Послание Президента 2013: экономический курс России

Послание Президента – это программный документ, в котором глава государства обозначает конкретные цели развития на будущий год и в долгосрочной перспективе. В связи с этим очень важно, чтобы, во-первых, цели были конкретными, носили не декларативный характер и по возможности предусматривали конкретные меры реализации, во-вторых, они не противоречили ранее озвученным целям, иными словами, политика должна быть последовательной, ориентироваться на цели долгосрочных стратегических планов развития, а не зависеть  от конъюнктуры власти.

Ежегодно в своем послании Президент обозначает актуальные проблемы, оказавшие наиболее существенное влияние на развитие страны в текущем году. Так, 2013 год, побивший рекорд по оттоку иностранных инвестиций, преимущественно  в оффшоры (Виргинские острова, Кипр, Люксембург и др.), заканчивается призывом Президента к деофшоризации экономики. Данная задача, поставленная Президентом в послании предыдущего года, за текущий год не только не была выполнена, но и более того, произошло значительное ухудшение в инвестиционных потоках. Если в 2012 г. сальдо иностранных инвестиций было положительным и составило $ 4,66 млрд., то в 2013 г. объем вывезенных инвестиций превысил ввезенные и достиг за 10 месяцев $ 30,87 млрд.

Амбициозным замыслом Президента можно считать «подъём Сибири и Дальнего Востока», именно эта цель провозглашена «национальным приоритетом на весь XXI век». Развитие Дальнего Востока соответствует внешнеполитическому вектору страны – ориентации на активное участи в АТЭС, интегративное взаимодействие со странами Восточной и Юго-Восточной Азии. Иными словами, если Калининград – это наша «витрина» в Европе, то Дальний Восток призван исполнить эту миссию в Азии.

Задача подъема регионов оказывается еще более амбициозной, когда Президент расставляет акценты на «организацию несырьевых производств, ориентированных в том числе и на экспорт». В послании предусмотрены конкретные меры стимулирования несырьевого производства:  пятилетние каникулы по налогу на прибыль, налогу на землю, имущество, льготная ставка страховых взносов. Среди перечня встречается и НДПИ (за исключением нефти и газа) – налог на добычу полезных ископаемых, который точно не предназначен для развития несырьевого производства. Другие меры включают в себя создание условий ведения бизнеса, в том числе процедуры разрешения на строительство, подключения к электросетям, прохождения таможни.

Очередное в нашей истории освоение Дальнего Востока и Сибири осложняется тем, что сложившийся сырьевой характер экономики региона по замыслу Президента нужно превратить в несырьевой. Но насколько же это реально? Сейчас на Дальнем Востоке доля добывающей промышленности в общем объеме всего валового регионального продукта составляет 27%, доля обрабатывающей промышленности всего 5,2%. При этом в таких регионах, как Республика Саха, Сахалинская область и Чукотский автономный округ доля добывающего сектора превышает 40% и однозначно определяет специализацию региона. Доля обрабатывающей промышленности колеблется от 0,6% в Чукотском автономном округе до 8,4% в Камчатском.


Рис.1. Доля валовой добавленной стоимости по секторам экономики в общем производстве субъекта, в %

В отношении Сибири задача кажется более выполнимой: доля сектора добыча полезных ископаемых на 5,4% ниже доли обрабатывающих производств и составляет 15,5% и 20,9% соответственно. В Сибири только три региона имеют ярко выраженную сырьевую ориентацию, то есть доля сектора добычи превышает остальные сектора (торговлю, транспорт и прочее) – Кемеровская область (35,1%), Томская область (29,7%), Хакасия (15,3%). Ориентируются на обработку сырья Красноярский край (33,8%) и Омская область (37,5%).


Рис.2.  Доля валовой добавленной стоимости по секторам экономики в общем производстве субъекта, в %

Причины постановки столь амбициозных проектов ясны: в идеале специализацию региона менять нужно, поскольку конкурировать Дальнему Востоку придется с высокотехнологичными странами АТР, и здесь не должна повторяться судьба России, которая в эпоху высоких технологий выживает за счет средств нефтяной экономики. Однако насколько это возможно и оправданно? Готова ли страна, переживающая кризис сырьевой модели, вкладывать деньги в регион, на долю которого сейчас приходится 4% всей численности населения и 5,5% от ВВП страны. И способна ли сырьевая экономика перестроиться в рамках одного региона на несырьевую?

Ответ на последний вопрос можно найти в посланиях Президента. Еще в первом Послании 1994 г. Ельцин заявил, что «в наследство от прошлого России достались сырьевая ориентация экспорта. Надо продолжить линию на либерализацию экспорта в сочетании с ужесточением государственного контроля над вывозом стратегически важных сырьевых и энергетических ресурсов ». На тот момент доля сырьевых ресурсов в экспорте сырья составляла 42, 5%. В следующем году в послании говорилось об угрозе «превращения страны в сырьевую периферию мировой экономики», если не будут проведены преобразования в экономике. В послании 1996 г. дан оптимистичный прогноз о том, что «с 1997 года структурные перемены будут смещаться от сырьевых к высокотехнологичным отраслям». Последующие два года Президент обходил этот вопрос стороной и вернулся к нему в 1999г., когда указал на то, что сотрудничество в сфере мировой экономики «должно использоваться не для односторонней перекачки отечественных сырьевых ресурсов, а для радикальной структурной перестройки российской экономики, для технологической модернизации в обрабатывающем секторе нашей промышленности». О прогнозируемых структурных переменах в 1997 г. власть уже не вспомнила, теперь она оттянула на далекое будущее  перспективу изменения международной специализации и вхождения России «не в качестве сырьевого придатка, а гармонично развитой, передовой страной с высоким технологическим уровнем, соответствующим вызовам XXI века». Новый президент в 2000 г. не стал говорить о том, нужно ли менять сырьевую модель, он просто констатировал сам факт «сырьевой направленности экономики», что еще раз повторил в 2001г.: «наша экономическая система, по сути дела, мало изменилась. Основные деньги делаются где? На нефти, на газе, на металлах, на другом сырье». С 2002 г. цена на нефть начинает неуклонно расти, и тогда же Президент гордо заявил о том, что «после десятилетнего перерыва мы вернулись на вторую позицию в мире по объемам производства нефти и на первое место в мире по торговле энергоносителями. И нам необходимо с умом распорядиться новым положением страны в мировом экономическом сообществе». Отныне сырьевая модель экономики – это не бич, а наше новое положение, которым, по всей видимости, мы должны были еще и гордиться. Под этим лозунгом пройдут все последующие послания Президента вплоть до 2009 г. Еще в 2003 г. Президент, говоря о преодолении экономической слабости, в качестве главного показателя назвал то, что «экспорт нефти, нефтепродуктов и газа увеличился на 18 процентов, и сегодня Россия является крупнейшим экспортером топливно-энергетических ресурсов в мире». В последующие годы в повестке были проекты развития транспортной инфраструктуры -  нефтепроводов, газопроводов (послание Президента 2004 г.), создание стабильных позиций на единых энергетических рынках на долгосрочную перспективу (2006 г.), создание фондов, изымающих нефтяные доходы из экономики (2007 г.). Медведев  в первый год своего правления вопрос о сырьевом характере экономики обошел стороной, а в следующем  2009 г. пообещал россиянам, что «вместо примитивного сырьевого хозяйства мы создадим умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии, вещи и технологии, полезные людям». Напомню, что с этим посланием Президент выступил в годы кризиса, когда цена на нефть упала до уровня 2005 г. Текс документа, в сущности, по  своим содержательным тезисам не отличался от посланий Президента 90-ых годов, когда народу также в отдаленной перспективе обещали «преодолеть зависимость от сырьевого экспорта» и построить высокотехнологичную экономику, остались все те же слова «технологичный», «модернизация», добавилось разве что только «инновационное развитие». И снова декларативная цель без конкретных способов решения, но с оговоркой, что Президент «обратился с предложением подумать об этом». Что же, спасибо хотя бы на том, что сырьевая специализация нашей страны снова стала считаться негативным показателем. Однако это было первое и последнее послание Медведева, где он упоминал сырьевую экономику, видимо, «подумать»  - это и было максимой его курса. В 2012 г. впервые за всю историю своего президентства Путин в Послании осудил «однобокую сырьевую экономику», заявив, что «резервы сырьевой модели исчерпаны, тогда как интересы развития России требуют ежегодного роста не менее 5–6 процентов ВВП в ближайшее десятилетие». Этот тезис как никогда подтверждают итоги темпов роста ВВП 2013 г., когда темп замедлился с 3,4% в 2012 г. до 1,4% в текущем году. В новом послании Президент заявил о «поддержке несырьевого экспорта». Напомню, что на момент прихода к власти Путина доля минерального сырья в экспорте составляла 44,9 % (данные 1999 г.), в текущем году она достигла 71,1%. (Отношение власти к сырьевому характеру российской экономики представлено на Рис.3.)


Рис.3. Отношение к сырьевой специализации российской экономики в Посланиях Президента Федеральному собранию, 1994-2013 г.

Примечание:
Цена на нефть – в $ за баррель.
Темп роста ВВП – в %.
Объем ВВП в фиксированных ценах по отношению к ВВП 1995 г. (в %)
Отношение к сырьевой специализации измерено в баллах по шкале:
Обещание изменить сырьевую ориентацию экономики -30
Отрицательное отношение к сырьевой направленности российской экономики -20
Констатация сырьевой направленности экономики -10
Отсутствие упоминания о сырьевом характере российской экономики 0
Нейтральное отношение к сырьевой экономике 10
Позитивное отношение к сырьевой экономике 20
Курс на усиление сырьевой направленности 30

Итак, вопрос о сырьевой направленности экономики за все 20 лет существования практики обращения Президента к Федеральному Собранию решен так и не был. Более того, власть продемонстрировала свою непоследовательность в этом вопросе: отношение к этой проблеме зависело, во-первых, от личности главы государства, во-вторых, от цен на нефть. Ожидать того, что и Дальний Восток, и Сибирь смогут чудом изменить свою специализацию и войти в АТР с технологичной и инновационной экономикой не следует как минимум потому, что у руководства не хватит политической воли, как не хватило ее ранее, и «приоритет XXI века» так и войдет в историю страны как декларативный тезис послания Президента 2013 года.


Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
2266
7770
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика