О проблеме ответственности президента перед народом и механизме его отзыва

О проблеме ответственности президента перед народом и механизме его отзыва

ВОПРОС: Сейчас активно ведётся работа по поправкам Путина к действующей Конституции России. А вводится ли в вашем проекте Конституции возможность отстранить Президента от власти в случае недоверия народа?

С.С.СУЛАКШИН: Вопрос очень важный. Сейчас внимание многих приковано к путинским поправкам в действующую Конституцию. Для этого очередного обмана народа, чтобы вынудить его идти на голосование и поддержать трюк по протаскиванию пожизненного пенсиона в виде кресла верховного правителя, или наместником бога на земле лично для Путина — очень многое делается. Но в этой связи действительно есть внимание и к самой Конституции.

И вот посмотрите как делаются путинские поправки: лоскутное одеяло, штопаное, что называется, белыми нитками. А настоящая Конституции — это система жизнеустройства большой страны и многих миллионов людей, это сложнейшее поле жизни с конфликтами интересов, с внешними неконтролируемыми параметрами её устройства, с внутренними управляемыми параметрами. С таким системным документом нельзя обращаться так, как это сейчас делает Путин: что-то на левой коленке написал, вставил и породил противоречия в тексте, в самой конструкции. Настолько не уважать Конституцию, настолько издевательски глумиться над конституционным порядком стране, как это делает сейчас якобы её гарант, это значит породить хаос и глупость — но это, видимо, уже фирменный знак путинизма.

При этом Путин не затрагивает главное ядро ельцинской Конституции: главы 1, 2, 9, которые ответственны за деградацию страны. Там он ничего не меняет!

Наша Конституция строилась и построена иначе. Сначала были сформулированы высшие ценности, во имя которых обустраивается страна. С точки зрения научной модели страны высшие ценности — это управляемые факторы в многофакторном пространстве главного показателя жизни страны — её успешности и жизнеспособности. Конкретные факторы выбирались путем глубокого анализа цивилизационной сущности нашего народа и нашей страны. Это был системный выбор, а не выбор методом тыка, как делается сейчас.

Одна из проблем, среди сотен решаемых в нашем проекте Конституции во взаимной увязке проблем, касалась именно того вопроса, о котором Вы спрашиваете.

Как решается проблема ответственности президента перед народом и механизма его отзыва при провале обещаний и дееспособности в нашей Конституции? В ней введен новый принцип политической ответственности государственных выборных должностных лиц. Не дисциплинарной, не административной, не уголовной ответственности — которые уже есть, а политической. Сейчас должностное лицо проваливает свою ответственность, лжёт народу, не выполняет свои собственные обещания, которые многократно даёт и опять не выполняет… но не несет за это никакой ответственности! Путин говорит, например, что «пока я Президент Конституцию трогать не будем», а потом ноги о неё вытирает. Говорит, что «пока я Президент пенсионный возраст для выхода на пенсию не поменяется», а потом просит отнестись с пониманием и меняет этот возраст. А ответственности за свои слова не несет. А почему? Потому, что нет механизма.

Поэтому мы вводим в проект нашей Конституции новую норму политической ответственности для выборных государственных должностных лиц. Кто к ним относится? Президент, депутаты, губернаторы, члены Совета Федерации, которые по нашей Конституции будут избираться, а не назначаться из кремлёвского отдела кадров. В действующей Конституции есть процедура импичмента, но она, как и референдум, кастрирована, а уж право выразить недоверие народа вовсе растоптано. Как именно это делается? Сфальсифицированные выборы создали фактически карманные Госдуму и Совет Федерации, судебная власть не в состоянии обеспечить независимый механизм импичмента, фактически все ветви власти совмещены. Импичмент в путинской России по этой ельцинской-путинской Конституции реально невозможен.

В нашей же Конституции импичмент возможен, но есть ещё и механизм политической ответственности. Этот механизм многоступенчатый, на первом шаге обществу дается право публичного признания выборного должностного лица несоответствующим своим обязательствам и должности, даётся публичная оценка недееспособности. Это как бы предупреждение о должностном несоответствии, причем у такого лица есть право на совершение, так называемого, акта чести. Ему указали на недееспособность, несоответствие должности и товарищ уходит в добровольную отставку. А вот, если не уходит, включается механизм импичмента, который обеспечивается защищенными в конституции правами оппозиции, гарантиями независимости ветвей власти — всеми необходимыми условиями, чтобы импичмент стал реальным и возможным. Такой системный механизм заложен в нашу Конституцию.

Степан Сулакшин


Автор Степан Степанович Сулакшин — д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор, гендиректор Центра научной политической мысли и идеологии.

Из передачи #ПрограммаСулакшина Вопросы и ответы.



Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
660
2080
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика