Горизонт бюджетного планирования сузят: но это уже было

Нина Мозер — эксперт Центра научной политической мысли и идеологии

В Правительстве могут отказаться от трёхлетнего бюджета, приняв главный финансовый документ страны только на 2016 год. Главная причина — «экономическая неопределённость».

Правительство РФ может отказаться от стратегического планирования экономического развития и ресурсного обеспечения государственных нужд на ближайшие три года и остановиться только на краткосрочном планировании — только на год. Об этом сообщил помощник президента Андрей Белоусов. «Интриги никакой нет. С учётом большой экономической неопределенности есть смысл в виде исключения отказаться от подготовки бюджета на трехлетку и принять бюджет только на 2016 год, просчитав чисто индикативно параметры ещё на два года», — пояснил он, подчеркнув, что правительство «с большой долей вероятности» обратится в Госдуму с предложением внести соответствующие поправки в Бюджетный кодекс.

Ранее СМИ сообщали, что финансово-экономический блок правительства выступает за антикризисное решение по «трёхлетке», то есть за возвращение к однолетнему бюджету из-за невозможности спрогнозировать на долгосрочную перспективу целый ряд факторов. Среди них  — возможное усиление санкций, сырьевая конъюнктура, курсовые качели и темпы развития экономики Китая. Кроме этого, предполагается перенести дату внесения бюджета в Госдуму с 1 октября на 25 октября. Объясняется это тем, что Минфин не успевает составить бюджет из-за позднего обновления макропрогноза.​«Сегодня прогнозировать доходы бюджета на трёхлетку практически бесперспективно. Поэтому есть предложение сосредоточиться на бюджете одного года», — прокомментировал вопрос глава парламентского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров. Он также подчеркнул, что, если решение будет принято, то Госдума должна уже в сентябре принять поправки в Бюджетный кодекс.

Но что поменялось? И раньше точно также все прогнозы правительства были на уровне «пальцем в небо». Что-то это решение напоминает. Например, запрет на опубликование гибели солдат в мирное время. Не нужно населению знать, сколько солдат гибнет в «отпусках» на Донбассе. Там, якобы вообще солдат нет. Враньё тянет за собой новое вранье. Готовится, если верить СМИ, и запрет на обсуждение роста цен, спада экономики – не надо населению знать плохие новости. Ему только хорошие новости про рейтинг президента знать предписано.Так и здесь. Прогноз неуклонного сползания страны в деградацию и кризис от Правительства в виде трёхлетнего бюджетного плана в преддверии выборов — дело неблагодарное. Они знают, куда дело идёт, но ничего менять не собираются. И даже признавать и говорить об этом уже запрещается. Напомним, что в кризис 2008-2009 гг. трёхлетний бюджет также был пересмотрен и принят однолетний, однако тогда прозвучало мнение вообще отказаться от практики утверждения трёхлетнего бюджета в пользу однолетнего. Но ничего не вышло.

В кризис 2008-2009 гг., депутаты Госдумы сначала предложили вообще отказаться от трёхлетнего бюджета в пользу однолетнего, однако затем одумались, отметив тогда, что, «однолетний бюджет», прежде всего, это — антикризисная временная мера. Впервые трёхлетний бюджет был принят в 2007 году на 2008-2010 годы. Бюджет-2009 пришлось значительно корректировать, так как он был подготовлен в докризисный период. Как тогда отмечали в Кремле, при разработке финансового плана на 2009 год исходили из главного параметра — предполагаемой цены на нефть. Тогда она ожидалась в пределах $95 за баррель, однако реалии мирового финансового кризиса в те годы были таковы, что цена на нефть колебалась в пределах $ 40 за баррель. В 2008 году цены на нефть рухнули на рекордные 60%. План главного финансового документа страны пришлось срочно пересмотреть и скорректировать расходы бюджета уже после выделения средств на поддержку различных отраслей экономики. Бюджет-2015 исходит из цены на нефть в $50 за баррель. При таком положении дел предполагалось, что обсуждение трёхлетнего бюджета будет проходить в накалённой обстановке, так как дефицит бюджета стал двузначным, но вышло иначе.

Может ли правительство вернуться к однолетнему бюджету? Этот вопрос сегодня актуальный. Простой пример. Если крупные компании, которые ведут госзакупки, могут как-то «перезимовать», то иностранные инвесторы, которые уже много лет подряд говорят о непривлекательном инвестиционном климате в России, могут забыть к нам дорогу.С одной стороны, в условиях экономической нестабильности делать долгосрочные прогнозы и брать их за основу при планировании «трёхлетки» — сложная задача. Однолетний же бюджет позволяет оперативно вносить правки в статьи расходов.С другой стороны, «трёхлетка» составляется как «скользящий» документ, то есть даёт возможность корректировать показатели на второй и третий годы финансового плана. При этом деньги под конкретные статьи расходов выделяются не сразу, а только тогда, когда плановый год становится первым. И однолетний бюджет в «трёхлетке», так или иначе, существует как составная её часть.

Принципиальным является то, чтобы государство планировало своё будущее, особенно сегодня — в сложное экономическое время в условиях не менее трудных политических реалий. Но беспомощность несуверенного государства, зависящего от внешней конъюнктуры, никакого планирования, естественно, обеспечить не может. Все это еще один диагноз либеральной России. Звучит почти как в военкомате: «не годна».



Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
1591
5312
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика