Скрытые угрозы российской государственности

Скрытые угрозы российской государственности

В современном мире всё большую актуальность приобретают несиловые методы ведения межгосударственной борьбы, манипуляции массовым сознанием, применение «мягкой силы». Возникают такие угрозы и опасности, которые способны подорвать не только государство, но и страну, цивилизацию в целом.

Всех угроз разного уровня очень много, потому целесообразно рассмотреть критические угрозы, способные породить лавинообразные цепные процессы распада, ряд которых можно наблюдать в современной России.

Первой угрозой является деградация и распад народа как целого. Народ, как единое целое, существует благодаря связям между людьми, которые формировались и развивались многими поколениями. Изучение этих связей дает возможность изобрести механизм влияния на них, в том числе с целью ослабления, преобразования и разрыва. Главная угроза на сегодняшний день – это разобщенность народа как субъекта истории страны. Разрыхление народа лишает его общей исторической памяти, единых разума и воли, что порождает кризис других систем. Разобщение обеспечивается экономическими и информационно-психологическими методами.

Вторая по счету угроза – снижение цивилизационного статуса России. В Новое время сложилась иерархия статусов стран и культур. Россия заняла свое место благодаря тому, что давала свои ответы на вопросы бытия.

Несмотря на высокую степень напряжения и недоверия, Россию как цивилизацию ценили и уважали, что давало российскому народу духовное основание, цель для развития и жизни как носителя великих культурных ценностей и стране – вес на международной арене.

Но в 1990-е годы статус России как самобытной цивилизации был поставлен под сомнение. До сих пор звучат призывы по «возвращению России в лоно мировой цивилизации», создается представление, что Россия свернула с пути истинного либо и вовсе не была цивилизацией, а неким варварством, что нагнетает внутренний кризис. Принятие политической элитой такого представления лишает Россию прежнего международного статуса,  народ России – цели существования.

Активное обсуждение проблем межнациональных отношений на самом высоком уровне говорит об озабоченности третьей угрозой для России – распадом межнациональных отношений. Россия – уникальная страна, создавшая особый тип сосуществования разных народностей внутри одной системы, империю неколониального и ненасильственного, что принципиально отличается от западных стран, типа. С 1980-х годов стали одновременно вызревать и развиваться этноцентричность нерусских народов России и русский этнонационализм. И то, и другое ведет к архаизации народов и разделению страны. Конфликтогенный фон создают этнические миграции из стран постсоветского пространства.

Четвертая угроза – деградация культуры рационального мышления. Для того, чтобы справляться с задачами и вызовами времени, требуется, чтобы сознание общества и его элиты было не хаотичным, несвязанным и реактивным, а рациональным, логичным, превентивным. Для этого нужно владеть инструментами рационального мышления – адекватным реальности языком, навыками логических умозаключений, «духом расчетливости», навыками рефлексии и  проектирования. В ходе тяжелого длительного кризиса эти навыки были повреждены, а культура мышления – утрачена, что наблюдается на государственном уровне.

Тяжелый урон по населению России был нанесен и в сфере здоровья и культурного уровня. Растет заболеваемость социально значимыми болезнями, психическими заболеваниями. Качество медицины и образования стремительно снижается, и последние реформы только усугубляют ситуацию, создавая из школ, науки и больниц прибыльный бизнес по оказанию услуг.

Особенно опасной тенденцией становится выпадение детей и подростков из поля зрения государства как совершенно особенного объекта политики, стратегического и невосполнимого достояния России.

Утрата такого механизма передачи национальной культуры, как школа и наука, может стать роковой для России. Главная задача школы – не просто обучить техническим навыкам, но воспитать, передать будущему поколению неявные знание и нравственные устои, принятые в народе и накопленные за века его существования. Нарушены принципиально важные связи между школой и семьей ученика, между учеником и учителем, учителем и родителем, в конечном итоге – между школой и обществом. В таких условиях возобновили разговоры о возвращении воспитательной функции школы, но в свете последних реформ у учителей и родителей эти намерения властей не вызывают доверия.

С помощью попыток создания рынка и извлечения прибыли из всего и вся подрываются нормы человеческих отношений, распространяется невежество, искореняется способность населения к самоорганизации, что создает превосходные условия для манипуляции массовым сознанием и смены культурного кода. Фактически это ведет к потере духовной и цивилизационной независимости, ассимиляции по типу плавильного котла.

В войнах цивилизаций одно из главных видов оружия – «экспорт потребностей».

С 1990-х годов продолжается укоренение западных потребностей, неадекватных хозяйственным возможностям страны, что становится препятствием для восстановления и модернизации. Несоответствие возможностей и потребностей провоцирует психологический кризис в обществе и девиантное поведение. Имплантируемая система потребностей заложила основание для глубокого раскола общества и торможения его развития.

Ещё одна угроза – несоответствие качества власти и управления необходимому уровню. За 1990-е годы на высокие посты пришли люди, не имеющие представления о системах, которыми они должны руководить, не желающие развивать свое знание и понимание этих систем в связи с постоянными кадровыми перестановками. Из всех социальных групп именно у состава высшего эшелона управления поражение рационального мышления сопровождается резким отрывом от здравого смысла. Свой вклад в деградацию системы управления вносит коррупция.

Кризис легитимности власти и угроза «оранжевых» переворотов перешли в латентное состояние в связи с последними событиями на Украине. С приходом В.В.Путина кризис легитимности был смягчен, последние выступления российского руководства обеспечили высокий рейтинг и доверие президенту, экстраполируемый и на партию власти. Однако иллюзия силы, суверенности и благополучия России, которую активно стараются привить с помощью СМИ, может легко рухнуть при столкновении с реальной картиной, и тогда хрупкое доверие к высшему руководству страны будет подорвано. А нелигимную власть можно измотать непрерывными политическими провокациями и спектаклями, что столкнет страну в новый период хаоса.

Угроза оттока ресурсов, необходимых для собственного воспроизводства, возникает из-за планомерного раскрытия России внешнему рынку. Исторически экономика России формировалась и развивалась не по законам рыночной экономики, а по типу «семейного хозяйства». В семье ресурсы и усилия не продаются и покупаются, а складываются. Внешняя торговля должна исходить из принципа максимизации выгоды целого, страны, а не отдельных компаний и лиц. Принятие норм ВТО ведет к утрате ряда системообразующих отраслей производства и направлений научно-технической деятельности, оттоку ресурсов, капитала, ценных кадров из России.

Деградация производственной системы и систем жизнеобеспечения – ещё одна угроза российской государственности. Средства, вкладываемые в восстановление производства, несоизмеримы с масштабами его развала. Сохранение экспортно-сырьевой ориентации экономики, отсутствие координации хозяйственной деятельности, должной обеспечить экономическую целостность страны, ведет только к деградации производства, не относящейся к нефтегазовой отрасли. Такой же коррозии подвергается и система жизнеобеспечения. Разница только в том, что при остановке производства возможно протянуть какое-то время за счет газа и нефти, а при отказе систем ЖКХ в первую же зиму произойдут тяжелые потери.

Последняя из ключевых угроз – ликвидации русской армии. С 1991 года предпринимаются попытки превратить армию в «силовую структуру», защитника Отечества – в сотрудника охранного предприятия, наемника по образцу западных армий, что наносит удар по сложившемуся восприятию и отношению к воину и войне, а это способно привести к пересмотру и всех тех ценностей, которые лежат в смежных областях. Потеря национальной армии может привести к мультипликационному эффекту распада многих культурных норм.

Все 12 угроз взаимосвязаны, представляют собой сетевую структуру, на которой произрастают более частные угрозы. Они составляют ядро, основу «карты угроз», составление которой является необходимым и важным условием для систематизации нагромождения рисков и выработки таких решений и программ, которые направлены на корень проблемы, а не следствие. Однако долгое отсутствие функции распознавания угроз, утрата инструментов рефлексии, необходимых для анализа накопленного исторического опыта, и способности предвидеть риски и опасности до их возникновения создают очень тяжелую ситуацию в сфере противодействия скрытым угрозам и рискам разрушения российской государственности. Однако нельзя не отметить демонстрируемое намерение высших должностных лиц противодействовать этим рискам и угрозам, хотя практические действия часто так и остаются несвязанными и хаотичными, реактивными. Если не будет принята комплексная система мер, то можно только отсрочить, а не избежать превращения этих угроз в реальность.

Материал подготовлен экспертом Центра научной политической мысли и идеологии Наталией Шишкиной на основе монографии "Национальная идея России", том 3, гл.5.


Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
329
797
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика