Семейная политика меняется?

Семейная политика меняется? Событие: Министр труда и социальной защиты Топилин на заседание президиума Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике внес предложение разрешить использовать базовый материнский капитал для первоначального взноса по ипотеке сразу после рождения ребенка, а не спустя три года, как сейчас.

Комментирует Генеральный директор Центра научной политической мысли и идеологии, д.физ.-мат.н, д.полит.н., Степан Сулакшин

Некоторое время назад государственная политика демографического развития реализовала новшество для стимулирования рождаемости – был введен материнский капитал (государственно-бюджетные дотации женщинам, родившим двух и более детей). Сумма подобной разовой выплаты – около 300 тыс. рублей, обременялась определенными обстоятельствами. Это ограничения по использованию получаемой суммы, в том числе и на ипотеку, и по периоду использования: не ранее 3-х лет с момента рождения ребенка.

Современное либеральное государство предоставляет не так много целесообразных мотивационных инициатив в семейной политике, оттого подобную попытку следует считать оправданной, но существует ряд тонких деталей.

Во-первых, сумма материнского капитала несоизмеримо мала по сравнению с реальными затратами семьи на рождение и подъем ребенка.

Во-вторых, государство тут же почему-то вмешалось в направление расходования этих сумм. Казалось бы, если есть желание стимулировать женщину к рождению второго ребенка, то пусть она сама выберет максимально чувствительные направления ее материальных затрат, которые, собственно, и мотивируют ее на рождение детей. Этого не произошло. Произошло другое. На кривой рождаемости никакой явной корреляции материнского капитала и детности не наблюдается. Сама кривая носит совершенно классический вид восстановительного, после демографической ямы 90-х, процесса. Однако при этом сомневаться в целесообразности хотя бы благодарственной инициативы государства помогать рожающим матерям не приходится. Вопрос в эффективности затрат и механизмов ее (инициативы) реализации.

В СМИ приводятся многочисленные свидетельства того, что с материнским капиталом проводят аферы, в основном рождающиеся в пространстве тех самых ограничений и предписаний, которыми государство обременило выплаты материнского капитала. Почему-то Правительство все время подвергает сомнению необходимость этой меры, собирается ее отменять, потом после общественной критики отказывается от этих намерений. Твердой и обоснованной позиции у Правительства по этому вопросу нет.

При этом демографическая проблема никак не разрешена. Порог естественного воспроизводства пока не преодолен. Понимание на политическом уровне настоящих и значимых причин низкой рождаемости, высокой смертности, короткой продолжительности жизни так и не достигнуто. Страна, в которой ее политическое руководство не формулирует перспектив ее развития, видение ее будущего, не ставит цели и не объявляет высшими ценностями семью и детность, никогда не сможет достичь высоких демографических показателей. Поразительно, почему бюрократические институты, признавая демографическую проблему и делая попытки через материнский капитал ее решить, не хотят видеть или же просто не способны увидеть другие, демотивирующие рождаемость факторы нематериального характера. Это можно объяснить только формализмом властной пирамиды, которая в случае с материнским капиталом отрабатывает импульс, исходящий «сверху», а вовсе не тем, что они озабочены демографической проблемой.

Ее ряд политиков и Федеральная миграционная служба собираются решать совершенно противоположенным образом, стимулируя приток иноцивилизационных человеческих массивов, изобретая территории опережающего развития, стимулирующие, например, в случае Дальнего Востока, приток китайцев на территорию России и т.п.

 Поэтому на общем фоне неупорядоченности, бессистемности, нестратегичности шаг, направленный на снятие одной из несуразностей (3-х летняя отсрочка с момента рождения ребенка до возможности использования материнского капитала), хотя и во многом случаен, но целесообразен. Его следует отметить: как говорят, «ведь могут, когда захотят». Остается лишь пожелать, чтобы чиновники захотели осуществления и других необходимых, обоснованных мер и, как можно быстрее, их реализовали. Дай Бог им в этом больше удачи, везения и стараний!

Материал подготовили Дмитрий Новиков и Дмитрий Поллит


Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
1124
4359
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика