Россия готовится к десяти тощим годам

Минэкономразвития скорректировало прогноз социально-экономического развития до 2030 г. Оценка внешних условий практически не изменилась, пересмотр связан с внутренними условиями, говорится в документе. В их числе — резкое торможение экономики, замораживание тарифов, пересмотр ожиданий по инвестициям.

В апреле, утверждая долгосрочный прогноз, правительство выбрало в качестве базового сценария развития страны инновационный — средний между худшим(консервативным) и лучшим(форсированным). К сентябрю правительство передумало и остановилось на консервативном варианте. Но и он в сравнении с апрелем ухудшился(см. таблицу на стр. 04).

Темпы роста экономики в 2013-2030 гг. будут в 1,5 раза ниже, чем предполагалось весной, — в среднем 2,8% против 4,3% — и будут отставать от роста мировой экономики. К 2030 г. доля России в мировом ВВП уменьшится до 3,4% с 4% в 2012 г.

Форсированный и инновационный сценарии предполагали экономический прорыв по модели догоняющего развития. В форсированном варианте за счет роста инвестиций государства и частного сектора в повышение производительности труда и конкурентоспособности несырьевой промышленности, в науку и технологии, человеческий капитал и транспортную инфраструктуру Россия к 2030 г. по уровню и качеству жизни становилась в один ряд с развитыми странами.

В консервативном сценарии модернизация происходит в основном в нефтегазовом комплексе. Но мировые сырьевые рынки не возвратят себе роли основной движущей силы экономического роста, а внутренние российские барьеры развития — неразвитость инфраструктуры, устаревающее оборудование, неблагоприятный бизнес-климат, недостаток квалифицированных кадров — в консервативном варианте преодолеть не получится.

К 2030 г. Россия останется страной с доминирующим нефтегазовым сектором, плохими дорогами, низким уровнем медицины, высокими региональными различиями в уровне жизни, оттоком капитала и профицитом бюджета. И по-прежнему будет отставать по качеству жизни и от развитых стран, и от средних для ОЭСР значений.

Прогноз предпола­гает, что Россия на­растит добычу нефти за счет месторождений в Восточной Сибири и реализует два проекта по сжижению природного газа, если не упадут цены на нефть(предполагается их рост со $107 за баррель в 2013 г. до $164 в 2030 г., или на 9% в реальном выражении). Будут преодолены некоторые транспортные узкие места, в том числе построена высокоскоростная магистраль Москва — Казань, однако продлить ее до Екатеринбурга, Петербурга(инновационный вариант) и Адлера(форсированный) не удастся. В консервативном сценарии сохраняется риск отставания материально-технического оснащения медицинских организаций, роста региональных дисбалансов в оплате и качестве медицинских услуг, недостаточного уровня высокотехнологичной медицинской помощи. Из-за недостаточности расходов на образование в полной мере осуществить модернизацию систем дошкольного и профессионального образования также не удастся.

Социальная дифференциация по доходам усилится, а не уменьшится; доля среднего класса к 2030 г. составит треть, а не половину. Указ президента о повышении зарплат бюджетникам выполнить удастся, но темпы будут медленнее. С другими указами возникнут проблемы: норма накопления основного капитала более чем до 25% ВВП не вырастет, производительность труда к 2018 г. возрастет только на треть, а не на половину.

Медленнее будут расти и пенсии; средний темп роста доходов в целом снижен почти в 1,5 раза — с 4,4 до 3%. В структуре доходов населения доля социальных трансфертов останется высокой — 18,7% к 2030 г. против 19,5% в 2012 г.; доля доходов от занятости сократится до 45,5% с 46,1%. Из-за низких темпов роста доходов население будет меньше брать в долг и меньше тратить — и тратить в основном на импортные товары. Сдерживать рост импорта будет ослабление курса рубля — в реальном выражении он к 2030 г. будет на 7% ниже, чем в 2012 г.

Наибольшая коррекция показателей прогноза связана с динамикой инвестиционного спроса, говорится в документе: и у государства, и в частном секторе будет меньше ресурсов. Государственные капвложения снизятся с 3,5 до 2,2% ВВП; приток капитала в частный сектор в 1,5% ВВП ежегодно в среднем за 2013-2030 гг. сменился на чистый отток в среднем в 0,2% ВВП в год. Прогноз среднегодового темпа роста инвестиций снизился в 1,4 раза — с 5,9 до 4,3%.

Бюджетная политика останется консервативной из-за сохранения жесткого варианта бюджетного правила, бюджет после 2018 г. становится профицитным. Сценарии экономического прорыва предполагали допущение более высокого — 1,5-2% ВВП — дефицита бюджета и пополнение резервного фонда до 5%, а не до 7% ВВП, чтобы затем направлять половину нефтедоходов на инвестиции в экономику и инфраструктуру. Величины в 7% ВВП резервный фонд достигает к 2025 г., 5% — к 2018 г.

Эксперты в оценке перспектив экономики еще более консервативны: согласно консенсус-прогнозу(21 эксперт) Центра развития Высшей школы экономики в ближайшие 10 лет темпы роста России не поднимутся даже до 3% — а еще недавно это казалось опасно низким ростом. Этой отметки экономика достигнет лишь через 10 тощих лет, говорится в обзоре Центра развития.

Как и прежде, большинство экспертов негативно оценивают избыточное вмешательство государства в экономику, качество госрегулирования и прочих институтов, недостаток конкуренции и чрезмерные оборонные расходы, отмечает директор Центра развития Наталья Акиндинова:«В этом нет ничего нового, однако радикально изменилась оценка экспертами вероятности экономического кризиса, связанного не с динамикой цен на нефть, а исключительно с внутренними факторами». Если в 2011-2012 гг. такую возможность допускали 28-32% экспертов, то по итогам опроса, проведенного в конце октября, — 68%.

«Десять прекрасных лет», — ответил на вопрос«Ведомостей» о стратегии руководства страны один из федеральных чиновников. Сегодня основная установка — удерживать 10 лет власть и стабильность, объяснил стратегию другой чиновник.




Источник


Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
1053
3594
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика