Героический архетип в годы Великой Отечественной войны и в постсоветский период

Героический архетип в годы Великой Отечественной войны и в постсоветский период

Автор:  Маргарита Ивановна Саврушева — кандидат философских наук, доцент (Омский государственный аграрный университет), зав. сектором Омской государственной областной научной библиотеки им. А.С.Пушкина. Профессиональные интересы: философия культуры, архетипические образы, которые свойственны различным культурам.

Опубликовано в сборнике материалов V Всероссийской научной конференции "Сибирь: вклад в победу в Великой Отечественной войне" (Омск, 5–6 мая 2011 г.).

Феномен архетипов является атрибутом любой культуры, которая возникает, растет и выстраивается в ходе коллективного освоения материального мира. Одним из архетипов, которые оказали влияние на развитие многих национальных культур, является образ героя, воина, стоика, который призван защитить сообщество от угрожающих ему изменений. Герой — это человек (или группа людей), выполняющий свои обязанности ради своей страны, организации, сообщества или семьи, причем при выполнении этих обязанностей он ищет нестандартные пути и готов при этом рисковать своей жизнью.

Выполняя свою функцию посредством мужественных и сложных действий, герой использует свою силу и опыт, храбрость и мужество для того, чтобы противостоять негативному внешнему воздействию или что-то изменить. Этот архетип широко распространен и в русской культурной традиции. Особенно много образцов героического архетипа в истории Великой Отечественной войны. Тема защитника Отечества всегда была одной из основных в русской культуре, потому что помогала понять суть человека, оказавшегося в экстремальных обстоятельствах, выявить содержащийся в нем баланс сил добра и зла, степень патриотизма.

Особое место среди героев войны занимают такие реальные личности, как генерал Д.М.Карбышев, рядовой А.Матросов, летчик Н.Гастелло, много героинь — партизанок, подпольщиц, летчиц, которые во время (и после) войны были удостоены звания Героя Советского Союза, причем в основном посмертно: из 27 партизанок и подпольщиц 22 награждены посмертно, из 16 представительниц сухопутных войск — 13 посмертно. По словам А.С.Панарина, Великая Отечественная война стабилизировала новый, советский, строй как строй патриотического большинства, мыслящего категориями реального, жизненного мира.

Реальные личности приобрели обобщенные черты архетипического героя. О них складываются легенды, песни, которые становятся народными. Вот один из примеров:

  • Летел на битву капитан Гастелло,
    Как гордый сокол, выше облаков.
    На крыльях сокола гроза летела,
    Чтоб град стальной обрушить на врагов.
    («Баллада о капитане Гастелло», музыка В.Белого, слова В.Винникова)

Или, например, подвиг пяти черноморцев — защитников Севастополя (1942 г.), который был отражен в «Песне о пяти героях» (1943 г.), музыка В.Белого, слова И.Френкеля:

  • Пять отважных сыновей,
    Дети русских матерей,
    Как братья родные,
    Друзья фронтовые,
    Сражались за счастье Отчизны своей.

Героический архетип ассоциировался с беззаветной храбростью и волей к победе. С этим архетипом в мифологическом сознании было связано понятие нравственности, неразрывно связанное с понятием правды. «Всегда побеждает правда» — лозунг этого архетипа (вспомните: «Наше дело правое, враг будет побежден»).

Глубинный архетип воина побуждает ставить личность превыше общества. Мифологема идеального воителя, архетипически соотносимая со стихией огня, вырабатывала идею самораскрытия личности: воли Я, связанной с внутренней активностью души, которую в свое время уловил Ф.М.Достоевский: «Высочайшее употребление, которое может сделать человек из своей личности, из полноты развития своего Я, — это как бы уничтожить это Я, отдать его всем и каждому безраздельно и беззаветно».

Когда наступила трудная военная година, необходимость защиты Отечества стала для русского народа толчком к пробуждению национального самосознания, ибо сохранение единого Отечества означало и сохранение самого народа. Возрождался важнейший для русского сознания идеал — идеал свободной, нравственно ответственной личности.

В русском понимании человек — это Божие создание, а значит, несет огромнейшую, почти Божественную ответственность за себя и за весь мир.

Яркость проявления архетипического образа героя в годы Великой Отечественной войны в национальном менталитете свидетельствовала о том, что для него данный образ являлся глубоко укорененной жизненной опорой и таким образом помогал нации выжить, сохраниться и развиваться в сложные времена. Образ Героя-победителя позволил русскому народу вести за собой другие нации. Идея выхода личности за свои пределы, ее космичность — одна из таких жизненно важных идей русского менталитета.

Источник

***

"Летел на битву капитан Гастелло, как гордый сокол, выше облаков. На крыльях сокола гроза летела, Чтоб град стальной обрушить на врагов..." Музыка: В. Белый Слова: В.Винников 1941 г. Исполняет: Александр Пирогов. Исполнение 1943 г.

"Пять отважных сыновей, Дети русских матерей, Как братья родные, Друзья фронтовые, Сражались за счастье Отчизны своей..."Музыка: В.Белый Слова: И.Френкель 1943 г. Исполняет: Г.Виноградов, Е.Флакс


Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
1405
4711
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика