Тенденции весенней сессии парламента

Тенденции весенней сессии парламента

Эксперт Центра научной политической мысли и идеологии, к.ю.н., Александр Гаганов

В прессе подводятся итоги весенней сессии Государственной Думы (http://itar-tass.com/politika/1307286), перечисляются резонансные законопроекты, рассмотренные парламентом (http://www.rosinform.ru/2014/07/04/vesennyaya-sessiya-gosdumy-2014-itogi/). В частности, отмечается огромный поток принимаемых законов и высокая скорость их рассмотрения. Дума шестого созыва критикуется за это уже с прошлогодней весенней сессии.

Взглянем на цифры. За весеннюю сессию этого года в Госдуму было внесено 922 проекта законов, принято 295 закона, подписано Президентом 210 федеральных законов, законы с последнего заседания верхней палаты еще не подписаны. Для сравнения: за весеннюю сессию прошлого года было внесено 936 проекта, принято Думой 261 закона, подписано Президентом 255 закона; за осеннюю сессию 2013 года внесено 577 проектов, принято 194, подписано 193 закона. Осенняя сессия менее продолжительна, чем весенняя, и общее количество законопроектов меньше. Депутаты пятого созыва за весенние сессии имели дело с порядка 700 вносимыми законопроектами и принимали до 267 законов.


График 1. Работа с проектами законов в Государственной Думе в весенние сессии (2005 – 2014 гг.)

Из графика видно, что в 2013 и 2014 годах существенно возросло (примерно на четверть) количество законопроектов, которые вносятся в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы. Количество принятых Думой законов тоже выросло, в пределах 10 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Из 922 проектов, которые были внесены в Государственную Думу с января этого года, не более 170 были предложены Президентом и Правительством РФ. Несмотря на то, что с 2010 года законотворческая активность Правительства растет, все же порядка 80 % проектов в этом году были внесены в Думу самими законодателями (в том числе парламентами субъектов Федерации). Только депутатами Госдумы за сессию было внесено порядка 500 законопроектов. Наибольшая законотворческая активность проявлена в сферах государственного строительства и экономической политики. Если показателю по второй сфере можно доверять, то в сферу государственного строительства попадают законы об изменениях Уголовного, Уголовно-процессуального, Гражданского кодексов, Кодекса об административных правонарушениях и множество других актов по различным отраслям права. Подавляющее большинство законов вносит изменения в ранее принятые акты.

Однако важно не только то, что Государственная Дума принимает много законов, а депутаты вносят много законодательных инициатив. Важно, насколько тщательно парламентарии успевают изучить эти проекты, оценить последствия принятия законов, взвесить необходимость предлагаемого правового регулирования.

В повестку 358-го заседания Совета Федерации входило 95 вопросов. Из них 83 вопроса касались федеральных законов, которые были рассмотрены сенаторами за 5 часов (по информации СМИ). Получается, что на рассмотрение одного закона отводилось 3-4 минуты. За это время можно успеть зачитать наименование закона и проголосовать. Практически аналогичная ситуация складывается в нижней палате парламента под конец сессии. Из стенограммы заседания Думы от 1 июля следует, что порядка 60 законов были рассмотрены ею со скоростью два закона в минуту. Понятно, что вся работа над проектами была проведена в комитетах, и фракции уже определились, как будут голосовать, а на заседании обсуждались лишь «резонансные» законопроекты. Но скорость принятия законов на заседании Думы демонстрирует технический характер работы депутатов, и это транслируется в СМИ и вызывает негатив у народа. По существу не поддерживая стахановские темпы законотворчества, справедливости ради, отметим, что одностороннее отражение в СМИ работы парламентариев не способствует уважению народа к государству, его органам. Надо освещать также предварительную работу, которая ведется в аппарате и комитетах Думы, давать людям представление о законодательном процессе в целом.

Обратимся к последним трем неделям работы парламентариев. С 24 июня в Думу было внесено 123 проекта законов. Подписано Президентом России и опубликовано 52 закона. Однако в ближайшие две недели можно ожидать, что будут подписаны порядка 80 законов, одобренных Советом Федерации 9 июля.

Среди законодательных инициатив необходимо отметить проекты таких законов, как «Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№ 552688-6 внесен Правительством РФ), «О психологической помощи населению» (№ 553338-6, внесен депутатами), «О промышленной политике в РФ» (№ 555597-6, внесен Правительством РФ), «О ликвидации Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта, внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации (их положений)» (№ 555389-6, внесен Правительством РФ), «О стандартизации в РФ» (№ 5553910-6, внесен Правительством РФ), «Об исполнении федерального бюджета за 2013 год» (№ 561208-6, внесен Правительством РФ).

Порядка 20 законопроектов, внесенных с 1 июня 2014 года, были приняты Думой до окончания сессии и одобрены Советом Федерации. Из них почти половина была внесена Правительством РФ.

Есть и особые рекордсмены. Так, 3 июля внесен законопроект № 560637-6 «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Куба об урегулировании задолженности Республики Куба перед Российской Федерацией по кредитам, предоставленным в период бывшего СССР», на следующий день он был принят Думой, 9 июля одобрен Советом Федерации, 10 июля подписан Президентом, 11 июля опубликован. Это пример оперативного принятия закона, приуроченного к поездке Владимира Путина в страны Латинской Америки (в частности, на Кубу).

Из опубликованных в конце июня законов можно отметить следующие:

Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» (уточняется понятие земельного участка; устанавливается порядок образования земельных участков; уточняются положения о сервитутах, аренде и безвозмездном пользовании земельными участками; регулируется предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности; регулируется перераспределение земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой), вступает в силу с 1 марта 2015 года, за исключением отдельных положений;

Федеральный закон от 23.06.2014 № 157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве РФ» (вводится упрощенный порядок получения гражданства для инвесторов, индивидуальных предпринимателей, квалифицированных специалистов, а также лиц, получивших образование в России и работающих здесь не менее трех лет);

Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (рассматривался нами ранее).

Кроме того, субъекты Федерации одобрили Закон о поправке к Конституции РФ, устанавливающий «президентскую квоту» для назначения сенаторов в Совет Федерации, поэтому в ближайшее время можно ожидать его подписания и назначения президентских сенаторов.


Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
1492
5816
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика