Это будет по-честному

Это будет по-честному Нина Мозер — эксперт Центра научной политической мысли и идеологии

Так сказал глава Минсельхоза, комментируя вопрос маркировки продуктов с добавлением пальмового масла. По словам Александра Ткачёва, в ведомстве «объявили войну» главному ингредиенту в «молочных продуктах». Сделано это для того, чтобы потребитель понимал, что он покупает: натуральный, к примеру, кефир, или с добавлением «пальмы».



ЦЕНА НА ВЕС «ПАЛЬМЫ»

 Цена маркированных продуктов будет теперь иметь собственное значение: «чистое и честное молоко» будет стоить дороже, а продукты с заменителем ​— дешевле. Так, во всяком случае, предполагается. Как пишут СМИ, впервые глава Минсельхоза об этой идеи рассказал в интервью «Коммерсанту», подчеркнув в нём, что ведомство, таким образом, хочет «защитить настоящих производственников, которые делают качественные продукты». Вопрос о вредности «пальмы» был аккуратно министром обойдён. «Вредно пальмовое масло или нет. Оставим этот вопрос для обсуждения медикам и ученым, — сказал он. — Пока же пусть потребитель сам примет решение».

Ситуация на отечественном молочном рынке сегодня такова. С 2008 года в России маслом и сыром считаются те продукты, которые сделаны из молока и сливок, а все остальные — «сырными продуктами», в которых используется пальмовое масло вкупе с другими маслами. Суть подделки состоит в замене молочного жира растительным. На этом сегодня и делают прибыли нечистоплотные игроки молочного рынка. И не только. Многие и рады работать честно, но кризис, санкции, закредитованность отрасли не оставила им выбора.

Россия за последние годы стала крупным импортёрам пальмового масла. В прошлом году завезла 706 тыс. тонн, а в этом — чуть меньше. С начала текущего года импорт вырос на 18%. Завозится много, т.к., производить продукты с заменителем дешевле и быстрее в кризисное время, когда темпы роста «молочки» замедляются, а молоко стало дефицитом — к тому же ещё и дорогим.

 К примеру, «сырный рынок», который принципиально зависим от сырьевой базы, «просел» значительно. Пригодного для сыроделия молока нет. Заграничные сыры почти не завозятся (бизнес российских импортёров сыров сократился в 10 раз), а российские не могут качественно и количественно покрыть высвободившуюся нишу. Во-первых, сыроделам натуральные сливки и молоко, которые должны использоваться в производстве сыра, обойдутся в копеечку. На магазинной полке даже сыр не из сегмента «премиум» станет дорогим продуктом и может долго дожидаться своего покупателя. Производить его массово невыгодно. Во-вторых, в России не так много сыроварен, способных выходить на значительный ежегодный объём. Крупных предприятий полного цикла осталось всего несколько — основные в Брянской области, на Алтае и в Мордовии, а все остальные — маленькие и средние сыроварни с максимальной мощностью 5 тыс. тонн в год. Три года назад в Ростовской области закрылась одна из четырёх старейших сыроварен с объёмом производства более 10 тысяч тонн в год, а в этом году пустили с молотка «Новочеркасский молочный завод». Об этом мы уже писали.

Одним словом, молочная отрасль переживает тяжёлые времена. Выбор у неё небольшой. Заводам остаётся либо надеяться на значительную помощь государства, что в условиях кризиса маловероятно, либо ждать частного инвестора — настоящего хозяйственника, который смог бы развить производство, что также неправдоподобно для массового пришествия добросовестных бизнесменов в отрасль, либо выкручиваться. Третий вариант сегодня — в приоритете.

Кризисный 2014 год создал максимально комфортные условия для агрессивного вхождения на рынок пальмового масла. Заводы активно заменяли и заменяют молочные жиры дешёвым пальмовым маслом. Так на полках магазинов появляется «сырный» продукт, который фасуют под видом молочного. С введением санкций «контрафактный вопрос» только обострился. Власти это понимают и… «узаконивают» вчерашнюю откровенную подделку.

Это привело к тому, что производить «молочку» на «пальме» или выпускать «контрафакт» под видом натурального продукта стало выгодно. При этом продавать честно, указав состав с заменителями, никто не рискует, опасаясь падения покупательского спроса. Это признаёт и глава Минсельхоза, подчёркивая, что приблизительно до 20% молочных продуктов «продаются с наличием таких немолочных жиров», но «многие это не указывают на упаковке, так как понимают, что это будет понижать спрос».


КРЫЛЬЯ, НОГИ И ХВОСТЫ

Был такой советский мультфильм. Там гриф и страус учились летать, споря о том, как это лучше сделать — с помощью крыльев, ног или хвостов. Размышления об оптимальном сценарном видении ситуации случились и в сельскохозяйственном ведомстве. Случились они также стихийно и с прогнозируемым результатом. Чиновники недолго думали, что же делать с пальмовым маслом. И придумали пойти по пути наименьшего сопротивления, понимая, что сегодня всё-таки кризис в России диктует основные правила игры. Репутация среди потребителей у «ингредиента» — далека от похвальных речей, зато среди предпринимателей — проверенная в кризис. Размышляли они, то ли вообще запретить ввоз, то ли ввести квотирование, то ли требовать от бизнеса обязательной маркировки товара. Пока всё говорит в пользу маркировки, хотя квотирование ранее поддерживали в Совете Федерации. Таким образом, возможно будет «легализовать» то, что сегодня продаётся под видом натуральной продукции, являясь подделкой. 

На теме фальсификата спекулируют и СМИ, и сами ведомства, борясь между собой за право «главного» всевидящего ока по стране. Складывается впечатление, что они за этот неполный год нашли в России больше продуктовых подделок, чем за все предыдущие годы. А обнародование данных носит болезненный соревновательный характер.

 В частности, главными врагами российского производителя называли совсем недавно Белоруссию и Украину, которые ранее поставляли нам до 60% сыров и молочной продукции. Всё это быстро объявилось вредным и поддельным, то есть тем, что замешано на ЗМЖ — заменителях молочного жира. Пропаганда за здоровый образ жизни без пальмового масла и прочих растительных заменителей велась активная и беспощадная. Затем контролирующие ведомства принялись и за отечественных игроков рынка. Росконтроль однажды сообщил, что около 70% молочной продукции на нашем рынке — это подделка, Роспотребнадзор приводил другие кардинальные проценты — 5-7%, но всех переплюнул недавно Россельхознадзор, заявив, что доля фальсифицированного сыра на российском рынке составляет почти 80 %! 

СМИ обрадовались «внезапной» сенсации и вышли с этой очередной «первополосной» новостью. Но веселье было недолгим. Минсельхоз данные опроверг, допустив 10-15% долю фальсификата, а глава ведомства лично попросил не пугать рынок. Вскоре в Россельхознадзоре заявили, что СМИ всё перепутали, интерпретировав неверно данные. 

При этом всем досталось за публичную болтовню от премьер-министра Дмитрия Медведева, который призвал чиновником аккуратно и ответственно обращаться со словом, выступая на заседании правительственной комиссии по импортозамещению. «Надо, чтобы все должностные лица, говоря такие вещи, либо сопровождали это комментариями, а из таких заключений нужно делать очень серьёзные выводы, либо не делали этого, если они не уверены в этих словах», — сказал он, попросив «всех обратить на это внимание». По его словам, как только такие фразы произносятся, «народ начинает волноваться и говорить, где же это самое импортозамещение, если 80% сыра фальсифицированы». И в своей оценке он совершенно прав. Многим министерским чиновникам пора уже не только отвечать за свои слова, но и за поступки, в том числе, и за публичную глупость, которая выливается в СМИ очередными «сенсациями», приправленными неверными цифрами от официальных источников. Или они уже ничего и никого не боятся, или ослеплены соревновательным духом, который приобрёл крайнюю степень выслуживания.

 При этом, действительно, а где реальные возможности и ресурсы под импортозамещение? Пока очевиден его обратный эффект. Засилье фальсификатов в «молочке» — один из них. А бороться с ним собираются по принципу «уравниловки» задним числом, вместо того, чтобы инвестировать в производство, поднимать, а не допускать банкротство молочных заводов, строить современные мощные сыроварни. Понятно, что кризис, что задачи перед государством стоят иной сложности.

Но что мешало всё это делать ранее? Большинство молочников и сыроделов оказалось в кризисе даже без стратегических резервных запасов (от «заначки» до сырья). А сыров на полках — почти изобилие! Причина в том, что локомотивом роста сегодня стал не настоящий сыр, а сырный продукт, замешанный на ЗМЖ и требующий меньше молочного сырья.

Впрочем, импортозамещение отдельно где-то присутствует. Например, когда заграничное сырное премиальное лакомство исчезло из сетей, российские предприимчивые бизнесмены решили наладить на своих заводиках их производство. И наколдовали сыр с плесенью, к примеру. Разница в том, что для его производства, условно, под копирку, а именно этого требуют сети от производителя, чтобы удержать покупателя, нет у нас пока ни технологий соответствующих, ни сырья, ни времени. Некоторые эксперты сырного рынка уверенно рассказывают, что наши «мудрили» и «мудрят» с технологическими процессами и сроками, например, сокращая срок вызревания, что сказывается на качестве продукта. Так появляются молодые российские сыры. Только, скорее всего, на кухню министерств и ведомств они не поставляются. А для российского потребителя радость: он теперь будет знать, что кушает некачественные продукты  — маркер уведомит. А вот опасны ли они для здоровья (канцерогены, например) — пока не уведомит, министр говорит — сходите к учёным и медикам. Вот такая российская жизнь.


ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

Свершилось! Пограничники уничтожили первую партию «санкционного» сыра

Уже не смешно: санкционные продукты могут пустить под каток не только на границе




Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
363
977
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика