Когда Москва стала Третьим Римом

Когда Москва стала Третьим Римом

Максим Волков

Доктрина «Москва — Третий Рим» обретает всё большую актуальность. Но совсем не в том смысле, в каком её преподносит массам официальная пропаганда.

Редко что сравнится по своей увлекательности с точки зрения неожиданных открытий, озарений и прочих инсайтов, чем детальный разбор всевозможных идеологем и мифологем. Одна из самых востребованных идеологических концепций современности «Москва — Третий Рим» наглядный тому пример.

Третий Рим… Вечная Империя, золотые купола, державная поступь полков, величие правого дела и знамя истинной веры, призванной спасти погрязший в неверии мир. Другими словами, Град на холме, но в российском изводе.

Когда же Москва стала Третьим Римом? Если верить Google Books Ngram Viewer, который считает частотность отдельных слов и фраз в книгах, журналах и газетах, то концепция начала активно внедряться в общественное сознание с конца 80-х гг. прошлого века — в полную силу вступила к 1996 году и продолжает пользоваться исключительной востребованностью у писателей, журналистов, публицистов и прочих инженеров человеческих душ.

Не самая древняя доктрина, но, как водится, ведёт свою официальную родословную аж с начала XVI века. Действительно, в послании старца псковского Елеазарова монастыря Филофея, адресованном великому князю Московскому Василию III Ивановичу, есть эти слова. Слова эти мудры и очень актуальны сегодня, хотя и совсем не в том смысле, в каком их понимают не утруждающие себя чтением первоисточников современники.

Старец Филофей предупреждает князя: в Москве разучились правильно креститься, а гомосексуалистов (содомского блуда) развелось сверх всякой меры — такое может очень плохо кончиться. Ибо Москва — последний оплот христианства. Да, больной всеми пороками Рима и Константинополя, ослабленный блудом, преисполненный богопротивной мерзости, но другие крепости вообще пребывают в руинах — отступать дальше некуда — последний рубеж обороны. Предыдущие христианские царства уничтожены, если сдадим и это, то Рим больше не возродится.

Не о вечном державном величии говорит мудрый старец, а грозит князю приказом №227:

…ибо старого Рима церковь пала по неверию ереси Аполлинария, второго же Рима, Константинова града, церковные двери внуки агарян секирами и топорами рассекли… Все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать. И твое христианское царство другим не сменится…

Во время реформы патриарха Никона раскольники активно цитировали послание старца Филофея в первозданном смысле: последний рубеж обороны прорван, патриарший трон занял антихрист — теперь предстоят уличные бои за каждый дом. На старообрядцев начались гонения, книги с упоминанием послания запрещались и уничтожались (например, «Повесть о новгородском белом клобуке») — до второй половины XIX века официальная пропаганда о концепции «Москва — Третий Рим» даже не вспоминала.

С послания стряхнули пыль после поражения в Крымской войне. Срочно потребовались реформы, модернизация, перевооружение армии и актуальная народная мечта. Как водится, начали с мечты — в контексте «Вы мне ещё за Константинополь ответите!» Идею внедряли крайне аккуратно и дозированно, так как Филофей прочно ассоциировался с раскольниками, которые советовали сначала выбить бесов из Кремля, а уж потом браться за Стамбул.

Второй всплеск интереса случился в преддверии 1913 года: угроза революций и войн, столетие Отечественной войны, 300 лет дома Романовых — понадобилась хорошая имперская идеологема. Доктрина окончательно перестала быть религиозной и перешла в философскую плоскость, обрела статус русской идеи, особого пути развития — получила дальнейшую жизнь в трудах историков и философов. Однако в сердцах широкой общественности как-то не прижилась.

В Советском Союзе концепция тоже эпизодически проявляла себя. Например, в 30-х годах, когда СССР делал разворот от интернационализма к империи, и в годы Второй мировой войны, когда по понятными причинам религиозный дискурс и апелляция к героическим традициям оказались как никогда востребованными.

Бурное развитие и последовательная популяризация доктрины начались во времена горбачевской Перестройки и продолжаются по сей день. Вначале её использовали для разжигания националистических настроений и демонтажа социалистической системы, сейчас — для управления массами, консолидации общества вокруг престола.

При всей своей привлекательности идея «Москва — Третий Рим» в современной интерпретации очень опасна для российской государственности. Россия сейчас тяжело больна и совершенно не в том состоянии, чтобы служить примером остальному человечеству, упиваться собственным величием и навязывать волю другим народам, особенно силой оружия. Нет у нее сейчас для этого ни сил, ни морального права. Будут ли они обретены вновь – зависит от ее ближайшего будущего. От способности и везения излечиться от либерально-космополитического поражения всех систем страны. Включая в первую очередь самый верхний этаж.

Гораздо актуальнее первоначальный смысл, который на самом деле вкладывал в послание старец Филофей. Оборона прорвана по всем фронтам, враг давно не у ворот, а в пределах городских стен — необходима срочная мобилизация, консолидация всех сил и готовность к долгой кровопролитной борьбе. До победы. Ибо в случае поражения Третьего Рима — Четвёртый не возродится.


Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
1117
3889
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика