Фонд национального благосостояния: инвестиции в экономику России и Украины

В текущем году Правительство приняло решение распечатать Фонд национального благосостояния с целью инвестирования в новые инфраструктурные проекты. Иными словами, в следующем году на смену «олимпийским» инвестициям придут инвестиции в иные инфраструктурные проекты. Фонд был создан в 2008 году и с момента своего существования в отличие от Резервного фонда еще ни разу не использовался.

В текущем году было предложено инвестировать деньги в три крупных инвестиционных проекта: высокоскоростная магистраль Москва-Казань, Центральная кольцевая автодорога и модернизация Транссибирской магистрали.

Инвестирование в инфраструктуру понятно, особенно с учетом замедления темпов роста. Власть понимает необходимость государственного финансирования, с этой целью выделяются 450 млрд. руб. (всего на инвестирование планируется выделить 40% ФНБ), удивительным остается тот факт, что распечатав фонд, власть не замедлила использовать его не по назначению. Именно из данного фонда Украине будет выделена большая часть из кредита в $15 млрд. через выкуп ее евробондов в 2013-2014 гг. Еще более удивительным остается не только объем кредита (по первоначальным данным сообщалось о выделении средств исключительно из ФНБ), но и выкуп евробондов Украины, в то время как по Постановлению Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. № 18 "О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния" предусмотрен выкуп евробондов ограниченного числа стран Европы (Украина, разумеется, в это число не входит). После заявления Президента о выдаче кредита Украине открытым оставался вопрос, на каком основании деньги будут инвестироваться в бумаги иностранного государства с высоким уровнем риска. Ответ не заставил себя долго ждать. Политическое волевое решение стало юридически правомерным: заместитель министра финансов РФ Сергей Сторчак в связи с решением России приобрести за счет средств ФНБ двухлетние еврооблигации Украины на $3 млрд сообщил, что постановление, которое дает право правительству РФ размещать средства ФНБ в ценные бумаги эмитентов, не подпадающих под параметры разрешенных для этого активов, уже принято. В понедельник министр финансов РФ Антон Силуанов объявил, что Минфин РФ сможет инвестировать до 10% средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), то есть на данный момент из Фонда Россия сможет направить на кредитование Украины $9 млрд. Не исключено, что в следующем году, когда власть не найдет иных средств финансирования этого политического решения (в 2013 г. Украина получит $ 3млрд., в 2014 г. – $12 млрд.), она в очередной раз примет постановление, меняющее порядок регулирования денежных средств в Фонде. Но в чем тогда сила закона? В том, чтобы он был орудием в руках власти, и она манипулировала им в соответствии со своими волюнтаристскими решениями? Закон должен охранять общественные отношения, а не выступать инструментом в руках лиц, от которых формально закон независим. И почему подобные решения, касающиеся финансовой стабильности Фонда, не обсуждаются, не анализируются, а принимаются жестом широкой руки одного человека, под которого затем пишутся подобного рода постановления. Видимо, это парадоксы российской системы государственного управления.

Не менее противоречивые чувства возникают в связи с проектами, в которые государство планирует инвестировать средства Фонда. Одним из них может стать платная Центральная кольцевая автодорога. Начало строительства было запланировано на 2011 год, затем перенесено на 2014 год; предполагаемые сроки завершения строительства — 2022 год. Насколько этот проект будет важен для всей России, сказать однозначно трудно: с одной стороны Москва – это крупнейший транспортный узел, и она нуждается в разгрузке федеральных дорог, но с другой - здесь проживает лишь 13 % населения страны ( Москва и Московская область), а плотность автомобильных дорог итак является одной из самых высоких по России. В итоге новые проекты ведут к усилению дисбаланса регионального развития. За последние 10 лет бесспорным лидером по строительству автодорог стал Краснодарский край, и это неудивительно, ведь страна готовилась к Олимпийским играм. Абсолютными лидерами остались Санкт-Петербург, Москва и Московская область. В ведущие регионы с наибольшей плотностью автомобильных дорог с твердым покрытием попали также республики Северного Кавказа.

Строительство железных дорог в условиях огромного масштаба страны жизненно необходимо. И это становится еще более актуальным, когда мы сравниваем статистические данные по эксплуатации железных дорог за последние 12 лет. В идеале новые проекты в сфере железнодорожного строительства должны быть призваны с одной стороны, охватить труднодоступные участки Сибири, с другой стороны – разгрузить пассажиропоток в густонаселенных пунктах страны.


Рис. 1. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования, км.

Ранее бывший министр экономического развития Белоусов А. заявлял, что проекты в сфере железнодорожного строительства нацелены на разблокирование освоения сырьевых проектов на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе. Предлагаются такие проекты, как проекты «Россетей», Ангаро-Енисейский кластер и железнодорожная ветка Элегест — Кызыл.

Строительство высокоскоростной дороги Москва-Казань, по мнению экспертов, также малоэффективно вследствие развитого воздушного сообщения между городами. Более эффективным было бы строительство ветки Москва-Нижний Новгород, где пассажирооборот в два раза превышает пассажирооборот между Москвой и Казанью.

Властную элиту неоднократно упрекали в том, что она изымает деньги из обращения, не активно участвует в инвестировании, тем самым вынуждает корпоративный сектор прибегать к внешним заимствованиям. И вроде бы она попыталась вдохнуть силы в экономику страны, но и тут сконцентрировалась не на людях, не на потребностях общества, а на выгодах: малопривлекательное для инвесторов строительство платной автомобильной дороги, очередное ресурсное освоение Сибирского и Дальневосточного регионов посредством модернизации существующих железных дорог и подведением транспортной инфраструктуры к новым месторождениям, не говоря уже об извлечении призрачной политической выгоды в случае с Украиной.


Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
2674
8905
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика