Украина расколота на два непримиримых лагеря

Украина расколота на два непримиримых лагеря

Эксперт Центра Хвыля-Олинтер Н.А.

Институт социальных технологий Социополис опубликовал результаты социологического опроса, проведенного во второй половине января 2014 года среди населения Украины [1].

Согласно исследованию, уровень доверия граждан основным социальным институтам на Украине оказался чрезвычайно низким – треть населения не доверяют никаким органам власти, их представителям или иным общественным организациям и институтам. Верховная Рада, милиция, армия, суды и политические партии практически не пользуются доверием у украинского народа. См. рис.1.

Рис.1. Распределение ответов населения Украины на вопрос о том, кому сегодня можно доверять, (%).

Из диаграммы видно, что рейтинг доверия В. Януковичу находится почти на том же уровне, как и рейтинг СМИ, что для действующего Президента является крайне низким показателем. Единственный институт, которому, по мнению украинского народа, можно в сложившейся ситуации доверять, это Церковь [2]. Представители ее предпринимают активные попытки примирения противостоящих сторон.

Казалось бы, вот та сила, которая может примирить не только граждан страны, находящейся в сложной политической ситуации, но и объединить народы, для которых православие является цивилизационно значимой религией.

Большинство населения Украины называют себя верующими – по различным социологическим опросам численность верующих (в силу убеждений или традиций) составляет около 70% населения (актуальная официальная статистика по религиозной принадлежности в стране отсутствует). Христианство – доминирующая религия – в целом представлено пятью церквями – это Украинская Православная церковь Московского Патриархата, Украинская Православная церковь Киевского Патриархата, Украинская Автокефальная Православная церковь, Украинская Римско-Католическая церковь и Украинская Греко-Католическая церковь. Большинство верующих на Украине – православные, Православие же является традиционной для этой страны религией. По данным социологического исследования, проведенного в 2011 году, 46% жителей Украины относят себя к членам Украинской Православной церкви Московского Патриархата, 22% - Украинской Православной церкви Киевского Патриархата, 10% - греко-католики, примерно 3% - протестанты [3].  См. рис.2.


Рис.2. Членами какой христианской церкви считают себя украинцы, (%).

Итак, прихожан, относящих себя к УПЦ Московского Патриархата на Украине численно больше, чем представителей иных религиозных организаций, относящих себя к христианским церквям.

Возможно ли использование этого большинства для преодоления антироссийских настроений? Главы церквей не остаются в стороне от политической ситуации и руководители практически всех конфессий выступили с призывами о переговорах и недопустимости кровопролития, а в их заявлениях четко прослеживается определенная политическая позиция.

Украинская Православная Церковь Московского Патриархата выступает с призывами к миру и диалогу. 19 января монахи Киевско-Печерской лавры разместились в нейтральной зоне между митингующими и бойцами отряда «Беркут», вышли как миротворцы, с хоругвями, иконами и молитвами. Батюшки, стоявшие между баррикадами, потом писали: «Сколько людей подходило (и в масках тоже! тайком) и благодарили, что мы стоим там». Подходили как со стороны военных, так и со стороны митингующих, угощали горячим кофе. Православные монахи показывают обществу пример, пример человеколюбия и исполнения долга. Но какова официальная позиция УПЦМП? Кроме призывов к перемирию и диалогу практически отсутствует выраженная поддержка линии сохранения дружественных отношений с Россией. Или прослеживается иное – например, в конце сентября было опубликовано Обращение Церквей и религиозных организаций к украинскому народу, в котором, в частности, говорится следующее. «Исторически так сложилось, что с давних времен украинский народ был частью европейского цивилизационного пространства. Во взаимосвязи с Европой, ее духовной, культурной, образовательной, правовой традиции строилась наша общественная и государственная жизнь. Сейчас Украина стоит перед выбором пути своего дальнейшего развития. По нашему мнению, будущее Украины естественно обусловлено нашими историческими корнями – быть независимым государством в кругу свободных европейских народов. Убеждены, что этот выбор не является и не может считаться противопоставлением Украины нашему историческом соседу – России. Ведь ее государственность, история и культура тоже тесно связаны с Европой.» Этот документ был подписан, в том числе, и Предстоятелем УПЦМП. Основной посыл его – интеграция с европейскими государствами, кроме того Россия в нем также представляется чуть ли не частью европейской цивилизации. Что еще любопытного в данном тексте? То, что в нем фактически заложен только один возможный вектор движения Украины – интеграция в европейское пространство, с противопоставлением России или без него.

Со стороны Православной Церкви Киевского Патриархата явно звучат призывы в поддержку оппозиционеров. Епископ Вышгородский в декабре в своем выступлении призвал украинцев «присоединяться к майданам во всех регионах» [4] страны.

А какова точка зрения католических священников? Греко- и римо-католики открыто выступают в поддержку оппозиционеров. Священник Украинской Греко-католической церкви Феодосий Ивашков тоже находится на Майдане и молится за «будущее Украины», утверждая, что молодые люди «не хотят жить в тоталитарной безбожной стране, которую им строит нынешняя власть» [5]. Ректор львовской семинарии УГКЦ 3 декабря в сопровождении своих коллег присутствовал на Майдане с лозунгом «С Богом – к победе» среди оппозиционеров.

Можно сказать, что позиция Украинской Православной Церкви Московского Патриархата в целом нейтральная (хотя зачастую и двойственна), остальные церкви однозначно заявляют о себе как о сторонниках оппозиционных сил.

А что думает по этому поводу украинский народ? Каждый четвертый полагает, что у Украины должен быть собственный путь, не связанный ни со вступлением в Таможенный Союз, ни с членством в Евросоюзе. См. рис.3.


Рис.3. Мнение украинцев о приоритетном направлении внешней политики Украины, (%).

Итак, две противоположные позиции, два возможных направления внешнеполитического движения. Можно ли доверие к Церкви рассматривать как один из уже немногих оставшихся факторов единения украинского и российского народа? Похоже, что уже нельзя. Степень поляризации украинского общества по политическим убеждениям очень высока, и она только усиливается с внесением в политические лозунги религиозных акцентов. Религия не становится в этой ситуации фактором единения, напротив, она используется как мощный механизм формирования определенной политической позиции в сознании населения.

В свете изложенного становится особенно важным вопрос о сохранении единства Русской Православной Церкви, как одной из консолидирующих основ существования этнокультурно и традиционно православных российских народов.



[1] Выборка составила 1650 человек (постоянных жителей Украины старше 18 лет). 80 населенных пунктов, в том числе г. Киев и Автономная Республика Крым.

[2] В данном случае речь идет о совокупности религиозных организаций, этот обобщающий термин был применен в исходном исследовании.

[3] Институт социологии Национальной академии наук Украины, социологическое исследование на тему «Религия в Украине: конфессии, отношения, верующие», 2011.

[4] Религиозно-информационная служба в Украине (РИСУ).

[5] http://searchnews.info/


Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
2996
9994
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика