Дорогие игрушки Владимира Путина

Дорогие игрушки Владимира Путина

Могущество России будет прирастать Сибирью и Северным океаном.
(
М.В.Ломоносов)

15 января, за несколько часов до отставки, занимавший на тот момент пост премьера Д. Медведев распорядился выделить из бюджета 127 млрд рублей на строительство крупнейшего в мире атомного ледокола «Лидер». Построят его по заказу «Росатома» на дальневосточной верфи «Роснефти» «Звезда». «Лидер» будет обеспечивать круглогодичную навигацию по Северному морскому пути (далее — СМП).

Изначально предполагалось, что «Лидер» обойдется государству в 70–90 млрд рублей, потом появилась сумма почти в 100 млрд, сейчас выделено около 130 млрд рублей. Только в этом году будет подписан контракт и начнутся предпроектные работы. Учитывая, как у нас могут дорожать мегапроекты, за «время пути собачка может подрасти» до рекордов Крымского моста.

О том, что «ключом к развитию русской Арктики, регионов Дальнего Востока станет Северный морской путь. Наша задача — сделать его по-настоящему глобальной, конкурентной транспортной артерией», В. Путин говорил уже давно и настойчиво. Однако, как и всегда при долгосрочном планировании, у команды эффективных менеджеров постоянно что-нибудь случается непредвиденное, из-за чего средств на их проекты тратится все больше, а предполагаемые выгоды все туманнее, ну есть у них такая традиция.

Чем вообще привлекателен СМП? В идеале он должен составить конкуренцию морскому пути из Азии в Европу через Суэцкий канал. Например, путь через Суэц из Кореи в Англию имеет протяженность ок. 23 тыс. км, а та же дорога через СМП составит ок. 14 тыс. км. Считается, что это означает значительную экономию топлива, снижение стоимости фрахта судна и оплаты труда его экипажа. Кроме того, не надо платить за проход судна, стоять в очереди, да и пираты в Северном Ледовитом океане не прижились. На первый взгляд — сплошная выгода. Однако коллективный запад, прекрасно умеющий считать денежки, отнюдь за ней не ринулся.

В конце августа 2018 по СМП прошел контейнеровоз датской компании Maersk. И хотя она признала опыт успешным, но сообщила, что не рассматривает этот коридор как альтернативу другим путям. От СМП отказался крупнейший французский морской контейнерный оператор. Сомнения в целесообразности ходить по Севморпути выразили в Норвегии, от него отказались в Германии. К примеру, за десять месяцев 2017 г. по СМП прошли транзитом 28 судов, приблизительно столько проходит через Суэцкий канал за 10 часов.


Можно предположить, что западные страны назло России будут переплачивать и стоять в суэцких «пробках» себе в убыток, исключительно по политическим причинам и из чистой вредности. А может быть, кроме бросающихся в глаза выгод, существуют и прочные невыгоды, о которых путинские менеджеры либо умолчали, либо не знали, либо что-то такое слышали, но решили не принимать в расчет.

Если говорить о транзите грузов, то основным производителем и отправителем в современном мире является Китай. Если посчитать, к примеру, дистанцию между крупнейшими в мире контейнерными терминалами Шанхая и Роттердама, то она составит 8 тыс. миль по СМП или 10,5 тыс. миль через Суэцкий канал. Разница не фатальная, к тому же традиционный маршрут проходит вдоль густонаселенных территорий. По пути присутствует огромное количество крупных портов и мест разгрузки (тот же Сингапур), существенно облегчающих логистику.

При этом проход по СМП носит гораздо более высокие риски в связи с непредвиденными обстоятельствами, к которым могут относиться и длительное ожидание ледокола, и скопление айсбергов даже в период летней навигации, и проблемы с коммуникацией, и сбои в работе навигационных систем.

На большей части пути вдоль арктического побережья отсутствуют порты и населенные пункты. И зарубежных операторов в этой связи совершенно резонно волнует немаловажная проблема: кто в случае нештатной ситуации, то есть наступления страхового случая в экстремальных условиях арктической зоны (а это снова издержки, и немалые) сможет прийти на помощь? Кроме того, в настоящее время в Северном Ледовитом океане отсутствует единый правовой режим. Не существует закрепленных правовых норм арктического судоходства (ввиду отсутствия судоходства в регионе как массового явления). Имеются лишь общие рекомендации для повышения безопасности и сохранения природы Арктики.

Согласно мнению специалистов Международной морской организации (IMO), для прохода во льдах требуется дополнительная подготовка судна и его экипажа, что неминуемо влечет за собой увеличение расходов. Комплектация судна полностью закрытыми спасательными шлюпками, подготовительные курсы ледовой навигации для штурманов и т. д. Да и бесплатность транзита СМП достаточно условна, но в любом случае взимаемая плата за ледокольное обеспечение (а иначе в чем смысл предоставления прохода?) не покрывает расходов на содержание ледокольного флота. Получается что привлекательность СМП не только субъективно, в силу нестабильности российской экономики и произвольных односторонних властных решений, но и объективно невелика ввиду суровых природных условий и удаленности от районов основного производства и потребления.

А теперь немного отвлечемся от СМП и вспомним, чем вообще на нашей памяти заканчивались все долгосрочные проекты эпохи развитого путинизма, превратившиеся в дорогие, но бесполезные игрушки, тешившие самолюбие нацлидера и сказочно обогащавшие подрядчиков. Скандалы с Роскосмосом практически не затухают — и злосчастная «Ангара», и «воруют — сотнями миллионов, сотнями миллионов!». Насчет СП-2 уже все поняли, что это такая замысловатая и широко распиаренная труба, в которую тихо вылетели миллионы народных денег с экономическим эффектом «в отрицательном сегменте» для страны, но в положительном для подрядчиков.

В каком плачевном состоянии и насколько невостребованы сейчас многочисленные дорогостоящие спортивные объекты, спешно понатыканные по всей стране к мундиалю, говорить излишне — они благополучно руинизируются у всех на виду. И странно было бы предположить, что при общей неспособности руководителей российских госкорпораций мыслить дальше размера премий топ-менеджмента и неписаных условий контрактов, какая-то благоприятная участь в порядке исключения постигла бы СМП. Она и не постигла, потому что посчитать время, расстояние, скорость и расход топлива — это задачка для школьника. А вот то, что осталось за пределами понимания эффективных менеджеров, требует профессионального, взвешенного и комплексного планирования рисков и возможных выгод.

Развивать СМП безусловно необходимо, потому что это — необходимый для России стратегический проект, который по своему значению для государства вполне может быть сравним с атомным или космическим проектами, это российская транспортная артерия, обеспечивающая снабжение примерно 20 миллионов населения страны, да и необходимость вывоза полезных ископаемых остается по-прежнему актуальной. Но не делать же из него игрушку, которая получается и впрямь баснословно дорогой, потому что на развитие СМП изначально планировалось потратить триллион за пять лет. И если судить по двукратному удорожанию только ледокола «Лидер», который находится пока на стадии обсуждения условий контракта между такими корпоративными монстрами как «Росатом» и «Роснефть», что уже настораживает, кое-какие суммы и сроки спрогнозировать можно с большой долей вероятности. А вот окупится ли такое вложение и если да, то когда — это еще вопрос.

Тем более, что недремлющий Китай очень живо интересуется всем, что у путинских управленцев плохо лежит (а у них все плохо лежит) и что они сами не в состоянии освоить (ну кроме отпущенных на мегапроекты бюджетных средств, тут им равных нет). И Арктики это тоже касается. В 2018 г. Китай выпустил China’s Arctic Policy — документ, в котором излагается, как именно инициатива «Один пояс — один путь» применяется к Арктике. Согласно документу Китай намерен поощрять своих разработчиков строить инфраструктуру вдоль арктических маршрутов и призывать свои судоходные компании осуществлять пробные рейсы. На что посол России в Китае Андрей Денисов заявил, что освоение СМП требует значительных усилий и инвестиций и выполнить эту задачу России в одиночку крайне сложно. И вообще, мы приветствуем китайские инвестиции. Это пусть недалекий Трамп курам на смех Гренландию покупает, деньги тратит, а мы умные, наоборот средства привлекли. Правда, как Китай осваивает российские территории и ресурсы, можно спросить жителей Сибири, они давно за этим процессом наблюдают и соврать не дадут.

Путинский менеджмент по сути в очередной раз показал, что он, мягко говоря, не самый эффективный, коль скоро за десятилетия напряженной управленческой деятельности в пользу узкого круга бенефициаров не осознал, что короткий путь — не всегда самый короткий, как бы парадоксально это не звучало.

И наивно было бы надеяться, что он уже когда-нибудь образумится и остановится в своей деструктивной деятельности, пока вволю не наиграется и все игрушки не доломает. Ну или пока у него взрослые, ответственные настроенные на конкретный результат граждане, патриоты, профессионалы мирно и законно не отберут возможность баловаться с Россией вообще и стратегического значения проектами в частности. Уж больно дорого стали народу обходиться всякие «Лидеры» — и это конечно же в адрес ледокола замечено, а не то, что все сейчас подумали.


Автор Любовь Сергеевна Донецкая, Союз Народной Журналистики, команда поддержки Программы Сулакшина.



Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
567
1846
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика