Почему инфляция не поспевает за ценами. Как рассчитывается инфляция?

Почему инфляция не поспевает за ценами. Как рассчитывается инфляция?

Эксперт Центра научной политической мысли и идеологии Людмила Кравченко


Официальный уровень инфляции на 22 декабря этого года составил 10,4%, что существенно выше запланированного в 4,8%, но неизмеримо ниже того, что обычный россиянин наблюдает в магазинах. В среднем по оценкам аналитиков цена на продукты питания выросла на 20-25%. В крупнейших сетевых магазинах общего пользования стоимость продуктовой потребительской корзины в этом году выросла на: 22% в Пятерочке, 31,2% в Перекрестке, 17,8% в Седьмом Континенте, 17,9% в Ашане. Однако почему инфляция оказалась далека от реального роста потребительских цен?

Главная причина кроется в методологии измерения показателя: продукты питания при расчете инфляции составляют всего 36,51% от всех входящих в индекс потребительских цен товаров. Вес продуктов питания в показателе инфляции снижается ежегодно. Значение товарных групп для расчета (их вес) должно соотноситься со структурой расходов граждан. В 2014 году при расчете инфляции наибольший вес отдан таким товарным группам, как мясопродукты (9,25%), жилищно-коммунальные услуги (8,96%), легковые автомобили (7,55%), одежда и белье (5,27%) и алкогольные напитки (5,21%). Теоретически методология расчета должна меняться на фоне улучшения благосостояния граждан и изменения структуры их расходов, однако вследствие высокого социального расслоения и того, что действующая оценка роста потребительских цен отслеживает изменение структуры потребления 20% населения - наиболее состоятельных граждан, показатель инфляции реально не отражает рост цен для большинства населения, а его снижение в том числе объясняется изменением расчета инфляции, когда социально значимые товары занимают в выборке все меньший вес.

В таблице 1 представлены данные по товарным группам, которые в расчете инфляции занимают максимальный вес, и главные статьи расходов российских граждан.

Таблица 1.

Товарная группа

Вес при расчете ИПЦ, в %

Сравнение со структурой расходов по 10%-ым группам граждан

Рекомендуемый вес, в %

Мясопродукты

9,25

Для 60% населения страны показатель явно занижен. Для них эта доля должна составлять 10,6%.

10,2

Жилищно-коммунальные услуги

8,96

Для 90% россиян вес не соответствует доли в структуре расходов. Группа с наименьшими доходами тратит на ЖКХ до 17% своих доходов.

12,2

Легковые автомобили

7,55

80% населения страны на покупку автомобиля тратит менее 1% (0,6%),то есть для них рост цен на автомобили не оказывает влияние на уровень их реальных доходов.

1

Одежда и белье

5,27

Показатель явно занижен для всех категорий. До 80% продукции в этой отрасли – это импорт, то есть ослабление рубля и рост цен на одежду в текущем году внесет меньший вклад в рост инфляции, ИПЦ искусственно занижается.

10,2

Алкогольные напитки

5,21

Показатель абсолютно завышен: максимальный уровень в структуре расходов – это 2,1%.

1,7

Молочные изделия, сыр и яйца

4,4

Максимально приближен к реальным расходам, однако для 70% населения страны показатель  занижен.

5,1

Плодоовощная продукция, включая картофель

3,69

Показатель завышен

2,7

Услуги связи

2,85

Для 90% населения на услуги связи приходится от 3 до 5%  расходов.

4

Услуги пассажирского транспорта

2,82

70% населения тратит на транспорт больше расходов, чем это предусмотрено при расчете инфляции

3,1

Хлеб и хлебобулочные изделия

1,70

Существенное занижение. Для 20% населения это третья по счету статья расходов, этот продукт для всех жителей входит в 10-у наиболее весомых статей расходов, в показателе инфляции он занимает только 22 место, ежегодно снижается его вес при расчете.

5,3

Для исключения сезонного фактора при расчете инфляции абсолютно исключены колебания цен на главные продукты потребления в каждой семье - картофель, капуста, лук, свекла, морковь, чеснок, яблоки, а также услуги в коммунальной сфере. Это означает, что сезонное повышение цен, которое сокращает доходы граждан, абсолютно не учитывается. В расчете базовой инфляции участвуют цены на 396 товаров, многие из которых домашними хозяйствами не используются или используются раз в жизни. Так, в перечень входит набор ритуальных услуг, стоимость туристических поездок в 6 стран, стоимость обручального кольца и др. Потребительская корзина Росстата и методика расчета ее стоимости настроены на минимизацию инфляции, не показывая, таким образом, реальной ситуации.

Фактически показатель инфляции в том виде, в котором он сейчас существует, в лучшем случае отражает рост цен для группы с наибольшим уровнем дохода, в то время как остальные 90% населения сталкиваются с сокращением своих доходов в год на 15-30%. Поэтому предлагается ввести социальную инфляцию, рассчитанную на основе реально потребляемого набора товаров и услуг. Социальная инфляция должна рассчитываться не по 400 позициям, а по 32 виду товаров и услуг, потребляемых большинством населения. На рис. 1 представлен перечень социально-значимых товаров и рост цен на них за год на середину декабря по официальным данным Росстата.


Рис.1. Социально значимые товары, рост цен на них в текущем году, на дату 22.12.2014 (по данным Росстата)

Предложенная выше модель социальной инфляции, исходя из структуры потребительских расходов населения по уровню доходов, для 80% населения страны будет лучшим образом отражать изменение потребительских цен. Для сокращения инфляции в стране необходимо не изменение методики ее подсчета, а кардинальная смена денежно-кредитной политики: монетизация экономики, стимулирование через денежно-кредитный механизм производства, улучшение благосостояния граждан через повышение доли оплаты труда в ВВП.


Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
574
1782
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика