Современный католический экуменизм

Современный католический экуменизм

Автор Антон Николаевич Данненберг — кандидат исторических наук, докторант, доцент кафедры государственно-конфессиональных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Опубликовано в научном и общественно-политическом журнале «Миссия Конфессий» № 7 2015 г.


Католическая церковь сегодня признает себя единственным истинно христианским сообществом (народом Божьим), «столпом и утверждением истины» (1 Тим 3, 15) [1], единственным истинным мистическим «телом Христа», в котором присутствует вся полнота божественного откровения. Данная богословская максима определяет воззрение католицизма на все религиозное пространство, позволяя постулировать экуменические устремления.

В силу своего учения, как отмечал А. де Любак, «Церковь обнаруживает не только стремление, но и способность собрать всех»[2]. II Ватиканский Собор постановил, что «под „экуменическим движением“ подразумеваются все дела и начинания, которые возникают в зависимости от различных потребностей Церкви и возможностей, предоставляемых данной эпохой, и стремятся содействовать христианскому единству»[3]. При этом Конгрегация доктрины веры поясняет, что «экуменизм имеет не только институциональный характер… но является так же задачей каждого верующего, прежде всего посредством молитвы, покаяния, изучения и сотрудничества. Везде и всегда, каждый католик имеет право и обязанность свидетельствовать и провозглашать свою веру»[4].

Разумеется, Католическая церковь проводит четкое различие между межрелигиозным диалогом и христианским экуменизмом. Довольно ясно это понимание зафиксировано в документе 1993 г. «Экуменическое воспитание», подготовленном совместной рабочей группой представителей Римско-католической Церкви и Всемирного Совета Церквей. В нем, в частности, отмечалось: «…должно быть ясно и то, что межрелигиозный диалог — с другими мировыми религиями, такими как ислам, буддизм индуизм и т. д. — преследует иные цели, отличные от тех, достижение которых предполагается в экуменическом диалоге между христианами. Уделяя серьезное внимание этой важной деятельности, христиане должны проводить четкое различие между нею и экуменическим диалогом»[5].

М.В.Груздев указывал на социально-политический аспект экуменической деятельности, уточняя, что экуменизм — это «Папский проект создания такой надгосударственной формы общности людей, как „единая цивилизация людей“, которая, по замыслу Иоанна Павла II, должна преодолеть разобщенность государств и содействовать установлению прочного мира на земле…»[6].

Важным инструментом экуменизма, с точки зрения Католической церкви, является семья. Как отмечал Иоанн Павел II, «Браки между католиками и крещеными других христианских вероисповеданий, уже благодаря своему особенному облику, содержат много элементов, которые следовало бы ценить и развивать, как в силу их внутренней ценности, так и по причине вклада, который они способны внести в экуменическое движение»[7].

Следует отметить, что экуменическая деятельность Католической церкви вызывает сегодня множество вопросов, связанных, в первую очередь, с проблемой прозелитизма.

Так, как отмечал еще в 1991 г. А.А.Красиков, «практика, однако, показывает, что эта рука дружбы превращается подчас в указующий перст миссионера, единственной реальной целью которого является прозелитизм, обращение возможно большего числа людей в католичество, подчинение их верховной власти понтифика»[8].

Подчеркнем, что данная проблема крайне актуальна и в диалоге между Католической церковью и Русской Православной Церковью[9].

Таким образом, говоря о современной Католической церкви, мы можем сделать вывод о том, что она рассматривает себя в качестве единственной христианской церкви, обладающей всей полнотой истины. В качестве своей основной задачи она видит распространение христианства по всему миру под властью папы римского, путем введения всех людей в лоно Католической церкви. Несмотря на решения II Ватиканского Собора, к началу 2000 г. консервативная часть высшего духовенства (во главе с кардиналом Й.Ратцингером) сумела вернуть Церкви ее «эксклюзивный» статус, фактически отказавшись от равного диалога с другими ветвями христианства (Й.Ратцингер: «Мы переоценили собственные возможности, веря, что богословский диалог может рано или поздно привести к единству веры»[10]).

О смене стратегии Ватикана в данном направлении свидетельствует и то, (по нашему мнению, уже можно определить это именно как своего рода новую стратегию), что папа Франциск определил термином «экуменизм крови»[11]. Речь идет об активизации Ватикана на поприще борьбы за права верующих, в первую очередь, христиан. По мысли Ватикана, эта защита будет способствовать переходу «гонимых» в лоно Католической церкви. Кроме этого нынешний понтифик всячески демонстрирует открытость и дружественность католицизма. Таким образом, «став активным участником Экуменического диалога, сделав значительный шаг в сторону конфессиональной толерантности, РКЦ все же ставит себя над своими собеседниками в экуменическом диалоге, а не рядом с ними»[12], а свою экуменическую деятельность Католическая церковь связывает «с собственными миссионерскими установками»[13].

Источник


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Догматическая Конституция о Церкви (Lumen gentium) // Документы II Ватиканского Собора. 3-е изд. Паолине. 2004. С. 81.

[2] Де Любак А. Католичество. Социальные аспекты догмата. Mimep Docete — Pessano. 1992. С. 33.

[3] Декрет об экуменизме (Unitatis Redintegratio) // Документы II Ватиканского Собора. 3-е изд. Паолине. 2004. С. 175.

[4] Doctrinal Note on Some Aspects of Evangelization Congregation for the Doctrine of the Faith. 2007 — http://w2.vatican.va/

[5] Экуменическое воспитание. Совместная рабочая группа представителей Римско-католической Церкви и Всемирного Совета Церквей //Экуменическое движение. Антология ключевых текстов. М. Библейско-богословский институт св. апостола Андрея. 2002. С. 526.

[6] Груздев В.М. Социально-философские основы католической концепции войны и мира. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. М. РАГС при Президенте РФ. 2001. С. 101.

[7] Апостольское Обращение Familiaris Consortio Его Святейшества Иоанна Павла II епископам, священникам и верующим всей Католической Церкви о задачах христианской семьи в современном мире. 22 ноября 1981 года (http://www.worldcongress.pl).

[8] Красиков А.А. Ватикан: история и современность. М. Знание. 1991. С. 63.

[9] Католическая церковь рассматривает себя как «матерь» всех церквей, но не «сестрой», о чем давала свои пояснения Конгрегация доктрины веры — Note on the expression «Sister Churches». Congregation for the Doctrine of the Faith. 2000 — http://w2.vatican.va/. О планетарных притязаниях Католической церкви см.: Никифорова М. Е. Планетарное католичество: Ватикан и глобализация. М.: Либроком, 2010.

[10] Знаки единства Церкви в трудах Й.Ратцингера. С. 32. // Католическое наследие — http://www.catholics.ru/

[11] Ecumenism of blood unites us — http://www.catholicherald.co.uk/

[12] Радецкая А.В. Экуменизм и антиэкуменизм в современном православии. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Санкт-Петербург. 2011. С. 17.

[13] Манзюк В.И. Генезис католической модели экуменизма // Научные ведомости. Серия Философия. Социология. Право. 2010. No 14 (85). Вып. 13. С. 256.


ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

Встреча Папы и Патриарха. Будущая Россия и религия — I

Встреча Папы и Патриарха. Будущая Россия и религия — II

Технологии «мягкой силы» ордена иезуитов на славянских землях

Гаванское послание миру: православные и католики против секулярного миропорядка

Историческая встреча патриарха Кирилла с папой Римским Франциском

Об итоговой декларации встречи папы Франциска и патриарха Кирилла

Сатанисты и антихристы киевского евромайдана

Между Христом и бешенством. Размышления на Страстной Седмице

Мольба растерзанной Галицкой Руси к современной Украине



Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
2016
5927
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика