"Экономическое измерение государственного суверенитета". Научно-экспертное заключение

"Экономическое измерение государственного суверенитета". Научно-экспертное заключение

Московский экономический форум

Центр научной политической мысли и идеологии

Круглый стол

«Экономическое измерение государственного суверенитета»

(Москва, 27 марта 2014 г., МГУ им. М.В.Ломоносова)

Научно экспертное заключение


  В обсуждении поставленной для анализа темы приняло участие 60  чел. , ученых, экспертов, практиков.

  На обсуждение были вынесены следующие вопросы.

1.  Современное представление о государственном суверенитете

2.  Проблемная структура, акторы и факторы обеспечения суверенитета

3.  Экономические факторы государственного суверенитета

4.  Российская финансовая и экономическая политика как фактор государственного суверенитета: проблемы и предложения

  Понимая под государственным суверенитетом право и реальную возможность государства принимать государственные решения в национальных интересах и на самостоятельной основе, необходимо видеть, что такое право и возможность основаны на ресурсной обеспеченности. В ее структуре как внутренние, так и внешние факторы и акторы, и соответствующие им ресурсы. Это внешние государства, их союзы и глобальные природные факторы. Это национальные финансы, производство, оборонные инфраструктуры, гуманитарные факторы (человеческий потенциал - люди с их духовными и душевными качествами, ценностями, мировоззрением, способностями, знаниями, умениями и навыками), природные ресурсы, общественно-политические лоббистские и оппозиционные институты. Это духовные, ценностные, этические и идеологические основы идентичности страны.

  Поддержание государственного суверенитета основано на активной государственной политике в каждой из указанных сфер жизнедеятельности страны.

  Специфическое значение имеет финансовый экономический ресурс.

  I.  Анализ российской государственной политики и практики в этой сфере выявляет ряд тревожных диагностик и трендов.

  С позиций внешнего суверенитета:

а) неумеренная политика открытости российской экономики мирохозяйственным связям привела к ущербу суверенитету в силу необоснованно высокого внешнеторгового оборота, превышения объемов экспорта над импортом и замораживания положительной части платежного баланса вместо ее использования в целях развития;

б) сворачивание внутреннего производства несырьевой, машиностроительной, приборной, иной высокотехнологической, фармакологической, продовольственной продукции и компенсация утрат импортом на слишком высоком уровне импортизации внутреннего рынка, а также деформация структуры экспорта в пользу сырья приводят к ущербу суверенитету России. В целом уровень экономической автаркии, или иными словами зависимости от импорта в целом, и в особенности от целого ряда товаров, прежде всего, таких как продукция машиностроения (продукция станкостроения, самолетостроения, военная техника, буровые станки для нефтегазовой отрасли и др.), лекарств, ряда продовольственных товаров не соответствует критериям экономической и национальной безопасности страны, поскольку такая зависимость вызывает политическую уязвимость страны от действий зарубежных государств и международных институтов;

в) чрезмерно высока доля активов, находящихся в иностранной собственности, причем ее рост происходит через продажи и переход активов, находящихся в частной собственности россиян. Без вмешательства государства тенденция развивается неизбежно в направлении увеличения несуверенной доли иностранной собственности;

г) размещение государственных золотовалютных резервов в зарубежных финансовых инструментах и банках снижает суверенитет страны. Пропорция валютного объема и объема монетарного золота в резервах страны выбрана неправильно и не соответствует опыту устойчивых государств;

д) Центральный Банк России, хотя частично и ослабил после кризиса 2008-09 гг. соответствующую ориентацию, но,  все равно, продолжает использовать фактически  несуверенный принцип «currencyboard», поставив эмиссию рубля в зависимость не от потребностей национального развития и ликвидности банковской системы, а от экспорта углеводородного сырья. Доля доходов бюджета России, зависящих от несуверенного фактора цены и объемов зарубежных закупок, возросла по отношению к 10%, характерным для экономики СССР, до более, чем 55%;

е)  утрата ряда критических технологий в связи с уменьшением госзаказа на НИОКР уже привела к необходимости закупок вооружений и военной техники за рубежом;

ж)  не мотивированное и не обоснованное интересами экономического развития страны, не учитывающее специфику  структуры экономики и ее доходности, факторы отрицательной климатической, земельной и транспортно-дистантной ренты, как и ранее проведенные приватизация важнейших активов, «реструктуризация» РАО ЕЭС и вступление страны в ВТО, привели к усилению деградационных процессов в экономике – сворачиванию отечественного производства, снижению ВВП, проявили себя как несогласованные с требованиями государственного суверенитета в условиях слабоконкурентной экономики России;

з) демонетизация рублевой суверенной денежной массы приводит к ее замещению иностранной валютой, ненаблюдаемой и теневой экономике, выдавливанию российского бизнеса в зарубежное кредитование, обремененное политическими условиями и обстоятельствами. Ставка на зависимые от зарубежа внешние  частные инвестиции себя не оправдала и одновременно привела к дефициту суверенных инвестиций и торможению развития;

и) избыточная либерализация условий и контроля движения валюты и капитала приводит к масштабному и возрастающему оттоку капитала, проблемам офшоризации экономики;

к) операционные платежные системы зарубежных государств, действующие в российской экономике и финансах на безальтернативной основе, угрожают российскому суверенитету.

 

С позиций внутренних факторов суверенитета:

а) Российское государство продолжает сокращать свой потенциал  государственности. Доля государственных расходов в ВВП продолжает снижаться и стала уже меньше, чем во всех устойчивых сопоставимых странах. Столь низкое соотношение контролируемых государством финансовых и материальных потоков  и, соответственно, приватных, как 30% к 70% (по долям ВВП),  означает, что государственные решения и политики, которые должны решать задачи общего развития,  во всеобщих интересах страны, становятся зависимыми и производными от групповых интересов, в том числе, сочетающихся с нерезидентными интересами. В итоге, принцип суверенности государства от факторов, отличных от общегосударственных, существенно нарушается. Современный опыт показывает, что такие ситуации приводят даже к т.н. «революциям олигархов», когда их финансовая и экономическая мощь становится сопоставима с государственной.  Возникают частные СМИ, частные армии, частные спецслужбы. Растет зависимость от глобальной финансовой олигархии. Все это реально подрывает суверенитет страны;

б) Российское государство продолжает сокращать свой потенциал государственности, форсируя необоснованную по экономическому эффекту приватизацию. Контроль и балансировка института собственности нерезидентов при приватизации  недостаточен;

в) Российское государство продолжает сокращать свой потенциал государственности, не реагируя на новое явление перерастания коррупции в  латентную «приватизацию» государствообразующих природных и финансовых ресурсов;

г) самоустранение государства от контроля  материальной базы национально значимых СМИ и интернета снижает степень государственного суверенитета в условиях информационных войн и применения специальных средств «мягкой силы».

II. Соответственно выявленным причинным связям и проблемам экономического содержания государственного суверенитета круглый стол отмечает необходимость коррекции макроэкономической и финансовой политики в России в целях укрепления государственного суверенитета.

Рекомендуется следующее.

1.  Изменение принципов работы (в части целей, задач, и подчиненности государственной политике) и формулы эмиссии Центрального Банка России в пользу функции поддержки национального развития и ликвидности банковской системы страны, что требует изменения Закона о ЦБ РФ.

2.  Увеличение доли государственных расходов в ВВП до (55-65)%.

3.  Приостановление участия  России в ВТО на период оздоровления национальной экономики (10 лет). Пересмотр уровня внешнеторгового оборота в пользу «короткого плеча» между производством и потреблением на национальной территории. Использование профицита торгового баланса для целей инвестирования в развитие основных фондов страны. 

4.  Восстановление более жесткого государственного контроля и регулирования движения капитала (валюты), а также валютной позиции банков. Изменение принципа свободного формирования обменного валютного курса рубля на регулируемый государством, и дифференцированный принцип.

5.  Пересмотр политики формирования золотовалютных резервов. Увеличение в золотовалютных резервах страны доли золота до уровня современных развитых стран мира (более 70%).

6.  Восстановление государственной  инвестиционной активности путем создания масштабного института развития с формированием его фондов с помощью ремонетизации национальной экономики с объемами суверенных годовых инвестиций в сотни млрд. долл.

7.  Пересмотр объемов необоснованной приватизации и консолидация собственности под контролем государства.

8.  Ревизия собственности в стране и создание реестра собственников, в особенности в части нерезидентов.

9.  Формирование Национального проекта президентского уровня активного и масштабного инвестиционного стимулирования перестройки структуры выпуска, экспорта и импорта в направлении продукции импортозамещения, конечной сборки, высокой степени переработки и наукоемкости.

10.  Возвращение латентно «приватизированных» доходов государственного бюджета от продаж природных ресурсов, находящихся в государственной собственности, для чего нужно разделить процесс образования стоимости, а именно, получение дохода от природных ресурсов собственно государством для решения общегосударственных задач, и получение дохода (за вычетом налогообложения) от добычи и транспортировки данного ресурса добывающей компанией.

11.    Возвращение латентно «приватизированных» доходов государственного  бюджета от прибылей государственных корпораций и иной государственной собственности и направление их на общегосударственные задачи развития.

12.  Форсированное развитие отраслей,  особо значимых для поддержания суверенитета страны, в частности, производства продовольствия, фармакологической продукции и оборонозначимых компонентов.

13.  Форсированное создание суверенной операционной платежной системы.

14.  В целом нужен переход к стратегическому планированию основных параметров и пропорций развития экономики по критерию обеспечения экономической безопасности и суверенности страны.

 

Заключение составлено по итогам дискуссии  участников круглого стола, их предложениям и замечаниям.

По поручению круглого стола,

председатель круглого стола,

профессор, д.ф.-м.н., д.полит.н.  С.С.Сулакшин

www.rusrand.ru,  orgrusrand.ru,  тел.: 8 499 249 07 03,  8 499 249 80 42


Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
1574
4671
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика