Гражданин, страна, идентичность (ВИДЕО)

Гражданин, страна, идентичность (ВИДЕО)

17 ноября в Центральном Доме журналиста прошла научно-экспертная сессия по теме «Проблема формирования гражданина России через инструментарий идентичности (культурная, образовательная, воспитательная, пропагандистская, информационная государственные политики)». Научно-экспертная сессия транслировалась на сайте www.rusrand.ru в режиме online. 


С понятием «гражданин» разбирался генеральный директор Центра научной политической мысли и идеологии, профессор Степан Сулакшин, который считает, что гражданин, это прежде всего сын своего Отечества. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», — писал Николай Некрасов. «Кто это — гражданин? Гражданин — это не только лицо в юрисдикции государства, с правами и обязанностями в рамках этой юрисдикции. Это еще и человек, для которого место рождения, его окружение, близкое и отдаленное, народ и его Родина, — вещи наиважнейшие», — заявил в своём докладе профессор Сулакшин. 

«Воспитание, обучение, пропаганда, СМИ, реклама, уличная культура и патриотизм», — все эти компоненты в системном комплексе в обязательном порядке должны присутствовать в системе государственной политики, нацеленной на формирование идентичности и гражданина-патриота своей страны, убеждён Сулакшин.  


«Идентичность сложна и многоуровнева. От «я житель этого края», «я русский, я татарин, я башкир, я чеченец», до — «я россиянин и этим среди других народов и государств всего мира горжусь». Идентичность — это чувство неразрывной причастности к своей земле, своему народу, Родине. Как только эти чувства нарушаются, страна начинает болеть, и даже смертельной болезнью. Нужно отчетливое понимание предмета идентичности, сложного явления гражданства и гражданственности, угроз им, содержания и необходимости действий, — заявил Степан Сулакшин.

В своем докладе он привёл весьма интересные факты, над которыми стоит задуматься. Были продемонстрированы исследования, в которых можно отследить, каким курсом идет страна, изучив частоту терминов первых лиц государства, исходя из их речей и официальных документов. 

Дмитрий Медведев, например, слова «США и Америка» употребляет гораздо чаще, чем такие слова, как «российский, русский, православие, религия, церковь, Отечество, Родина, идентичность и традиции». У президента России Владимира Путина слово «газ» по частоте подсчетов эксперта, стоит на втором месте, первое место делят слова «государство, российский и Россия». Однако такие слова как «русский, православие, Отечество, Родина и идентичность» наш президент практически в своей речи не использует.


 


«Программа «разгосударствления» страны, программа «разгражданинивания» гражданина России должны уйти в прошлое. В стране должны произойти мощные перемены, иначе нас ждут необратимые процессы», — подвёл итог своего выступления Степан Сулакшин.  



В своём докладе об идентичности профессор Вардан Багдасарян уделил особое внимание «фактору русского народа и русскости», который понимается в качестве особого «надэтнического интегратора в  генезисе российской цивилизации». Он считает, что «система российских идентичностей должна включать этнический, гражданский и цивилизационный уровни, объединяя все народы и конфессии российской цивилизации», — что и отметил в своем выступлении профессор Багдасарян. 


Особое внимание на духовные основы идентичности обратил внимание присутствующих протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер, к.ю.н., доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Академии управления МВД России, выступивший по поручению Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества с докладом «Идентичность: потребности и идеалы». По мнению священника, позитивное формирование личной, индивидуальной и групповой идентичности человека, семьи, общества, страны возможно только при наличии развитой комплексной социальной системы, включающей в себя структуры воспитания, образования, защиты ценностей и основанной на созидательной традиционной духовности. Ценности образуют иерархическую систему, в которой выступают ориентирами жизнедеятельности людей и характеризуют общую направленность личности. Без вдохновляющей консолидирующей духовной идейной основы Россия неизбежно будет ослабевать, унижаться и распадаться, а идентичность — деградировать. Такие ценности как патриотизм и свобода не существуют как абстрактные понятия. Они всегда имеют конкретное духовное содержание. И важно, какое оно в реальности — созидательное или деструктивное. «Без высших позитивных духовных идеалов у общества и государства нет будущего», — заключил протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер.


Кандидат философских наук  Олег Ефремов отмечает, что формирование идентичности зависимо от среды, в которой протекает данный процесс. В современном мире можно выделить три основных типа идентификационных сред: среда «тотальной аномии», присущая «развитым» стран Запада и характеризующаяся полным разрушением всякой нормативности, заменяемой ничем не ограниченной альтернативностью, порождающая феномен произвольной «игровой идентичности»; «антизападная среда», сложившаяся в странах исламского Востока и во многом спровоцированная агрессивным распространением тотальной аномии; «противоречивая среда», формирующая «мозаичную идентичность». Последняя, представленная в России, выступает результатом наложения влияния «тотальной аномии», собственных социокультурных традиций и «антизападной среды», обращение к которой вызвано в том числе и недостаточной способностью противостояния «тотальной аномии» со стороны отечественных социокультурных традиций. Предлагается усиление собственного компонента за счет формирования «здорового национализма, здорового патриотизма и здоровой религиозности», способных защитить как от «тотальной аномии», так и от экстремизма, порожденного влиянием «антизапада». 


Подводя итоги почти пятичасовой дискуссии можно сказать, что тема претендует на роль ключевых проблем и вызовов тех процессов в стране, которые волновали выступающих. А именно, процессы упадка, деградации, процессы движения к кризису. Вопрос что делать сегодня отчасти звучал. Что должно появиться? 


Очевидно, что иная Конституция страны, а именно та, которая была разработана нашим Центром. А также  интеллектуальное сопротивление или волна русского сопротивления в цивилизационном смысле, к такому выводу пришли эксперты. Должно возникнуть политическое объединение, которое вмешается в это трагическое управление «походом страны на историческое кладбище», — заявил Степан Сулакшин. «И смысл и содержание этого интеллектуального сопротивления в оппонировании,  в оппозиции к либеральной доктрине, западной цивилизационной интервенции, к либеральной практике  официальной российской власти и ее лидера президенту Владимира Путина. Уже 15 лет мы живем надеждами, но пора признать, что надежды не существует», — считает эксперт.

«Очевидно, что будем устраивать еще не одну научно-экспертную сессию для уточнения и прояснения вопроса, что поможет спасти и укрепить нашу страну», — заключил Степан Сулакшин.  




За дискуссионным столом прозвучали доклады:


Сулакшин Степан Степанович — генеральный директор Центра научной политической мысли и идеологии, д.физ-мат.н, д.полит н., профессор. «Государственная политика формирования гражданина страны»

Багдасарян Вардан Эрнестович — заместитель генерального директора Центра научной политической мысли и идеологии, д.и.н., профессор. «Российская модель мы-строительства и вызовы дезинтеграции»

Ефремов Олег Анатольевич — доцент кафедры социальной философии и философии истории философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, почетный работник высшего профессионального образования РФ, к.ф.н. «Формирование идентичности человека в условиях тотальной аномии»

Кудрявцев Михаил Алексеевич  политолог, публицист, к.физ.-мат.н. «Конкурирующие идентичности в России и деятельностный подход»

Тузиков Андрей Римович — руководитель координационного совета по социальным наукам Республики Татарстан, заведующий кафедрой Казанского национального исследовательского технологического университета, д.соц. наук, профессор. «Гражданская идентичность: одномерность vs конфигураций?»

Кунгуров Алексей Анатольевич — российский писатель, журналист, политтехнолог. «Формирование региональной идентичности в России, как идеологической базы коррупции»

Хвыля-Олинтер Андрей Игоревич — протоиерей РПЦ, полковник МВД в отставке, к.ю.н. «Идентичность: потребности и идеалы»

Чикаева Татьяна Александровна  доцент Московского художественно-промышленного института, к.фил.н. «Россия и русская личность:  современная диалектика идентичности и идентификации и практические выводы»

Ибрагимов Александр Гарунович  ведущий сотрудник Центра военно-политических исследований, ректор Школы здравого смысла, к.фил.н. «Формирования гражданина России через инструментарий идентичности. Дагестанский опыт»

Шишкина Наталья Игоревна — научный сотрудник Центра научной политической мысли и идеологии. «Межстрановый сравнительный анализ государственных политик в сфере идентичности»

Шаламова Любовь Федоровна — МАИ (национально-исследовательский университет), заведующая кафедрой государственного, муниципального управления, правоведения и психологии, к.соц.н. «Гражданская идентичность как основа для активизации социального потенциала молодежи»

Шеслер Лариса Виленовна  председатель Союза политэмигрантов и политзаключенных Украины «Феномен  изменения  идентичности  и ментальности  в  современном  мире,  механизмы,  темпы  и  факторы.  Украина,  как  иллюстрация  уязвимости  идентичности  современного  человека»

Березина Иван Михайлович  главный редактор интернет газеты «Россия навсегда». «В.А.Сухомлинский о воспитании гражданина: актуальные уроки»

Андреев Андрей Леонидович  главный научный сотрудник Института социологии РАН, д.филос. н., профессор. «Текущие тенденции в эволюции российской идентичности»

Глигич-Золотарева Милена Валериевна  Центр экономики федеративных отношений Института экономики РАН, ст.н.с, к.ю.н. «Патриотическое воспитание граждан России: муниципальный уровень»

Батурин Владимир Кириллович  заместитель заведующего кафедрой социо-гуманитарных дисциплин Московского банковского института, д.ф.н. «Философия русской идеи как путь к подлинной России»

Лексин Владимир Николаевич  главный научный сотрудник Института системного анализа РАН, д.э.н., профессор

Попов Сергей Иванович — ОД РЕКА, координатор. «Проблема сочетания гражданской  и этнонациональной идентичности в России»

Шабаев Евгений Олегович — Президент Благотворительного фонда поддержки ветеранов боевых действий "Отрада", председатель Антифашистского Совета, официальный представитель в РФ ОД "Донецкая Республика". «Гиперпропаганда — как исток гибели страны»

Тараненко Анатолий Михайлович — Институт теоретической и экспериментальной биофизики РАН, к.физ.-мат.н. «Фрактальные технологии и их упрощение в регуляцию– русская идентичность и ее полная утратa» и другие.

В самое ближайшее время Центром научной политической мысли и идеологии будет выпущен сборник выступлений участников научно-экспертной сессии.



Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
2497
8149
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика