«Второе рождение» легкой промышленности

«Второе рождение» легкой промышленности

Эксперт Центра Наталия Шишкина

12 мая премьер-министр РФ Дмитрий Медведев провел совещание по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г. в сфере легкой промышленности. По оценке главы Кабмина, к настоящему времени ситуация в этой отрасли сложилась не самая благоприятная, несмотря на то, что в связи с введением антироссийских санкций ей прочили «второе рождение». Эксперты полагают, что ожидать улучшения состояния отрасли в ближайшем будущем не стоит. Тем не менее, несмотря на рост импорта, в течение последних лет в производстве целого ряда товаров наблюдалась положительная динамика.

Следующее совещание о состоянии дел в легкой промышленности глава Правительства предложил провести на одном из производств.

Что такое легкая промышленность? Это отрасль народного хозяйства, производящая потребительские товары: одежда разного назначения, обувь, ткани, пряжа, текстиль домашний и промышленный, товары массового потребления, а также продукция специального назначения.

Предприятия легкой промышленности достаточно мобильны, а сама она быстро приносит доход от вложенных средств. Несмотря на это, ситуация в данной отрасли ухудшается год от года.

В качестве своеобразного оправдания этого факта часто приводятся в пример развитые «постиндустриальные страны», в индустрии которых доля легкой промышленности якобы сокращалась. Но на самом деле, предприятия легкой промышленности, как и многих других отраслей, переводились в страны с дешевой рабочей силой, что обеспечивало низкую цену производимых товаров и, как следствие, их конкурентное преимущество на рынке.

Однако с недавних пор западные страны взяли курс на реиндустриализацию. Так, в январе 2014 г. Европейская комиссия опубликовала специальное коммюнике «За европейский промышленный ренессанс», а затем совместно с Главным управлением по внутреннему рынку, промышленности,предпринимательству, малому и среднему бизнесу утвердила список действий по ускорению реиндустриализации Европы. В их число вошли развитие необходимой инфраструктуры; обеспечение контроля над рынком, безопасности продукции, доступа к сырьевым ресурсам с помощью разрабатываемых инструментов экономической политики.

После распада СССР легкая промышленность России переживает спад. Связано это не только с тем, что сырье для ее нужд часто поступало из стран Союза, но и с засильем дешевых иностранных товаров, образовавшемся после открытия рынка и отказа от таможенного протекционизма. Ситуация лишь немного изменилась к лучшему после кризиса 2008-2009 гг. Однако уже в 2014 г. доля импорта в легкой промышленности достигла 70-90%.


Рис. 1. Динамика роста в разы импорта тканей, нитей и обуви.

Российская легкая промышленность регулируется принятым 31 декабря 2014 г. Федеральным законом № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», а также утвержденной ещё в 2009 г. Стратегией развития легкой промышленности до 2020 г. Согласно условиям последней, в ходе второго этапа развития отрасли, который начался в 2013 г., она должна была вступить в фазу стабильного развития, а также масштабного привлечения инвестиций (особым образом отмечено, что иностранных) на техническое перевооружение и модернизацию производства.

Сегодня в сфере легкой промышленности России работает 29 тыс. предприятий и 49 тыс. индивидуальных предпринимателей (ИП). Начиная с 2005 г., их число сокращалось и продолжает сокращаться.


Рис. 2. Динамика количества предприятий и организаций легкой промышленностиРФ (по данным Росстата).

Начался, и до сих пор продолжается отток специалистов, занятых в легкой промышленности. Это связано с целым рядом факторов. Во-первых, разница в уровнях заработных плат специалистов, занятых в легкой промышленности, и специалистов из других отраслей весьма значительна. Так, в 2014 г. среднемесячная номинальная начисленная заработная плата на предприятиях легкой промышленности составила 15,1 тыс. руб. – это наименьший показатель по всем видам экономической деятельности.


Рис. 3. Изменение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций по некоторым видам экономической деятельности (по данным Росстата).

Во-вторых, начиная с 1990 г., число профтехучилищ сократилось в 3,4 раза, как следствие, количество их выпускников уменьшилось в 2,8 раза. Это привело к дефициту профессионально подготовленных кадров на производстве и невозможности заменить ушедшего работника.


Рис. 4. Изменение численности выпускников профтехучилищ по профессиям в легкой промышленности (по данным Росстата).


Рис. 5. Динамика числа профтехучилищ (по данным Росстата).

Что понимается под развитием и модернизацией отрасли? В первую очередь, конечно, увеличение объемов производства и положительные изменения в техническом оснащении.


Рис. 6. Изменение объемов производства некоторых изделий текстильной промышленности, в %.

Как можно видеть на рис. 6, текстильная промышленность, после обвала в первой половине 1990-х гг., продолжает восстанавливаться, хотя объемы производства пока не достигли уровня 1990 года. Подобная картина наблюдается и в швейной промышленности, и в производстве кожи, кожаных изделий и обуви, хотя объем производства отдельных видов товаров (жесткие кожтовары, юфтевых кожтовары) продолжает снижаться.


Рис. 7. Изменение объемов производства кожаных товаров и обуви, в %.

Плохо обстоят дела с состоянием основных фондов в данной сфере. Так, по данным Fashion Consulting Group,уровень изношенности основных фондов швейных предприятий достигает 80-85%. По этой причине российское сырье вывозится за рубеж для обработки и производства, а обратно в Россию возвращается в качестве импорта готовой продукции.

Какое значение имеет легкая промышленность для экономики страны? Зачем развивать свою легкую промышленность, если есть трудности в добыче сырья (например, хлопка и натурального шелка), если усиливается сотрудничество с Китаем или Турцией, которые входят в число лидеров по поставкам текстильных изделий в Россию? На это есть несколько причин.

Во-первых, часть продукции легкой промышленности используется в химической, машиностроительной, авиакосмической, пищевой отрасли и в других отраслях народного хозяйства. Кроме того, готовую продукцию этой отрасли поставляют, в свою очередь, отечественное сельское хозяйство и химическая промышленность. Все это делает легпром необходимым звеном развития экономики.

Во-вторых, легкая промышленность нуждается в современном, усовершенствованном оборудовании, иначе говоря, в развитии инноваций в области машиностроения. Следовательно, возрастает необходимость в проведении исследований, в развитии таких сфер, как станкостроение, машиностроение и нанотехнологии, в создании наноматериалов. Само по себе создание наноматериалов, без последующего их применения, не имеет смысла.

В-третьих, что особенно актуально в сложившихся обстоятельствах, легкая промышленность является одной из наиболее перспективных отраслей для импортозамещения. Высокая зависимость от импорта представляет собой, ни много ни мало, угрозу национальной безопасности. Импорт продукции легкой промышленности и сырья для ее производства – не исключение.

В связи с изменившимися реалиями Минпромторг России ещё в ноябре прошлого 2014 г. заявил о необходимости обновить существующую Стратегию развития легкой промышленности до 2020 г. Предлагалось дополнить её мерами государственной защиты и поддержки производителей из Фонда развития промышленности, а также по созданию инвестиционной привлекательности для легального производства, поскольку треть рынка обеспечивается подпольными производствами и контрафактом. Странно, что предыдущая версия Стратегии таких мер не включала, а о необходимости их внесения специалисты задумались лишь с наступлением кризиса и наложением санкций.

В мае текущего 2015 года Минпромторг России выделил 58 млн руб. на субсидии предприятиям легкой промышленности. Но что значит эта сумма для предприятий отрасли, в которой, по данным Росстата, удельный вес полностью изношенных основных фондов, в среднем, составляет 10,5%, что эквивалентно потребности в 4235,8 млн руб.? Это капля в море. Тем более, что эти субсидии будут предоставляться только определенным предприятиям, которых сейчас насчитывается только 15, и исключительно на пополнение оборотных средств.

Вряд ли стоит ожидать улучшения состояния отрасли, которая получила шанс стать приоритетной для кредитования сравнительно недавно. Тем не менее, в течение последних лет наблюдалась положительная динамика по производству некоторых видов товаров легкой промышленности, даже несмотря на увеличение объемов импорта.

В настоящее время спад легкой промышленности связан с падением курса рубля и, как следствие, с трудностями в закупке сырья для производства, от которого зависит отрасль. Единственный материал для развития текстильной промышленности, который в обилии произрастает в России – лён. Однако в последние годы ситуация в сфере растениеводства также ухудшалась, к тому же количество льняных фабрик сократилось в 10 раз.

Во время сегодняшнего кризиса обострились и более четко проявились последствия российской политики в области промышленности и сельского хозяйства, стала особенно заметной зависимость России от внешних игроков.

По существу, Россия сейчас не способна одеть и обуть себя, но при этом слова о великодержавности либеральной России и готовности российской власти побороть кризисную ситуацию звучат весьма громко. Однако антикризисный план, предложенный Правительством РФ, направлен на поддержку банков, а не реального сектора - производства и сельского хозяйства.

Стоит ли верить в то, что Правительство РФ действительно озаботилось восстановлением промышленности, в том числе легкой? Нет. Из-за снижения рентабельности легкой промышленности и сложности ведения законного бизнеса в этой сфере треть производства оказалась «в тени».  В бюджет не поступают налоги в должном объеме, что не может устраивать Правительство РФ в условиях ужесточения бюджетного дефицита, поскольку за счет собираемых налогов намного проще хотя бы отчасти его компенсировать, чем менять банковскую политику и отказываться от удобной некоторым власть имущим монетарной политики.

Читайте также по теме:



Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
838
2782
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика