Угрозы и риски отключения SWIFT в России

Угрозы и риски отключения SWIFT в России

Эксперт Центра научной политической мысли и идеологии Людмила Кравченко


Санкционная война против России доказала, что итогом либеральной модели экономики стоит считать не рост ВВП (за счет нефтекотировок), достижение макроэкономической стабильности, а несуверенность страны, ее уязвимость от решений внешнего актора – стран Запада. В бесконечной череде угроз – отключение от платежной системы, от межбанковской системы платежей, от сети Интернет – стало очевидно, что Россия не стала альтернативным центром силы, а встроилась в Западный мир, став необходимой сырьевой подпиткой золотого миллиарда.

На угрозы Запада российская власть традиционно заявляет, что не хотите с нами, мы сделаем все без вас. Фактически, с этого начинался поворот к риторике о превращении Москвы в финансовый центр, фактически так ни к чему и не приведшей (это ясно из выступлений глав ведомств на инвестиционном форуме «Россия зовет»). В таком же ключе Россия отреагировала на угрозы отключения ее от системы SWIFT. Крупные игроки принялись судорожно искать альтернативу, а ЦБ и Минфин заявили о том, что они совместно подготовили законопроект о создании собственной межбанковской электронной сети. Анонсировать анонсировали, но дальше след этого законопроекта теряется. Тут стоит отметить и то, что SWIFT позволяет передавать сообщения между банками разных стран, в то время как законопроект предполагает создание системы, которая осуществляла бы передачу сообщений между контрагентами одной страны То есть, если закон и будет принят, он, конечно, будет способствовать суверенизации страны, но проблему международных межбанковских расчетов никак не решит. Она встанет пред страной в полный рост.

Что из себя представляет SWIFT?

Это кооперативное общество, принадлежащее более чем 10500 организаций из 215 стран. Формально организация независима и создана по бельгийскому законодательству, но Министерство финансов США после теракта 11 сентября получила доступ к финансовой информации сети SWIFT. Россия стала членом системы в 1989 г., когда к ней подключился Внешэкономбанк. Основная функция системы – это передача сообщений о проведенном платеже. Иными словами, любая сделка на внешнем рынке (включая продажу нефти и газа) проходит через систему SWIFT, которая в сравнении со своими конкурентами (хотя SWIFT фактически монополист, на его долю приходится около 80-90% всех глобальных взаиморасчетов) обладает такими ключевыми преимуществами, как: скорость передачи сообщений, надежная система защиты, относительная дешевизна услуг системы (хотя подключение к системе обходится дорого), при этом стоимость ниже аналогичных передач по телексу и телеграфу – альтернативных способов передачи сообщений. Россия активно интегрирована в данную систему и, несмотря на то, что доля оборота российских банков всего 1,5%, по численности подключенных к ней кредитных организаций страна занимает второе место в мире (рис.1).

Рис.1. Десятка стран, лидирующих по числу кредитных организаций, подключенных к SWIFT (по данным SWIFT, 2013)

Насколько реальны угрозы отключения страны от SWIFT?

Резолюция об отключении России («Положение на Украине и состояние отношений между Европейским союзом и Россией») от Сообщества всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций (SWIFT) была одобрена Европарламентом в сентябре. Инициатором идеи еще в августе выступила Великобритания. Королевство не импортирует российский газ, поэтому реализация данной инициативы не затронула бы энергетический сектор Великобритании, чего нельзя сказать о других государствах ЕС, поддержавших резолюцию. Отключение от системы станет возможным в случае эскалации конфликта на Украине. Принимая во внимание изменение позиций по Новороссии, не исключено, что угроза отключения от системы и стала тем действенным механизмом давления на крупный капитал, который Запад давно пытается использовать в войне против России. Решение Европарламента пока является лишь политической декларацией, предложением Совету Европы, который также не компетентен принимать подобные действия, поскольку SWIFT - формально независимая от ЕС и США организация. Она уже заявила, что данная рекомендация нарушает права компании и наносит ей огромный репутационный ущерб, поскольку сама компания не обязана исполнять резолюции и остается глобальным и нейтральным поставщиком финансовых услуг.

Однако звучит это парадоксально, учитывая, что иранские банки были отключены от системы солидарно с санкциями ЕС в 2012 году. Вслед за Европой американские сенаторы также предложили отключить попавшие под санкции российские банки, что должно привести к «драматическим» последствиям для экономики РФ. Данная мера уже даже не угроза за нарушение мирного процесса, а требование к России заплатить за «военную агрессию» и «оккупацию» украинских территорий. При такой риторике независимо от ситуации на Украине Россия должна принести жертву агрессивно настроенному американскому лобби. Учитывая тот факт, что обращение от сенаторов поступило 24 сентября и содержало просьбу к президенту Штатов воздействовать на своих европейских партнеров, не исключено, что в ближайшее время данный вопрос снова может быть внесен в проблемную повестку ЕС.

Иран из-за отключения от системы SWIFTстолкнулся с серьезными трудностями. Сила данного удара  превзошла  даже санкции, поскольку около 90 % выручки Ирана за нефть поступало в страну через SWIFT. Тогда он использовал два механизма обхода. Во-первых, перешел фактически на бартерные сделки: к примеру, импортер иранской нефти Турция увеличила в 37 раз экспорт золота в Иран. Во-вторых, использовал для операций банки Турции, ОАЭ и других стран (не исключено и участие российских банков). Правда вместо мгновенных расчетов Иран мог оперировать расчетами через валютные счета в зарубежных банках-брокерах, которые оказались и дольше, и дороже. Хотя в краткосрочном периоде Иран проиграл, в целом он продолжил осуществлять сделки, но уже не в рамках долларовой системы, что привело к волнениям в среде американских экспертов, которые заговорили о том, что эти действия подрывают доллар как первичное средство расчетов в международной торговле.

Однако отключить Иран с 15-ью банками, входящими в систему, это одно, а повторить опыт в отношении России с 602 банками – это совершенно другое. Однако отключение от системы банков, в отношении которых введены санкции, исключать не стоит («Сбербанк», «Банк Москвы», «Газпромбанк», «Россельхозбанк», «Внешэкономбанк», ВТБ). Но даже в случае точечного отключения риски того, что российская банковская система окажется парализованной, существенные. Иностранный банк может отказать российскому рассчитываться через корсчет, опасаясь штрафов за недостаточную бдительность в схемах обхода санкций (если банки, попавшие в санкционный список, будут пытаться провести сделку через посредников – другие российские банки). Такое негативное развитие событий приведет к проблемам во внешнеторговых расчетах (неясно, как тогда Запад собирается платить за газ), сократится скорость обращения денег в экономике (с 2 часов до нескольких дней может составить передача информации о денежном платеже), что повлияет на состояние ликвидности. Итогом станет сокращение ВВП на несколько процентов.

Какие есть у России альтернативы?

России следует перевести все межбанковские расчеты внутри страны на собственную систему. Такие попытки уже были. В 2010 году Банк России запустил аналог SWIFT - систему ED501, которая сейчас используется только для обмена сообщениями с ЦБ РФ. ЦБ также изучает опыт Индии в данном вопросе.

Стоит признать, что полноценной альтернативы SWIFT на международной арене не существует. И хотя альтернативными игроками выступает Телекс, заменить SWIFT у него без потери качества не получится (в частности, вырастет срок передачи сообщений и цена).

А значит, как бы ни хвалилась власть, что мы можем все сами, по факту Россия слишком глубоко интегрирована в западную систему, зависима от нее. У страны нет возможностей создать собственную альтернативную сеть (разве только на двусторонней основе с Китаем), а разговоры о переходе расчетов на внутреннюю систему, как и в случаях других предложений  власти, останутся разговорами.


Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
134
305
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика