Споры в ЕС: кто против санкций?

Споры в ЕС: кто против санкций?

30 августа 2014 г. в Брюсселе состоялось заседание Евросовета. Главы государств и правительств ЕС не пришли к согласию по вопросу, стоит ли вводить новые санкции против России. По сведениям Financial Times, четыре страны ЕС (Венгрия, Чехия, Словакия и Кипр) выступили против санкций. В итоге, лидеры ЕС отложили решение на неделю.

Комментирует: эксперт Центра научной политической мысли и идеологии Игорь Путинцев


Противоречия, которые накапливались в ЕС в связи с принятием санкций, вышли наружу. Страны, не желающие дальнейших осложнений в отношениях с Россией, посылают Брюсселю тревожный сигнал. Любопытно, что в число этих стран не входят традиционные партнёры России в Западной и Южной Европе – Германия, Франция, Италия, Финляндия, Греция, Австрия. Три из четырёх стран, выступивших против санкций, расположены в Восточной Европе – сложном регионе для российской дипломатии. Государства этого региона зависят от США сильнее, чем страны Западной Европы, а критикой Москвы здесь никого не удивишь. И всё же именно в этом регионе возникло наиболее сильное недовольство «войной санкций». Почему?

Сотрудничество в энергетике

Важную роль сыграло то, что Восточная Европа в большей степени, чем Западная, зависит от поставок российских энергоносителей. Так, зависимость Словакии от поставок российского газа в 2013 г. составляла 93 %, а от поставок нефти – 72 %. Для Венгрии аналогичные показатели составляли 81 % и 79 %; для Чехии – 66 % и 35 %.

Сотрудничество России с Венгрией и Словакией в энергетике не исчерпывается поставками газа и нефти – существуют и другие крупные сделки. С Венгрией в январе 2014 г. был подписан договор на строительство двух энергоблоков АЭС «Пакш» с предоставлением кредита на сумму 10 млрд долл. Помимо этого, Венгрия участвует в проекте «Южный поток». Словакия является второй после Украины страной по объёмам транзитных поставок российского газа: ежегодно «Газпром» оплачивает прокачку 50 млрд м³ газа. По приблизительным подсчётам, это ежегодно приносит в словацкий бюджет более 400 млн евро.

И всё же не следует сводить мотивы Венгрии, Чехии и Словакии исключительно к стремлению сохранить сотрудничество в энергетической сфере. Так, зависимость стран Прибалтики от российского газа составляет 100 %, Болгария является ключевым звеном в проекте «Южной поток», а Польша импортирует из России не только значительный объём газа н нефти, но и более 50 % потребляемого в стране угля. Всё это не помешало руководству этих стран занять жёсткую позицию в вопросе о санкциях. Причины были разными – антироссийские настроения в обществе и элите, внешнее давление, слабость правительства и др.

Сильные лидеры

Не секрет, что отсутствие внутриполитической стабильности подрывает способность государства проводить самостоятельную внешнюю политику. Налицо пример Болгарии: после того, как её правительство не выполнило требования Еврокомиссии о заморозке работ по «Южному потоку», правящая коалиция «неожиданно» распалась. В итоге, Болгария подчинилась указаниям США и Еврокомиссии, правительство потеряло власть, а в стране были назначены досрочные выборы. Схожая ситуация наблюдается в Греции: Афины не могут позволить себе самостоятельного мнения по вопросу о санкциях, поскольку западные столицы могут задержать новые транши финансовой поддержки – и тогда падение правительства станет неизбежным. Можно вспомнить и пример Италии: премьер-министр Энрико Летта потерял власть спустя пару недель после того, как единственным из западных лидеров нарушил негласный бойкот Сочинской олимпиады.

Всё это возможно в условиях парламентских республик с сильными внутренними противоречиями в руководстве. В Венгрии и Словакии иная ситуация: и Виктор Орбан, и Роберт Фицо – сильные лидеры, возглавляющие однопартийные правительства, имеющие большинство в парламенте. У Орбана и Фицо, таким образом, есть значительный «запас прочности», позволяющий если не блокировать, то хотя бы затянуть принятие невыгодных коллективных решений внутри ЕС. В Чехии не существует «монолитного» правительства, но и президент Милош Земан, и премьер-министр Богуслав Соботка недавно побеждали на выборах и обладают достаточно прочными позициями внутри страны.

Всех четырёх политиков объединяет то, что в отношениях с Россией они придерживаются того подхода, который в России ассоциируется со странами не Восточной, а Западной Европы. Сотрудничеству отдаётся приоритет, а чувствительных исторических оценок или идеологических расхождений стараются избегать. Орбан, Фицо и Земан – это сильные лидеры, которые учитывают, прежде всего, интересы своих стран и не хотят быть «рядовыми солдатами» в геополитической игре США. Так, премьер Венгрии заявляет о том, что принимать санкции против России – всё равно что «прострелить себе ногу», а президент Чехии утверждает, что для введения новых санкций надо «однозначно доказать, что Россия ввела свои боевые части на восток Украины». Словацкий премьер Фицо называет новые санкции «бессмысленными и контрпродуктивными».

Пожалуй, наиболее значительную роль играет персональный фактор Виктора Орбана. В Венгрии фактически установилась система его личного правления. Орбан давно конфликтует с Еврокомиссией и МВФ, отстаивая курс на усиление роли государства в экономике и ограничение влияния иностранных ТНК. Проведение многовекторной внешней политики для венгерского премьера – вопрос не только дипломатический, но и идеологический. Так, недавно Орбан призвал венгров изучать опыт незападных стран, добившихся успеха в развитии – в т. ч. Китая, Турции и России. Показательно, что это произошло в июле 2014 г. – вскоре после крымских событий.

Особые обстоятельства

Помимо всего перечисленного, на позицию Кипра и Венгрии повлияли особые обстоятельства. Как известно, Кипр – это особая страна для российского бизнеса, один из важнейших оффшорных центров. Российские денежные потоки, проходящие через кипрские структуры, сопоставимы по объёму с ВВП Кипра, а в прежние годы намного превышали его. После введения налога на депозиты на Кипре происходит серьёзный экономический спад, и дальнейшее снижение российского экономического присутствия вследствие новых санкций грозит ещё сильнее ударить по экономике Кипра.

На позицию Венгрии определённое влияние может оказывать этнический фактор. В Закарпатской области Украины проживает более 150 тыс. венгров, составляющих большинство населения в приграничных с Венгрией районах. Венгрия добивается для них статуса автономии и права на двойное гражданство. Последний раз эти требования Будапешт озвучил в мае, что в свете крымских событий вызвало гневную реакцию на Западе. После этого в Венгрии предпочитают избегать публичных заявлений на эту тему, но проблема не стала менее актуальной. Возможно, в Будапеште рассчитывают воспользоваться кризисом на Украине для того, чтобы добиться от Киева некоторых уступок в этом вопросе.

Радоваться рано

Впрочем, всё это не значит, что лидеры Венгрии, Чехии и Словакии избегают недружественных России действий в украинском кризисе. Так, Венгрия, по заявлениям МИД России, поставила Украине танки в нарушение международно-правовых норм – во время боевых действий. Президент Чехии выступил за максимально жёсткие санкции ЕС и даже за введение войск НАТО на территорию Украины, «если Россия решит расширить территориальную экспансию на Восточную Украину». Словакия является ключевой страной в проекте реверсных поставок газа на Украину, который реализуется с начала сентября.

Эти действия свидетельствуют о том, что все три страны готовы присоединиться к западному «мейнстриму», но при этом пытаются выторговать наиболее выгодные условия. Суммарный политический вес этих стран и Кипра в западных структурах слишком мал, чтобы заблокировать коллективные решения Запада. Максимум, на что его хватит – на корректировку некоторых решений и частичную компенсацию издержек.

Главная проблема для России – это то, что её традиционные партнёры в Западной Европе (в первую очередь, Германия и Франция) не могут отстоять самостоятельный от США политический курс в вопросе о санкциях. Против этих стран США применяют различные меры убеждения и принуждения: от манипулирования общественным мнением (вспомним, как подавалась история с «Боингом») до выписывания многомиллиардных штрафов крупнейшим фирмам (так, BNPParibas заплатит США почти 9 млрд долл. по решению американского суда, а аналогичные обвинения могут быть выдвинуты и в адрес крупнейших немецких банков – Deutsche Bank и Commerzbank).

Если крупнейшие европейские страны следуют указаниям США, то переубеждение четырёх небольших стран не составит большого труда. Россию может радовать лишь то, что выход противоречий внутри ЕС в публичную плоскость может усилить позиции тех влиятельных кругов (прежде всего, в бизнес-элите Западной Европы), которые выступают против санкций. Санкции невыгодны Евросоюзу, и чем шире эта тема обсуждается публично, тем лучше для противников санкций.


Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
2893
10156
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика