Государственная идеология и современная Россия

Государственная идеология и современная Россия

28 марта, в рамках научно-общественной конференции "Государственная идеология и современная Россия", состоялись выступления Генерального директора Центра научной политической мысли и идеологии Степана Сулакшина и его заместителя Вардана Багдасаряна. Первым на трибуну поднялся Степан Степанович Сулакшин. В своем вступительном слове он обозначил основные позиции, которые должна была осветить конференция.

Во-первых, это проблема, когда исследователи перестают слышать друг друга и перестают синхронизировать найденные идеи, крупицы знаний. Следующий блок вопросов касался единого проникновения в смысловую нагрузку исследуемого предмета. Ставя вопрос «Что происходит?», к ответу следует подходить с научной ответственностью. Четвертым, вытекающим из предыдущих тезисов, ставилась задача построения объяснительных моделей для ответа на вопрос «Почему так происходит?» И, наконец, последний вопрос, обязательный для настоящей науки, ученых и граждан: а что делать, в чем твой конструктив, в чем твое предложение, что ты конкретно предлагаешь отработать государству, обществу, специфическим профессиональным стратам по обнаруженным причинам?

Далее Степан Степанович объявил тему своего доклада: «Идеология, идеал, ценности, цели, действия, развитие». Основные положения выступления звучали следующим образом.

Государственная идеология - это цельное, единое собрание ценностей страны, закрепленные нормативно и сакрально, реализуемые и защищаемые государством, выработанные в общественной практике в идентичной цивилизационной версии. При этом подчеркивалось, что современная Конституция фактически запрещает какую-либо общегосударственную идеологию.

В докладе ставился вопрос: из каких сфер бытия рождается человеческое мировоззрение или общестрановая идеология, которая, тождественна государственной идеологии?

Выделялось два ключевых направления. Образование, за которое государство напрямую отвечает, культура, воспитание и мировоззрение – вполне определенная категория состояния умов и душ. Докладчик пришел к неутешительному выводу, что фактически классическое функциональное пространство российского государства лишено эти двух важнейших функций.

Подчеркивалось, что когда отсутствует идеология, то нет развития. Логично вытекающим из такой констатации был вопрос: а что же торжествует в итоге вот такой квазирыночной идеологической конкуренции, многообразия идеологий? Обнаруживается два варианта. Либо это низменные потребности, потребительство, гедонизм, животное начало человека и соответствующих обществ, либо это истинные ценности, делающие человека человеком, а сообщество человеческим.

В конце выступления Степан Сулакшин провел краткую диагностику состояния основных сфер современного общества. Первое состояние – нравственное состояние. Российское общество звереет, заключил докладчик, и продолжил. Деградация экономики – материальные результаты деидеалогизации страны, которая не ставит цели развития. Страна превращается в совершенно определенную третьеразрядную сырьевую державу. Количество субъектов-доноров с ходом времени уменьшается. На сегодня их уже 6. Россия должна стать нравственным государством, а не только социальным и правовым.

В такой ситуации докладчик видит лишь один реальный шанс для страны: государство и лица должны отвечать каково содержание истинной государственной идеологии, и каково значение и результаты деидеологизации страны, и каковы возможности и перспективы для нашей страны преобразоваться к классическому, устремленному в будущее, научно обоснованному и нравственному облику, который ничего общего не имеет ни с каким диктатом.

Эстафету у С.С. Сулакшина принял Вардан Эрнестович Багдасарян. В своем выступлении он обратился к вопросу почему нет результата, связанного с повышением потенциала в жизнеспособности страны? И подчеркнул, что нужна суверенная идеология не зависимая и не копирующая чужеродные аналоги.

Что касается либерализма, который оказался идентичен Западу, то либерализм не продуцирует какое-то основание для социальной сборки. Либерализм был использован как инструмент для утверждения, для продвижения западноцентричной политики.

Отсюда новая единая идеология, в центре которой как основание этого проекта российскоцентризм. Высшая ценность при таком подходе – это существование самой страны, Россия должна быть и должна быть всегда.

В западном дискурсе присутствовала, и воплощалась в политические проекты идея мирового господства. Россия выступает в качестве препятствия для реализации этого проекта, и по этой логике препятствие должно быть устранено.

Итак, выбор, по сути дела, заключается в позиции России в современном мироустройстве. Есть «золотой миллиард», есть мировая полупериферия, которая обслуживает этот миллиард, есть мировая периферия, и вопрос, где Россия. До последнего времени в 90-е годы, да и 2000-е годы, Россия пыталась интегрироваться в эту модель, встроиться, найти нишу, найти какую-то определенную квартиру. Мы встраивались в западный проект. Вопрос о выживании России заключается в выдвижении собственного мирового проекта, резюмировал Вардан Эрнестович.

Фотоотчет о конференции Вы можете найти здесь, а в скором времени в разделе «Доклады Центра» на сайте Rusrand.ru появятся полные тексты докладов со слайдами презентаций.

Выступление проф. Степана Сулакшина на пленарном заседании с докладом "Идеология - идеал - ценности - цели - действие - развитие":

Выступление проф. Вардана Багдасаряна на пленарном заседании с докладом "Государственная идеология как фактор национального суверенитета":


Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
3005
10033
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика