-китайского сотрудничества на международном уровне являются:

· расширение сотрудничества в области глобального управления;

· поддержание авторитета ООН в международных делах, что является одним из условий поддержки существующего мирового порядка, и важной гарантией защиты положения российско-китайских отношений в мировой политической системе;

· совместное содействие уравновешиванию структуры власти в мировой экономике и политике, формирование более разумных и справедливых экономического порядка и международных отношений, достижение ещё большего уровня независимости и еще большего влияния обеих стран в мировой политике и экономике. Китай и Россия должны в полной мере использовать инструменты для поддержания своей роли, в особенности в таких объединениях, как БРИКС, ШОС, G20, Совещанию по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА);

·  защита международного права, соблюдение основных принципов и норм, регулирующих государственные отношения;

·  повышение взаимной стратегической поддержки, защита международной стабильности и обеспечение собственной стратегической безопасности;

·  совместное противостояние появлению нового «железного занавеса» в международной политике и предотвращение попыток нового разделения мира.

4. Региональное сотрудничество

Сотрудничество между Китаем, Россией, Монголией и странами Средней Азии сделает этот регион единым геополитическим и геоэкономическим пространством. В рамках данного сотрудничества можно достичь важных стратегических эффектов. Во-первых, гарантируется геостратегическая безопасность Китая и России, предупреждаются ускользающие из российско-китайских отношений проблемы «мягкого подбрюшья». Во-вторых, это позволит сформировать стратегические рамки существующего сотрудничества в регионе. В-третьих, способствует разработке региональных крупных проектов, в том числе транспортных, информационных, инфраструктурных и других. В-четвертых, такое сотрудничество будет способствовать экономическому развитию и стабилизации региона.

Координация и сотрудничество экономического пояса Великого шелкового пути, ЕврАзЭС, ШОС, ОДКБ необходимы для того, чтобы ЕврАзЭС не превратился в замкнутую систему, изолированную от Китая с помощью различных тарифных и нетарифных барьеров.

Требуется формирование механизмов сотрудничества и координации экономического пояса Великого шелкового пути и ЕврАзЭС. Экономический пояс Великого шелкового пути является одной из важнейших стратегий новой китайской дипломатии, которая преследует долгосрочные дипломатические цели КНР. Китай ожидает поддержки и активного участия России в этом проекте.

5. Сотрудничество в сфере безопасности

В Азиатско-Тихоокеанском регионе Китай и Россия могут использовать СВМДА как площадку для формирования Азиатского форума по сотрудничеству в области безопасности, вплоть до создания на её основе практических механизмов обеспечения безопасности и продвижения строительства системы безопасности в азиатском регионе.

В Средней Азии и Южной Азии в качестве площадки по формированию системы безопасности может выступать ШОС.

Рост экстремизма становится серьезной угрозой во всем мире, и непременно будет наблюдаться в Китае, России и Средней Азии. Китай и Россия идут по пути разделения ответственности со странами ШОС для предотвращения объединения экстремистов Ближнего Востока, Западной Азии, Средней Азии, Южной Азии и сдерживания роста экстремистских сил на пространстве организации.

Россия и Китай должны принимать во внимание формирование объединений в Афганистане, содействовать политическому мирному урегулированию афганского вопроса и разрабатывать эффективные меры реагирования на изменения обстановки в этой стране.



Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
3213
11462
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика