СМИ в сельском социуме: конфликт гуманизма и насилия

СМИ в сельском социуме: конфликт гуманизма и насилия

В ценностной сфере мотиваций населения социологи устойчиво фиксируют многолетнюю деградационную динамику. Причин этому много, из них важнейшая прямой конституционный запрет на общегосударственную идеологию. Ценностный и мировоззренческий вакуум заполняется идейными суррогатами и симулякрами, политтехнологическими конъюктурными манипуляциями.

И особо в этом отношении уязвим сельский социум. По результатам последней переписи 2010 года число сельских жителей сократилось более чем на 1 млн 190 тыс, — и составляет 26% численности жителей РФ. Бедность, проблема оттока молодежи из деревень, отсутствия работы и перспектив — это не решенные проблемы государственной политики. Так чем живет село, как реагирует на идейно-ценностные потрясения в стране, есть ли здоровый потенциал сопротивления духовной заразе — эти вопросы рассматриваются в интереснейшем многолетнем социологическом исследовании под руководством Г.Г.Силласте, результаты которого были представлены в приведенном ниже докладе автора на VII Международных Лихачевских научных чтениях, состоявшихся в 2007 году в Санкт-Петербурге.

Сельский социум — сравнительно более консервативная, уязвимая и инерционная среда, и с 2007 года описанные тенденции не просто актуальны, а ещё более обострились.

Галина Георгиевна Силласте — заведующая кафедрой социологии Финансовой академии при Правительстве РФ, эксперт Комитета по социальной политике Совета Федерации Федерального собрания РФ, президент Международной ассоциации «Женщины и развитие», председатель Московского отделения Российской социологической ассоциации (РоСА), доктор философских наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ (Москва)


СЮЖЕТ 1. СЛОМ ИДЕОЛОГИЙ НА СЛОМЕ ЭПОХ

Опыт истории учит, что глубинные преобразования в социально-экономическом и политическом строе любой страны всегда связаны с острой идейной борьбой, со сменой идеологий, господствующих или широко распространенных в обществе. Россия не является исключением из общего правила. В условиях постсоветского режима коммунистическая идеология перестала быть господствующей, и образовалась «духовная пустота». Различные религии, и прежде всего православие, попытались заполнить ее при поддержке властей. Православная церковь, официально не претендуя на роль носителя государственной идеологии, тем не менее заняла прочные позиции в обществе в целом, во всей системе образования и даже в армии в частности.

Но церковь далеко не единственный претендент на духовное руководство российским обществом. Идет открытая и скрытая идейная борьба между самыми различными мировоззренческими и политическими системами: от коммунистической до правого буржуазного либерализма и крайних националистических взглядов. Основной объект острой политической и идейной борьбы — молодежь, и в частности — сельская молодежь, наиболее податливая внешним влияниям. Вопросы идейной борьбы за сознание сельской молодежи нашли широкое освещение в масштабном социологическом исследовании села и сельской школы, которым автор руководил на протяжении нескольких последних лет.

Итоги этого исследовательского проекта подведены в двух монографиях («Сельская школа и село России в начале ХХI века (социологический анализ)» и «Сельская молодежь в лабиринтах средств массовой информации») общим объемом 47 печатных листов. Материалы исследования и являются эмпирической базой настоящего сообщения.


СЮЖЕТ 2. СЕМЬЯ КАК БАЗОВАЯ АУДИТОРИЯ СМИ НА СЕЛЕ

По данным социологических исследований, сельскую семью сегодня больше всего тревожат бедность, обнищание большинства населения (76%); рост безработицы (47%), резкое расслоение на богатых и бедных (39%), несправедливое распределение доходов и кризис в экономике (33%), плохое состояние промышленности и сельского хозяйства (29%), рост наркомании (32%) а также кризис морали, культуры, нравственности (16%). Эти данные незначительно меняются на протяжении длительного периода и рисуют картину социального кризиса на селе.

Семья в условиях приватизации госсобственности, резкого обнищания населения и агрессивной идеологии культа денег не смогла устоять перед агрессивным прессингом таких тяжелых асоциальных явлений, как алкоголизм, переросший в процесс массовой алкоголизации села (распространение пьянства в сельских семьях отмечают от 93 до 97% опрошенных учителей, родителей учащихся сельских школ и самих школьников); наркотизации молодежи, девальвации ее духовных ценностей и ориентиров, эрозии исконных морально-нравственных ценностей. Поколенческий характер сельской семьи проявляется в резком уменьшении (на 20% по равнению с 1939 г.) доли самого молодого поколения (моложе трудоспособного) в составе сельского населения. Вместе с тем сельская семья сохраняет свою патриархальность, хотя и в более либеральной, чем раньше форме. По своим взглядам сельская семья умеренно консервативна. Любые новшества в экономике, политике и культуре она встречает настороженно, с опаской. В то же время социально, психологически и нравственно сельская семья более устойчива, чем городская. Я бы сказала, что она духовно сплоченнее, чем городская.

Вместе с тем доля занятого сельского населения с высшим образованием сократилась и составила только 7%, что в 2,5 раза меньше, чем в городах. Соотношение мужчин и женщин, занятых в сельском хозяйстве, — 13,3% к 6,9% в пользу мужчин. Село катастрофически стареет. Из 39,5 млн человек, проживающих в сельской местности, лишь 9,4 млн человек в возрасте моложе трудоспособного. 76,5% всего бедного населения России составляют сельские семьи. До 40% мигрантов в сельской местности — это молодежь в возрасте до 30 лет. Ухудшение социального положения сельского населения порождает его социальную иммобильность, то есть низкую способность к социальным перемещениям и действиям.


СЮЖЕТ 3. СМИ В СЕЛЬСКОМ СОЦИУМЕ

Телевизионный эфир — конфликт ценностей как конфликт мировоззрений. Широко распространена точка зрения, согласно которой российская деревня, по сравнению с городом (и особенно — с мегаполисами Москвой и Петербургом), обделена информацией и средствами ее распространения. В какой-то мере (хотя и выборочно) с такой точкой зрения можно согласиться. Да, российская деревня ограничена в своих возможностях приобретения книг, брошюр, газет, журналов. Почти в 30% сельских семей вообще не выписывают газет и журналов, и главным образом — из-за отсутствия денег, а 12,4% селян считают, что газеты и журналы можно прочесть и в библиотеке, а не тратить деньги на подписку.

Вместе с тем на селе действует достаточно развитая информационная система, в которой, бесспорно, лидирующее место занимает телевидение. Несмотря на сокращение его охвата сельской местности к 2005 году, последний, тем не менее, составляет 86,7%. Это не значит, что сельские жители, в том числе молодежь, не слушают радио, не читают газет и журналов, особенно местных. И слушают, и читают, и имеют свое мнение по вопросам международной и внутренней политики.

Что является главным в деятельности СМИ и в первую очередь телевидения? Содержание передач, их идейная направленность, методы и формы подачи материалов. В обществе в последнее время идет острая борьба по вопросам свободы слова, информации, независимости СМИ.

Споры спорами, а официальные органы при поддержке бизнеса проделали огромную работу по унификации информации. Сейчас, желая ознакомиться с последними событиями, достаточно посмотреть одну передачу какого-либо московского телеканала. Можно без труда выделить направления телепропаганды, постоянно занимающие господствующие позиции в телевизионном эфире. Это проблемы обогащения, власти денег и насилия, наживы, не щадящей ближнего, попрания человеческого и, прежде всего, женского достоинства. Говоря кратко, в основе деятельности СМИ лежит вечный и неразрешимый конфликт гуманизма и насилия. Как воспринимает информацию СМИ молодежь? Если кратко, то с трудом преодолевая конфликт ценностей.

Вектор конфликта ценностей: СМИ и формирование жизненных планов сельских учащихся. Судя по оценкам общественного мнения сельской учащейся молодежи, помощь телепередач в определении жизненных планов сельской молодежи небольшая. Всего от 10 до 37% опрошенных дали высокую оценку содействию телевидения в их самоопределении и выборе жизненных планов.

36–37% опрошенных положительно оценивают участие телевидения в освещении таких волнующих молодежь вопросов, как поступление в вуз и приобретение профессии; возможности сделать карьеру в профессиональной сфере, создание семьи и воспитание детей. Удовлетворяют юношеское тщеславие телепередачи, отвечающие на вопросы о том, как «открыть собственное дело» и «стать знаменитым». Высокую оценку роли СМИ о возможностях реализации таких планов дают 31–34% учащихся. Похоже, телевидение реализует свои интересы, а молодежная аудитория села остается со своими в значительной мере неудовлетворенными информационными запросами.

За что сельская молодежь критикует телепередачи? Выделю четыре группы интенсивности критики телеинформации:

— за недостаточное освещение социально-профессиональных проблем жизнеустройства молодежи. От 16 до 19% сельской молодежи считают, что телепередачи «не оказывают никакой помощи» в ответах на вопросы о том, как поступить в вуз и получить профессию, создать свою семью, сделать карьеру, открыть свое дело, стать знаменитым;

— миграционные проблемы. 22–28% респондентов недовольны отсутствием телеинформации о возможностях трудоустройства и переезда в город, отъезда на работу за рубеж. Иначе говоря, речь идет о возможностях выезда молодежи из села;

— 28–37% опрошенных критикуют телевидение из-за отсутствия информации о сельской жизни (как построить свой дом и остаться жить на селе, создать фермерское хозяйство и т. п.);

— 35% молодых людей неудовлетворены телеинформацией по вопросу о том, «как стать политиком».


СЮЖЕТ 4. ДЕНЬГИ, ДЕНЬГИ, ВСЮДУ ДЕНЬГИ: КОНФЛИКТ ЦЕННОСТЕЙ МАТЕРИАЛЬНЫХ И ДУХОВНЫХ

Исследование вскрыло критическое отношение сельской телеаудитории к коммерциализации информационных, образовательных услуг, в целом — услуг духовной сферы. В условиях форсированного перехода к рыночной экономике в 1990-е годы культ денег стал практически общегосударственной идеологией. СМИ в этой разрушительной эрозии сознания и нравственных установок личности стали играть решающую роль, навязывая новые индивидуалистические стандарты поведения и отношений между людьми.

Ориентация СМИ и особенно телевидения на пропаганду «больших ожиданий» от быстрого обогащения, наживы, «красивой жизни» и ее новых золотых стандартов затронула не только взрослое население российского общества, но особенно «полоснула» по неустойчивому сознанию молодежи. Деньги стали мерой не только экономической, но и нравственной свободы. Влияние такой переориентации негативно отразилось на жизненных ценностях, планах, путях достижения успеха и самореализации молодой личности, ее нравственных устоях.

В условиях почти 15-летнего перехода к рыночным отношениям в сознании молодежи, в том числе сельской, происходили сложные процессы переоценки жизненных ценностей семьи, родителей и формирование собственных взглядов о том, что очень важно и что менее ценно для жизненного продвижения. Деньги в этом ряду ценностей телепрограммы занимают одно из первых мест.

Для большинства сельской учащейся молодежи ценность денег и богатства стала выше веры в идеалы (91,4% против 69,6%). Причем, если считают ценность денег и богатства «очень высокой» 40% учащихся, то вера в идеалы высоко оценивается в 2 раза реже (21,3%). Для каждого четвертого сельского школьника (25,6% респондентов) вера в идеалы вообще не имеет никакой ценности, чего не скажешь о деньгах и богатстве, в которых никакой ценности не видят 5–6% респондентов. Такие взгляды прививают отечественные СМИ, информационная политика которых, прославляя наживу, обогащение, практически самоустранилась от формирования у молодых телезрителей эстетических вкусов и нравственных идеалов. На этом фоне преобладающее большинство респондентов (62%) считают, что именно телевидение наиболее активно распространяет «идеологию» силы денег, их «культа», учит добиваться своей цели любыми методами и средствами (46,3%), поддерживают стремление к обогащению и наживе (33%), восхваляют бандитов и преступные авторитеты (30,5%), облагораживают корысть (19%). Не более чем «проблески» идей честности и правдивости, доверия к людям отмечают в телепередачах лишь 24–25% сельских старшеклассников.

Передачи — пропагандисты корысти, денег и богатства как высшей жизненной ценности — ведутся в наиболее легко усваиваемом молодежной аудиторией жанре «развлекательно-завлекательных» программ. Среди них особое место по массовости молодежной аудитории занимают программы: «Кто хочет стать миллионером» (с М.Галкиным) и «Поле чудес» (с Л.Якубовичем). Эти передачи построены в жанре приключений и поиска острых ощущений на основе внушения стереотипа: «героем может быть каждый из вас», и «в этом все равны». Независимо от того, что молодой телезритель не является «кинодивой» или «телезвездой» или популярным телеведущим, — «все в равных условиях, все по-справедливости: выигрывает сильнейший и авторитетный лидер». Этот лейтмотив особенно импонирует молодежным и подростковым аудиториям. Ведущая, «денежная» идея в этих передачах скрыта. Но именно материальный стимул (премия «победителю» — «последнему герою») ведет к преодолению участниками этих экзотических передач мучений и испытаний. Социально-психологические механизмы этих программ — внушение и подражание — работают эффективно.

Социологический анализ показывает, что телепропаганда дает свои плоды. Ведущая психологическая реакция — «желание иметь много денег» (особенно у юношей (50,1%) и для этого «не останавливаться перед средствами в достижении своих целей» (но к такому выводу более восприимчивы девушки — 44% против 37,4% среди ребят). Цель — «карьера и обогащение». Именно так реагируют на эти телепередачи почти 38% респондентов, причем, среди девушек такая реакция более распространена, чем среди юношей (39,5% против 35,1%).

В целом к телепередачам, в которых превозносится сила денег, у 13% сельских учащихся отношение позитивное. Однако негативно к этому относятся в 3 раза больше сельских школьников (почти 46%). Если учесть, что среди сельских жителей за чертой бедности живет 61,6% населения, что средняя заработная плата в сельском хозяйстве составляет менее 2 тыс. рублей (или всего 35% от среднероссийского уровня), то понятны и мотивы отношения к пропаганде культа денег и к их обладателям. А отношение это конфликтогенное.

Многие телевизионные передачи, демонстрирующие раздел общества на бедных и богатых, порождают у молодежной телеаудитории, с одной стороны, зависть к благополучным и обеспеченным (причем у юношей несколько больше, чем среди девушек). С другой — уважение к богатству (в большинстве случаев — у юношей), «восхищение богатыми», одновременно поляризует учащихся в их подходах к пропаганде силы денег. В большинстве случаев (у 66%) «телеиспытание богатством» порождает среди сельской молодежи чувства обиды за несправедливость и ненависти к ней. Но в то же время формирует (если не сказать — уже сформировало) у каждого четвертого (23–25% опрошенных) ориентацию на силу денег, уверенность в том, что именно богатство и деньги важнее всего в достижении успеха в жизни.


СЮЖЕТ 5. КАК ВЛИЯЮТ СМИ НА ОТНОШЕНИЕ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ К ТРУДУ?

Влияние передач радио и телевидения на трудовые ориентации молодежи, по признанию большинства сельских учащихся (40,5%), большое, независимо от гендерной группы (признака пола). Получается, что передачи, превозносящие силу денег, обладают для определенной части учащейся молодежи обратным эффектом «трудовой стимуляции».

Вместе с тем 18,2% учащихся отрицают всякое воздействие СМИ на их стремление зарабатывать «собственным трудом». Иначе говоря, имея устойчивую трудовую ориентацию, эта группа сельских школьников не ставит в зависимость от воздействия СМИ свои жизненные установки в сфере труда. Следует отметить, что потребительская ориентация в трудовой сфере — «не работать и не учиться, но иметь все, что хочется» — не типична для сельских школьников (6,5%). Абсолютное же большинство учащихся (86,6%) придерживаются нравственных трудовых установок и ориентаций: «много работать и хорошо зарабатывать» (почти 46%), «иметь интересную работу, любимую профессию независимо от заработка» (34,3%) или «небольшой, но твердый заработок» (таких немного — 6,4%). Можно прийти к выводу, что значение труда как социальной и нравственной ценности среди сельской учащейся молодежи не девальвировано. А это создает хорошие предпосылки для закрепления в молодежном сознании нравственных ценностей трудового поведения.


СЮЖЕТ 6. ЕСТЬ ЛИ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА ГУМАНИЗМА И НАСИЛИЯ КАК ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В МОЛОДЕЖНОЙ АУДИТОРИИ И В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СМИ?

В рамках недавно принятой правительством Стратегии молодежной политики РФ для вовлечения молодежи в общественную жизнь предусмотрен, в частности, проект «Российская молодежная информационная сеть — „Новый взгляд“».

Его основными целями являются:

1) вовлечение молодежи в процессы поиска, создания, применения, распространения и популяризации актуальной информации и ценностей, необходимых для активной жизни;

2) развитие положительного отношения молодежи к позитивным ценностям российского общества;

3) продвижение образа положительного успешного молодого россиянина. Для этого, в частности, планируется развивать информационно-консалтинговую помощь молодежи, молодежные проекты и программы; расширять участие в международных информационных молодежных проектах, направленных на взаимное проникновение ценностей российской и мировой культуры и др.

Разумные планы. Вопрос заключается в главном: как и когда удастся их реализовать? На мой взгляд, воплощение их в жизнь требует подъема реального сектора национальной экономики, укрепления мощи государства, воспитания чувства национального достоинства и гордости за свою страну. Участие в решении этих задач должно стать своего рода «Аз, Буки, Веди» в работе российских СМИ с сельской молодежью.

Г.Г.Силласте 

Источник


ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

Почему неприемлем нынешний облик страны?

Нравственность российского общества и факторы влияния (интернет, телевидение)

Внутренняя миграция: актуальные проблемы

Как остановить дегуманизацию российской молодежи?

Духовность и демография: природа сологенеза

Концепция безопасности для детей

Ценности и психологическое состояние современного российского общества

Социально-экономическое неравенство: состояние и пути преодоления

Российский демографический кризис: от диагностики к преодолению

Молодежь как будущее России в категориях войны

Размышления о детабуизации нравов

Идеология как фактор государственной успешности: сравнительный, исторический, страновый анализ

Цели и ценности в государственном управлении



Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
587
1994
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика