Изменения в избирательном процессе: новое законотворчество

Одно из последних изменений избирательного процесса – законопроект, одобренный в третьем чтении, предусматривающий, что ящики для голосования должны будут изготавливаться из прозрачного или полупрозрачного материала в соответствии с нормативами технологического оборудования, утверждаемыми Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

В статье 7 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что голосование является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. Соответственно, ящики будут полупрозрачными, чтобы не было видно результатов голосования.

В пояснительной записке сказано, что предлагаемые изменения позволят повысить эффективность общественного контроля за соблюдением требований законодательства к проведению выборов.

Но как данная мера повысит эффективность общественного контроля? Какие проблемы решает данное нововведение? Тем более что после последних нововведений основной проблемой являются фальсификации выборов при пересчете голосов, а не порядок проведения выборов.

Видится, что такая инициатива позволяет удержать избирателей в иллюзии улучшения избирательного процесса, повышения открытости и прозрачности выборов, честности и объективности результата. Данное предложение заменяет собой реальную проблему демократии. Не фальсификации главная проблема демократии, но выбор. Демократия есть утопия и вот, почему.

Демократия подразумевает выбор. Но выбора нет, так как нет знаний. Нет знаний у большинства населения в вопросах политики, государственного строительства. Поэтому неспециалистам и в голову не приходит выбирать, например, лучшую из математических, физических, химических работ. Ибо выбор их будет достаточно прогнозируем: где больше картинок – та работа и лучше. И если в математике это небольшая беда, то в политике – катастрофа. Еще Аристотель говорил, что демократия возможна в обществах не более 5 тысяч человек, где все друг друга знают. Знают, что Иванов - преступник, а Сидоров – хозяйственный, ответственный семьянин. Знают не по листовкам и агиткам, а по жизни.

Вторая инициатива, находящаяся на рассмотрении в ГД, предусматривает снижение обязательной явки на референдум до 25% участников внесенных в списки участников референдума на территории проведения референдума.

В пояснительной записке сказано, что в условиях устойчивого уменьшения явки избирателей на выборы надо изменить «требование 50% явки для признания референдума состоявшимся, так как лицами, избранными менее чем десятой частью избирателей, ежедневно принимаются крайне важные решения, затрагивающие жизнь всех граждан».

Стоит отметить, что неучастие в выборах/референдумах есть демократия, есть выбор, который говорит о нелигитимности власти, об отсутствии у населения убежденности, что к их мнению прислушиваются, что они носители суверенитета.

Логика авторов законопроекта очевидна: если власти действуют ошибочно, хаотично, непродуманно, то предлагается уменьшить обязательную явку на референдумы, чтобы больше решений на таких референдумах признавалось действительными. При этом в тексте закона о проведении референдумов, само понятие референдума определяется, как "форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме".[1]

Предлагаемая мера лишь усиливает противостояние населения и власти и хаотизацию в регулировании общественных отношений, что не может не привести к росту напряженности, и к ответным действиям со стороны властей.

Вместо снижения качества принятых решений, легитимности результатов референдума по аналогии с выборами (посредством снижения явки), следует, наоборот, вносить законопроекты предусматривающие (возвращающие) обязательную явку на выборы, устанавливающие (возвращающие) институт ответственности выборных лиц, в частности институт отзыва депутатов.


[1] п. 53, статьи 2 ФЗ от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"


Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
2274
7833
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика